Презентация, доклад к уроку Нормы русского литературного языка

Содержание

Для интеллигентного человека дурно говорить   должно  бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать

Слайд 1Нормы русского литературного языка. Повторение и обобщение пройденного
Учитель – Недодаева С.

Б.

МОУ гимназия им. А. Л. Кекина

Нормы русского  литературного языка.  Повторение и обобщение пройденногоУчитель – Недодаева С. Б.МОУ гимназия им. А.

Слайд 2 Для интеллигентного человека дурно говорить   должно  бы считаться

таким же неприличием, как не уметь читать и писать
Для интеллигентного человека дурно говорить   должно  бы считаться таким же неприличием, как не уметь

Слайд 3Важнейшие качества хорошей речи
Правильность
Выразительность
Уместность
Богатство
Точность
Чистота
Логичность
Соответствие стилевому назначению

Важнейшие качества  хорошей речиПравильностьВыразительностьУместностьБогатствоТочностьЧистотаЛогичностьСоответствие стилевому назначению

Слайд 4В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях:
во-первых, нормой

называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими);
во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.
В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях:  во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых

Слайд 5Основные особенности литературной

нормы:

относительная устойчивость и динамичность
обработанность
распространенность
общеупотребительность
общеобязательность
соответствие традиции и возможностям языковой системы.

Основные особенности         литературной нормы: относительная устойчивость и динамичностьобработанностьраспространенностьобщеупотребительностьобщеобязательность соответствие

Слайд 6В зависимости от принадлежности единиц к разным языковым уровням в литературном

языке различают следующие виды (типы) норм:


акцентологические (нормы ударения);
орфоэпические (произносительные);
лексические (словоупотребительные);
грамматические (нормы морфологии и синтаксиса).
Первые два типа норм (орфоэпические и акцентологические) применимы только к устной форме речи.
Специальными нормами письменной речи являются нормы орфографические и пунктуационные.

В зависимости от принадлежности единиц к разным языковым уровням в литературном языке различают следующие виды (типы) норм:

Слайд 7Различают нормы строго обязательные
это такие нормы, нарушение которых расценивается как

слабое владение русским языком. Эти нормы не допускают вариантов, любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретился с Ваней (не с Ванем), звонят (не звонят), квартал (не квартал), моя мозоль (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).
Различают  нормы строго обязательные это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком. Эти

Слайд 8нормы не строго обязательные
допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: твОрог

– творОг, кусок сыра - кусок сыру, зачетная книжка - зачетка, поехало трое студентов - поехали трое студентов.
Оценки вариантов в этом случае не имеют категорического характера, они являются более "мягкими": "так сказать лучше или хуже, уместнее, стилистически более оправданно".
нормы не строго обязательные допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: твОрог – творОг, кусок сыра - кусок

Слайд 9 Варианты норм, из которых один признается основным:
а) помета «допустимо»

(допуст.) / «допустимо разг.»: сейчас [с׳ич׳ас] и допуст. разг. [щас]
б) помета «допустимо устаревающее» (допуст. устар.): собрался и собрался, тихий [х׳ий] и допуст. устар. ти[хъй].
в) помета “допустимо новое” (допуст.новое): ба[с׳е)йн и допуст.новое ба[cэ]йн.
Варианты норм, из которых один признается основным:а) помета «допустимо» (допуст.) / «допустимо разг.»: сейчас [с׳ич׳ас]

Слайд 10 Для указания этих (ненормативных) вариантов вводятся так называемые запретительные

пометы: «неправильно» (неправ.) и «не рекомендуется» (не рек.).
Например: национализм ! неправ. национали[з׳]м; будущее ! неправ. будующее; бытие ! не рек. бытиё.

Для указания этих (ненормативных) вариантов вводятся так называемые запретительные пометы: «неправильно» (неправ.) и «не рекомендуется»

Слайд 11Орфоэпические нормы
1.В каком примере в выделенном слове произносится [шн]?
А)пространство конечно
Б) это,

конечно, шутка
В) полуночный час
Г) послать письмо с нарочным

Орфоэпические нормы1.В каком примере в выделенном слове произносится [шн]?А)пространство конечноБ) это, конечно, шуткаВ) полуночный часГ) послать письмо

Слайд 12Б) это, конечно, шутка

Б) это, конечно, шутка

Слайд 13Орфоэпические нормы
2. В каком слове произносится [тэ]?
А) контейнер
Б) протест
В) патент
Г) контекст

Орфоэпические нормы2. В каком слове произносится [тэ]?А) контейнерБ) протестВ) патентГ) контекст

Слайд 14А) контейнер

А) контейнер

Слайд 15Орфоэпические нормы
3. В каком слове произносится [к]?
А) легкий
Б) мягче
В) прилегший

Орфоэпические нормы3. В каком слове произносится [к]?А) легкийБ) мягчеВ) прилегший

Слайд 16В) прилегший

В) прилегший

Слайд 17Орфоэпические нормы
4. Укажите правильные варианты произношения.
А) пар[т′э]р
Б) пар[тэ]р
В) к[рэ]м
Г) к[р′э]м

Орфоэпические нормы4. Укажите правильные варианты произношения.А) пар[т′э]рБ) пар[тэ]рВ) к[рэ]мГ) к[р′э]м

Слайд 18Б) пар[тэ]р
Г) к[р′э]м

Б) пар[тэ]рГ) к[р′э]м

Слайд 19Орфоэпические нормы
5. В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся

твердо?
А) кофе, диспансер, шоссе, свитер
Б) кафе, партер, теннис, модель
В) рельсы, термин, кашне, ателье
Орфоэпические нормы5. В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся твердо?А) кофе, диспансер, шоссе, свитерБ) кафе,

Слайд 20Б) кафе, партер, теннис, модель

Б) кафе, партер, теннис, модель

Слайд 23Феномен звонит по средам, Приняв договор по годам, Он отдал экспертам эскорта Ходатайство аэропорта.

Феномен звонит по средам, Приняв договор по годам, Он отдал экспертам эскорта Ходатайство аэропорта.

Слайд 24 Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам

эско́рта Хода́тайство аэропо́рта.
Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта.

Слайд 25

Директору рынка
Голованову В. И.
 
Рост продаж на нашем рынке летом в две тысяче двенадцатом году составил около ста восьми процентов, превысив среднероссийский показатель (более девяносто восьми процентов).
Так, нами было продано очень много разного товару на самом рынке. Несколько армянов открыли новые точки в разных районах города. Они реализовали много тонн бананов, яблоков, апельсинов, мандаринов, помидоров и грушей, слив, дыней. Таким образом, работа была организована более лучше. Наслышан, что за все налоги заплачено вовремя.
Надеюсь, что убедю Вас и наши бухгалтера выпишут нам квартальную премию.
Грузчик Дуб Мирон Васильевич.


Слайд 26Домашнее задание

О том, что состоятся эти соревнования, я узнал

в газете «Ростовском вестнике». Там было написано, что «приглашаем всех, кто любит спорт». Все мои знакомые, кто его любит, знает, как такие мероприятия полезны для здоровья. Дышишь свежим воздухом, напоенный запахом цветов и трав. Прибежав с дистанции, понятно, как это здорово – заниматься спортом!
Домашнее задание  О том, что состоятся эти соревнования, я узнал в газете «Ростовском вестнике». Там было

Слайд 27 Здравствуйте! Я к вам хочу обратиться с огромной просьбой

– рассказать о моем друге, Игоре Колышкине.
Я очень рад, что с ним дружу. Рассказ, который он мне рассказал, произвел ужасное впечатление.
Он совершил самоотверженный проступок – спасение соседской девочки от злого пса. Молоток! И это было не раз. Совершенных им заняло бы страницу книги рекордов Гиннеса подвигов!
Наслушан, что его родители приняли решение значительно уменьшить уровень его ежедневного финансирования (учеба подвела). Сочувствую. Может, услышат они эту передачу и вернут назад свое решение? Я был бы этому очень рад! Друг Броня.
Да, прошу поздравить моего лучшего другана выступлением его любимой группы.
Здравствуйте! Я к вам хочу обратиться с огромной просьбой – рассказать о моем друге, Игоре

Слайд 29

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.


Слайд 30Шел дождь и два гимназиста…

Шел дождь и два гимназиста…

Слайд 31В споре Даши с Машей победил Иван…

В споре Даши с Машей победил Иван…

Слайд 32 И теперь чиновники парятся над проблемой, как вернуть банный

пар жителям нашего города.
И теперь чиновники парятся над проблемой, как вернуть банный пар жителям нашего города.

Слайд 33Задание ОГЭ

А7. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12
стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.
 
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым
недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
Задание ОГЭА7. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (12)Дети недолго пошушукались, и

Слайд 34Задание ЕГЭ

1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
аэропОрты
донЕльзя
щАвель
монолОг
крапИва

Задание ЕГЭ1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный

Слайд 35Задание ЕГЭ

2.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД.

Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Предложение 3. Пренебрегать своим внешний видом – непростительная ошибка.
ВИД, - а(-у), м.
Внешность, видимый облик; состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. С видом знатока. В исправленном виде.
Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.
Пейзаж (во 2-м знач.), изображение природы. Альбом с видами Кавказа.
Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берега. Скрыться из вида. Потерять из виду кого-н. (также перен.).
Перен., мн. Предположение, расчет, намерение. Виды на урожай. Виды на будущее.

Задание ЕГЭ2.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово

Слайд 36Задание ЕГЭ

3.В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Наш зритель способен оценит настоящее искусство, отличить его от ПОДДЕЛКИ.
Господин Белуга никогда не отказывал своей НЕОГЛЯДНОЙ дочке.
Павел сидел за круглым столом, накрытым ЦВЕТАСТОЙ скатертью.
У взрослых нерп с ГОДОВАЛОГО возраста с началом ледохода начинается линька.
Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ пират.


Задание ЕГЭ3.В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.Наш

Слайд 37Задание ЕГЭ

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в

образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё
С ПЯТИДЕСЯТЬЮ СЕМЬЮ пассажирами
БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ вариант
ОТКУПОРИТЕ банку
Пора летних СУМЕРЕК

Задание ЕГЭ4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и

Слайд 38Задание ЕГЭ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Задание ЕГЭУстановите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Слайд 40Источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://pedsovet.su/



Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://pedsovet.su/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть