Слайд 2Родина
М. В. Ломоносова
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул
Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба.
Слайд 3Архангельск, до основания Петербурга, был единственным портом в России, связывавшим страну
с Западной Европой. На берегах Северной Двины были построены верфи. Здесь процветали художественные промыслы: резьба и роспись по дереву и кости, вышивка. На севере вываривали соль, гнали смолу, добывали слюду и железо.
Слайд 4Беломорский край, где родился Ломоносов, был в экономическом и культурном отношении
одним из развитых районов России. Ломоносову помогло то обстоятельство, что он был архангельским мужиком, не носившим крепостного «ошейника».
Слайд 5Ломоносова обучил грамоте дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников.
Юноша часто
помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям.
Слайд 6На пути в Москву
Михаил Ломоносов, как сын крестьянина, не мог поступить
в единственную в Холмогорах словесную школу при архиерейском доме и решил попытать счастья в Москве.
Слайд 7Через тернии к звездам…
Юноша ушел из родного дома вопреки воле отца,
и поэтому ему пришлось искать поддержку у односельчан: сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье». Помог и Иван Банев, расписавшись поручителем по выплате налога (подушных).
Слайд 8Спасские школы
Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно-греко-латинская
академия. В нее и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение. Он был зачислен в первый класс академии. Несмотря на материальные трудности и тяготы, первые три класса закончил за один год
Слайд 9Недовольный преподаванием естественных наук в «Спасских школах», М. В. Ломоносов на
короткое время отправился в Киев, где находилась Киево-Могилянская академия. Убедившись, что там господствуют схоластические взгляды, он вернулся в Москву.
Слайд 10Академия наук
В 1725 году по проекту Петра I создана Петербургская Академия
наук. В ней были учреждены гимназия и университет для подготовки русских ученых. А через 10 лет после её строительства туда был направлен Ломоносов в числе 12 лучших учеников.
Слайд 11Обучение в Германии
В сентябре 1736 года Михаила Ломоносова вместе с Д.И.
Виноградовым и Г.У. Райзером отправили в Германию для изучения химии, горного дела и металлургии.
Паспорт, выданный в Германии
Слайд 12Марбургский университет
Через два месяца Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где в
это время прославленный ученый-энциклопедист Христиан Вольф преподавал физику и философию, химию и математику.
Слайд 13Ломоносов-студент
Во время учебы в Марбурге Ломоносов усвоил лучшее, чем обладала в
то время западно-европейская естественно-научная мысль; здесь он выработал свой метод научных исследований.
Христиан Вольф отмечал: «Молодой человек преимущественного остроумия. Математические и философические, а особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Возвратясь в отечество, принесет пользу обществу, чего от сердца желаю».
Слайд 14Занятия в Саксонии
В июле 1739 г. Ломоносов с товарищами был отправлен
в Саксонию, где он прослушал курс лекций крупного минералога и химика И.Ф. Генкеля, прошел лабораторную практику и обучился маркшейдерскому искусству.
Из отзыва Генкеля: «Господин Ломоносов, довольно хорошо усвоивший химию, преимущественно металлургическую, а в особенности пробирное дело, равно как и маркшейдерское искусство, распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен основательно преподать механику, в которой он, по отзывам знатоков, очень сведущ.
Горные выработки в г. Фрейберге
Слайд 15Достижения Ломоносова
В 1741 г. Ломоносов возвратился в Петербург. Его первой большой
научной работой был «Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Петербургской Академии наук». В физическом кабинете Академии наук он проводил физико-химические эксперименты. Одновременно сотрудничал в газете «Санктпетербургские ведомости» как переводчик.
Слайд 16Физика
Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории дано
объяснение многих физических явлений. Он показал природу твердых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния и упругости газов.
Слайд 17В 1742 г. Ломоносов стал адъюнктом по классу физики и приступил
к созданию первого в России учебника физики. «Вольфианская экспериментальная физика» вышла в 1746 году и долгое время оставалась единственным учебником экспериментальной физики на русском языке. По нему учились несколько поколений студентов и гимназистов различных учебных заведений России.
Слайд 18В диссертации «Размышления о причине теплоты и холода» Ломоносов предложил свою
теорию теплоты, опровергавшую господствовавшее в то время представление о «тепловой материи». Причиной теплоты ученый считал вращательное движение составляющих тело частиц: чем оно быстрее, тем выше температура тела.
Слайд 19«Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую
для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии»
«Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предсуществующей жидкости»
Слайд 20С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком
Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая «громовая машина».
Слайд 2126 июля 1753 года во время наблюдений Рихман был убит молнией.
Потрясенный смертью друга Ломоносов писал в письме: «… умер Рихман прекрасною смертью, исполняя по своей профессии должность».
Ломоносов в «Слове о явлениях воздушных» выдвинул теорию возникновения атмосферного электричества и показал тождественность его с получаемым от электростатической машины.
Слайд 22Астрономия
Уже в первые годы работы в Петербургской Академии наук внимание Ломоносова
привлекли астрономические явления.
Слайд 23Крупнейшим достижением Ломоносова в области астрономии было открытие в 1761 г.
атмосферы на Венере, которое он описал в работе «Явление Венеры на Солнце».
Слайд 24Оптика
Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного
назначения: «ночезрительной трубы», «горизонтоскопа», телескопа.
Слайд 25В 1741 году он предложил проект «катоптрико-диоптрического зажигательного инструмента» - своеобразной
солнечной печи, позволяющей получать высокую температуру, которую иным способом тогда достигнуть было невозможно.
Ломоносов на много лет раньше английского астронома В. Гершеля разработал конструкцию телескопа с одним зеркалом, расположенным под углом к его оптической оси.
Оптико-технические работы Ломоносова намного опередили науку его времени.
Слайд 26Химия
Ломоносов считал химию своей главной профессией», причем развитие химии, по мнению
ученого, должно было помочь решению практических задач. Став профессором химии, Ломоносов начал добиваться создания химической лаборатории.
Слайд 27В октябре 1748 года после трехлетних усилий Ломоносову удалось получить разрешение
на строительство первой в России научно-исследовательской и учебной химической лаборатории. Она была оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова. В ней ученый проводил экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также делал пробы руд.
Слайд 28Первой известной работой Ломоносова в области химии была «Элементы математической химии».
В
1745 г. за работу в области химии было присвоено звание профессора. Он и Тредиаковский В.К. стали первыми русскими академиками.
Слайд 29Ломоносов заложил основы физической химии, сделав успешную попытку дать объяснение химическим
явлениям на основе законов физики и своей теории строения вещества.
«Слово о пользе химии», 1751г.
Слайд 30Материалистический подход к явлениям природы, знакомство с достижениями науки того времени
позволили Ломоносову впервые объединить в одной формулировке принципы сохранения материи и движения. Этот закон он назвал «всеобщим естественным законом» и в 1760 г. опубликовал его в «Рассуждении о твердости и жидкости тел».
Слайд 31В Химической лаборатории Ломоносов провел более 4000 опытов и разработал технологию
изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол. Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла.
В 1752 году он получил земельный надел, для строительства фабрики.
Усть-рудицкая фабрика была передовым предприятием России XVIII века.
Образцы цветного стекла,
сваренного Ломоносовым.
Слайд 32На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус,
посуда и другие нужные вещи в быту.
Ломоносов писал: «Пою перед Тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу».
Бусы усть-рудицкой
фабрики
Бисерное панно
Столики, украшенные
стеклом
Слайд 33Мозаика
Михаил Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской
было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.
В 1764 г. французский журнал «Флорентийские ученые ведомости» высоко оценил мозаичные работы Ломоносова: «Мозаики господина Ломоносова, которые будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чем».
Слайд 35В 1758 году Ломоносов составил проект мозаичного монумента Петру в Петропавловском
соборе. По замыслу ученого стены внутри собора, где находится гробница Петра, должны были украшать мозаичные картины, прославляющие государственную деятельность царя. Из задуманных двенадцати была закончена только одна – «Полтавская баталия». С 1925 года она украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.
Слайд 36Геология
Ряд работ Ломоносова был посвящен вопросам минералогии, геологии и горного дела.
Значительными из них были «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Первые основания металлургии или рудных дел» и «Трактат о слоях земных». В них ученый высказывает идеи эволюции природы, основанные на материалистических воззрениях. Эти работы стали одними из первых русских пособий по горному делу.
Слайд 38География
Труды Ломоносова в области географии заслужили признание. В апреле 1760 г.
его избрали членом Шведской Академии наук. В благодарность он послал в Стокгольм рукопись своей работы «Рассуждение о происхождении ледяных гор в Северных морях».
Слайд 39Ломоносов был убежден, что «России могущество будет растать Сибирью», и в
работе «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» обосновал возможность плавание Северным морским путем.
Слайд 40Открытие Северного морского пути должно было, по мнению Ломоносова, способствовать экономическому
развитию России. По его предложению была организована экспедиция, начальником которой был назначен капитан-командир В.Я. Чичагов. Ломоносов участвовал в подготовке экспедиции: обучал штурманов, заботился об усилении ледовой обшивки судов и об оснащении экспедиции морскими навигационными приборами.
Карта маршрутов северных
морских экспедиций
В.Я. Чичагова
Слайд 41Титульный лист работы Ломоносова «Рассуждение о большей точности морского пути» со
страницей, на которой изображены сконструированные Ломоносовым навигационные приборы.
Слайд 42Любовью к родине продиктована заинтересованность Ломоносова в развитии географических и экономических
исследований России. Возглавив в 1758 г. Географический департамент Петербургской Академии наук, он принял меры к составлению нового географического атласа страны.
Слайд 43История
Патриотизм привел Ломоносова к занятиям русской историей. Он резко выступал против
«норманской теории» происхождения русского народа. Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.
Слайд 44
В работе «О сохранении и размножении Российского народа» Ломоносов выступил как
просветитель, стремящийся поднять благосостояние народа путем распространения культуры и научных знаний.
Слайд 45Литература
«С Ломоносова начинается наша литература: он был её отцом и пестуном;
он был её Петром Великим…»
В.Г. Белинский, 1834 г.
Слайд 46В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи
к проектам иллюстраций, которые устраивались в честь разных событий.
Ода «На взятие Хотина»
Слайд 47Ломоносов начал писать стихи ещё во время учебы в Славяно-греко-латинской академии.
В 1736 году он купил в Петербурге книгу В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
В.К. Тредиаковский
Слайд 48Ломоносов изучил эту книгу, но считал, что
«… российские
стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Он разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения изложил в «Письме о правилах российского стихотворства».
Слайд 50Жанрово-стилевая реформа.
Разряды слов
Старославянские и русские общие.
Язык величавый, торжественный
Старославянские малопонятные,
малоупотребительные, книжные
Русские разговорные
«ШТИЛИ»
Героические
поэмы,
оды, трагедии
Сатиры, научные сочинения,
стихотворные послания к друзьям,
элегии, письма
Комедии, песни,
басни, эпиграммы,
увеселительные песни
Высокий
Средний
Низкий
Слайд 52Порфира – пурпурная мантия монарха
Облобызала – поцеловала
Понт – море
Зиждитель мира –
Бог (зиждется – созидается, зиждитель - создатель)
Зря – видя (зрение, взирая)
Дщерь – дочь
Воззри – посмотри
Вран – ворон
Вещать – говорить
Отверзу – открою
Объемлю – обниму
Миневра – богиня мудрости
Реченье – старанье (рачительный)
Верьхи Рифейски – вершины Уральских гор
Слайд 53Становление личности Ломоносова пришлось на период подъема национального самосознания, вызванного военными
победами Петра I и его преобразовательской деятельностью. Для Ломоносова Петр I оставался идеалом человека и монарха, что нашло отражение в его литературном творчестве и с особой силой выразилось в героической поэме «Петр Великий» и в «Слове похвальном … Петру Великому».
Слайд 54Ломоносов, хотя и восхвалял победоносные петровские войны, но понимал, что для
распространения просвещения и для процветания страны нужен мир. В трагедии «Тамира и Селим» он писал: «…кровавая война!
Которое от ней не стонет государство?»
Слайд 55Ломоносов боролся с воинствующим невежеством и слепой приверженностью старине. Только поддержка
влиятельных друзей спасла его от расправы Синода за сатирическое стихотворение «Гимн Бороде».
Слайд 56Глубокое знание памятников русской письменности и живого разговорного языка, аналитический ум
и поэтический талант помогли Ломоносову заложить фундамент отечественной науки о языке. Написанное им в 1748 г. «Краткое руководство к красноречию, явилось литературной хрестоматией и произведением, несущим просветительские идеи».
Слайд 57В «Российской грамматике» Ломоносов впервые в истории отечественного языкознания дал свод
правил русского литературного языка. «Грамматика» была переведена на немецкий, польский и французский языки.
Слайд 58Московский Университет
Убежденный в том, что только распространение наук и просвещения может
способствовать процветанию России, Ломоносов пришел к мысли о необходимости создания университета в Москве. Он хотел, чтобы образование стало доступным не только дворянству, но и выходцам из других сословий.
Слайд 5912 января 1755 года был учрежден Московский университет и размещен в
здании на Красной площади у Воскресенских ворот.
Слайд 60Здесь помнят и почитают Ломоносова…
Народ нашей страны любит, ценит и хранит
память о Ломоносове – гениальном ученом, патриоте и последовательном борце за развитие культуры и просвещения России. Имя Ломоносова носят город, улица, мост и одна из площадей Санкт-Петербурга.
Именем великого ученого названы: горный подводный хребет в бассейне северного Ледовитого океана, кратер на невидимой стороне Луны, одна из малых планет и минерал.
Слайд 61
Здание бывшей Кунсткамеры, где с 1741 по 1765 года работал М.В.
Ломоносов
Слайд 63Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Старое здание на проспекте К.
Слайд 64Новое здание МГУ
на Ленинских горах
Слайд 65
Площадь им. М.В. Ломоносова
в Санкт-Петербурге
Слайд 66Памятник Ломоносову перед зданием МГУ
Слайд 67
В марте 1765 г. Ломоносов тяжело заболел. Последними его
словами стали: «Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества…»
4 (15) апреля 1765 года Ломоносова не стало. Его похоронили в Александро-Невской лавре.
Слайд 68« Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял
все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…»
А.С. Пушкин. 1825 г.