Слайд 1
Распутин Валентин Григорьевич
родился
15.03.1937 –
14.03.2015 г
в с. Усть-Уда
Иркутской области, прозаик.
Детство Валентин провёл
в деревне Аталанка.
Слайд 2“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает
писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь
понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли
к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”
Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
Слайд 3
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния
Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины.»
Слайд 4 Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без
разбега и как истинный мастер слова.
Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Слайд 5Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
Слайд 6В. Г. Распутин
«Уроки французского».
Тема урока:
Слайд 7
Жанр литературы, к которому относится произведение
Автобиографический рассказ
Слайд 8Словарная работа
Автобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание, последовательное
изложение человеком фактов жизненного пути. В автобиографии в определённой мере отражается становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание.
Автобиографическое произведение - это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.
Слайд 9Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Не зная о том, как прошло детство писателя,
чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.
После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».
Слайд 10«Там мне ничего не пришлось
выдумывать, – говорил Распутин. – Всё
это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Слайд 11
Прототип - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом,
моделью для создания литературного, художественного произведения.
Слайд 13Эпиграф к рассказу
Странно: почему мы так же, как и перед родителями,
всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами.
В.Распутин
Слайд 14
Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он
впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Слайд 151. Просмотр буктрейлера
2. Чтение рассказа
Слайд 16Спасибо за работу на уроке!
До встречи!