Слайд 1Литературная разминка
1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения
контраста.
2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает.
3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься.
Слайд 2 Литературная разминка
1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит
для обозначения контраста. Антитеза
2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает. Вводные слова
3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос
Слайд 3 Определите средство
Брожу ли я вдоль
улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Слайд 4 Определите средство
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во
многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Инверсия, анафора синтаксическая
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Парцелляция
Слайд 5Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Как низко,
вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Слайд 6Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Антитеза
Как низко,
вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!
Инверсия, синтаксический параллелизм
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация
Слайд 7Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Юрий Бондарев "Горячий снег"
Мой
край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Слайд 8Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
Юрий Бондарев "Горячий снег"
Оксюморон
Мой
край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Риторическое обращение, эпитет, олицетворение
Слайд 9
Прочитайте предложение, представленное на слайде.
Все небо заволокло облаками,
и вскоре полил дождь.
«Сложное предложение и знаки препинания в ССП».
Слайд 11 Распределить на группы
А, НО,ТАКЖЕ, НЕ ТО…НЕ ТО,ИЛИ, ЗАТО, ТОЖЕ, ОДНАКО,ТО…ТО, ТО ЛИ….ТО ЛИ,ДА (=НО),ЛИБО, ДА ( =И), И, ДА
Слайд 12 Виды сочинительных союзов
Соединительные: и, да (=и),тоже, также.
Противительные : а,
но, зато, однако, да(=но).
Разделительные: не то….не то, то ли…то ли, то…то, либо, или
Слайд 13
Постановка знаков препинания в ССП. Обратите внимание на данные предложения, объясните
их пунктуацию:
Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Слайд 14Перед союзом и запятая не ставится
1.Словом, время уже истекло и пора
было уходить. Вводное слово.
2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.
3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.
4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.
Слайд 15
Подведение итогов
Вдали гремел гром. Вся
окрестность огласилась. Молния осветила своим светом горизонт.
Используя сочинительные союзы, составьте сложное предложение.
Слайд 16 Подведение итогов
Что такое сложное предложение?
Какие предложения называются
сложносочиненными?
Входит ли сочинительный союз в состав какой- либо части ССП?
Перечислите случаи, когда между частями ССП запятая не ставится?
Слайд 17 Домашнее задание
Выписать из текстов художественной литературы 6 сложных предложений
с различными видами сочинительной связи.