Слайд 1Мысль – Образ – Музыка
Знакомство с творчеством писателей, входивших в группу
ОБЭРИУ
Урок литературы в 11 классе
Автор: Лукина Елена Сергеевна,
учитель МАОУ СОШ № 73
г.Челябинска
Слайд 2Цели:
познакомить с литературным объединением ОБЭРИУ, его членами и их творчеством;
дать понятие
о юморе как явлении литературоведческом, основанном на эстетической категории комического;
научить восприятию различных видов искусства, базирующемуся на понимании философской, эстетической сущности творчества;
расширить понятие «русский авангард»;
показать две функции смеха: созидающую и разрушающую личность.
Слайд 3Подумайте:
Почему у поэтов-обэриутов трагические судьбы? Почему их на долгие годы
«исключили» из литературы?
Слайд 4
Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не
требуют от себя приспособить свою голову к пониманию.
К.Малевич.
Слайд 6Музыка
И.Ф.Стравинский
С.С.Прокофьев
А.Н.Скрябин
Слайд 7Архитектура
Константин Мельников
Леонид, Виктор и Александр Веснины
Слайд 8О.Розанова
«Необъективная
композиция»
«Зелёная полоса»
Слайд 10К.Малевич
«Утро в деревне
после пурги»
Слайд 11В.Кандинский Krass und Mild ("Драматичный и спокойный")
Слайд 12П.Филонов «Формула весны и действующие лица» (фр.)
Слайд 13Н.Гончарова «Аэроплан над поездом»
Слайд 15Черный квадрат - зародыш всех возможностей
Слайд 16Русский авангард
Живопись
Литература
Театр
Музыка
Архитектура
Именно дух, духовная культура — сильнейшее оружие России.
Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. «Русский авангард» стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом
Ф.Дюрренматт
Слайд 18
Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, — честные работники своего искусства.
Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни
и ее предметов. Наша воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон.
Слайд 19
Даниил Хармс — поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на
статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе «классический» отпечаток и в то же время — представляет широкий размах обэриутского мироощущения
Слайд 20
А. Введенский (крайняя левая нашего объединения), разбрасывает предмет на части, но
от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности.
Слайд 21
К. Вагинов, чья фантасмагория мира проходит перед глазами как бы облеченная
в туман и дрожание. Однако через этот туман вы чувствуете близость предмета и его теплоту, вы чувствуете наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски, ибо художник вылепил их своими руками и согрел их своим дыханием.
Слайд 22
Игорь Бахтерев — поэт, осознающий свое лицо в лирической окраске своего
предметного материала. Предмет и действие, разложенные на свои составные, возникают, обновленные духом новой обэриутской лирики. Но лирика здесь не самоценна, она — не более как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия.
Слайд 23
Н. Заболоцкий — поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам
зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но наоборот — сколачивается и уплотняется до отказа, как бы готовый встретить ощупывающую руку зрителя.
Слайд 24.
Никола́й Мака́рович Оле́йников
(5 (17) августа 1898, станица Каменская, Всевеликое Войско Донское
— 24 ноября 1937, Ленинград) —
русский советский писатель, поэт, сценарист. Был редактором журналов «ЁЖ» (1928—1929), «Чиж» (1934, 1937) и др. Псевдонимы — Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов, Н. Техноруков, Мавзолеев-Каменский и Петр Близорукий.
Был репрессирован; погиб в заключении; реабилитирован посмертно
Слайд 25
«ЁЖ» (аббревиатура от Ежемесячный Журнал) — регулярный журнал для школьников пионерского
возраста, выпускавшийся в СССР детским отделом Ленгиза с 1928 года по 1935 год. Выходил один или два раза в месяц.
С 1930 года выпускался с приложением «ЧИЖ», ориентированным на дошкольников. Тираж колебался от 30 до 125 тысяч экземпляров.
Слайд 27Поэтика обэриутов
Алогизм
Фрагментарность, случайность
Главный герой – чудак, отпавший от века
Фантастичность
действия и персонажей
Условность пространства
Идеал
Критика
Смех
Эмоции
Противоречия действительности
Слайд 30Д. Хармс
Голубая тетрадь N 10
Жил один рыжий человек, у
которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было!
Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем больше говорить.
К. Малевич
Слайд 31http://muzofon.com/search/Вероника%20Долина%20Обэриуты
Где голы короли - опасны дети.
Покуда твёрдый лоб людей морочит -
Ребёнок всё поймет и напророчит.
Слайд 32
Власть, конечно, не понимала того, что они писали. Но власти мерещились
в обэриутах издевка над ней, презрение, и в своем зверином трусливом инстинкте она не ошибалась