Презентация, доклад к уроку литературы 11 класс Л. Андреев Иуда Искариот

Содержание

Андреев и БунинЛеонид Николаевич Андреев (1871—1919) — один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже ХIХ—ХХ веков. Достаточно привести мнение И. А. Бунина, который не был щедр на похвалы: «Все-таки это единственный из

Слайд 1Леонид Андреев
Претворение евангельского сюжета
в повести
«Иуда Искариот»

Леонид АндреевПретворение евангельского сюжетав повести «Иуда Искариот»

Слайд 2Андреев и Бунин
Леонид Николаевич Андреев (1871—1919) — один из тех русских

писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже ХIХ—ХХ веков.
Достаточно привести мнение И. А. Бунина, который не был щедр на похвалы:
«Все-таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

Андреев и БунинЛеонид Николаевич Андреев (1871—1919) — один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на

Слайд 4Андреев и Горький
Он начал как газетный фельетонист и судебный репортер, позже

начал писать рассказы, сблизился с Горьким, с писателями литературного кружка «Среда», участвовал в издании сборников «Знание».
Горький создаст мемуарный портрет Леонида Николаевича Андреева. Это настоящий мини-роман с завязкой, высшей точкой развития действия и развязкой. К моменту, когда писались воспоминания, Л. Н. Андреева уже не было в живых, он умер в финской эмиграции (1919), проклиная большевиков и резко отрицательно высказываясь о М . Горьком, которого он не без оснований обвинял в сотрудничестве с этими «немецкими шпионами».
Андреев и ГорькийОн начал как газетный фельетонист и судебный репортер, позже начал писать рассказы, сблизился с Горьким,

Слайд 5Кусака
Баргамот и Гараська
Ангелочек
Что видела галка
Предстояла кража

«В рассказе «Кусака» героем является собака,

ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». В этих словах во многом отразились философские представления писателя.


КусакаБаргамот и ГараськаАнгелочекЧто видела галкаПредстояла кража«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и

Слайд 6Темы творчества
Андреев писал об одиночестве (неважно, человека, собаки или абстрактного персонажа),

о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге.
Писал он и на актуальные, современные ему темы, но и в них взгляд писателя обобщенно-философский. Таков рассказ «Красный смех» (1904), посвященный событиям русско-японской войны. С необычайной экспрессивностью Андреев показал безумие кровопролития, безумие, бесчеловечность войны. Символическое название рассказа подчеркивает его обвинительный, антивоенный пафос.
Глубокое проникновение в психологию обреченного человека в «Рассказе о семи повешенных» на злободневную и сто лет назад тему терроризма. Автор с сочувствием пишет о приговоренных к смерти революционерах террористах. Этот рассказ — отклик на реальные события. Андреев видит в приговоренных не столько преступников, сколько людей.
В творчестве Леонида Андреева острота современных ему вопросов соединяется со стремлением к их глубинному истолкованию, стремлением постичь «бездны» человеческой души, противоречия бытия.

Темы творчестваАндреев писал об одиночестве (неважно, человека, собаки или абстрактного персонажа), о разобщенности душ, много размышлял о

Слайд 8История создания повести «Иуда Искариот»
Первая русская революция началась с Кровавого воскресенья,

9 января 1905 года, когда по инициативе священника Гапона петербургские рабочие пошли к Зимнему дворцу с петицией Николаю II, и это мирное массовое шествие было расстреляно царскими войсками. Год спустя выяснилось, что Гапон разоблачен эсерами как агент охранки и повешен ими в Озерках, дачном пригороде Петербурга.
История создания повести «Иуда Искариот»Первая русская революция началась с Кровавого воскресенья, 9 января 1905 года, когда по

Слайд 9Леонид Андреев задумал произведение, в котором бы отразились эти события. Из

письма Андреева Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать «Записки шпиона», нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие, философские черты: писатель переосмысливает евангельский сюжет, ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

Леонид Андреев задумал произведение, в котором бы отразились эти события. Из письма Андреева Серафимовичу: «Между прочим, я

Слайд 10Александр Блок откликнулся на выход повести Андреева в свет: «За нею

(повестью) — душа автора — живая рана. Думаю, что страдание ее — торжественно и победоносно. (...) Все мы знаем уже могущественное дуновение андреевского таланта, и можно только удивляться тому, что и годы не убивают это чудовищное напряжение».

Александр Блок откликнулся на выход повести Андреева в свет: «За нею (повестью) — душа автора — живая

Слайд 11В повествовании два полюса: Христос – добро, Искариот – зло.
На

первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот герой, сложный, противоречивый и страшный, и его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей версии событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и зло».

В повествовании два полюса: Христос – добро, Искариот – зло. На первый план автор выводит фигуру Иуды.

Слайд 12Трагедия предательства
Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иуды, Андреев переосмысливает

ее сюжет и наполняет новым содержанием.
Пропустив евангельские события через призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им трагедию предательства и возмутиться ею.

Трагедия предательстваВзяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иуды, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием.

Слайд 13Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Слайд 14«и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из

вас предаст Меня»
«и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Слайд 15Каждый должен пройти свой путь
Библейское повествование отличается от андреевского только художественной

формой: Центральным персонажем легенды является Иисус Христос. Все четыре Евангелия повествуют именно о его жизни, проповеднической деятельности, смерти и чудесном воскресении, а проповеди Христа передаются посредством прямой речи. У Андреева Иисус довольно пассивен, его слова передаются в основном как косвенная речь. Во всех четырех Евангелиях сам момент предательства Христа Иудой является эпизодическим. Нигде не описывается внешность Искариота, его мысли и чувства, как до предательства, так и после.

Каждый должен пройти свой путьБиблейское повествование отличается от андреевского только художественной формой: Центральным персонажем легенды является Иисус

Слайд 16Наиболее полная информация об Искариоте содержится в Евангелии от Матфея. Именно

в нем рассказывается о сумме (тридцать серебряников), которую первосвященники предложили ему за Иисуса Христа; о возврате этих денег Иудой после предательства; о раскаянии Иуды и о его самоубийстве. Но Матфей не объясняет ни причин, толкнувших Иуду на предательство, ни его внутреннего состояния

Наиболее полная информация об Искариоте содержится в Евангелии от Матфея. Именно в нем рассказывается о сумме (тридцать

Слайд 17«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа:

точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту».
«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом

Слайд 18Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя — двойственность

его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.
Иуда кровно связан с нищим и голодным людом. Жизнь наложила на одну его половину и души, и внешности свой мертвящий отпечаток. Другая половина жаждала познания, истины. Он знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность.
Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя — двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств,

Слайд 19У Л.Андреева Иуда – не символ, а живой человек. В нем

переплелось множество страстей и чувств. Несомненно, что любит он Христа искренне и сильно. Но Иуда обижен им и не может примириться с тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса.
Андреевский Иуда не ради денег (как в одной из Евангелий) совершает свое преступление. Им движет обиженная любовь.
И странным образом рассказ Андреева, которого многие церковные критики обвиняли в кощунстве и безнравственности, наводит на глубоко нравственную мысль: любовь не должна быть обиженной, она должна быть благородной.

У Л.Андреева Иуда – не символ, а живой человек. В нем переплелось множество страстей и чувств. Несомненно,

Слайд 20Иуде недостаточно этой любви: противопоставляя себя ученикам в искренности своей любви

и преданности Иисусу, он жаждет его признания своих достоинств, и возвышения над другими учениками.
Этот момент прослеживается и в Евангелиях: на тайной вечере, когда Иисус сказал, что один из сидящих здесь предаст его, ученики стали вопрошать: «Не я ли, Господи?», и лишь один Иуда спросил: «Не я ли, Равви?» - тем самым показав, что видит в Иисусе лишь учителя, но не Господа.
В момент предательства Иуда осознано избирает целование как знак для врагов Иисуса, поскольку в обществе раввинов поцелуй служил высшей похвалой и давался учителем ученику. Но ученики не смели целовать учителя. Так всякий раз подчеркивает свое равенство с Христом.

Иуде недостаточно этой любви: противопоставляя себя ученикам в искренности своей любви и преданности Иисусу, он жаждет его

Слайд 21Микеланджело да Караваджо "Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды»

Микеланджело да Караваджо

Слайд 22«предатель поневоле», его предательство — оборотная сторона любви к Иисусу?
Андреев показывает,

что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей.
Иуда — трагическая фигура. Он считает: чтобы темная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.
Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя
«предатель поневоле», его предательство — оборотная сторона любви к Иисусу?Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса

Слайд 23Тридцать сребренников

Тридцать сребренников

Слайд 24Тридцать сребренников
Презрительное выражение «тридцать сребреников» — крылатые слова или устойчивый фразеологизм в русском языке, употребляющееся в

значении цены предательства. С тридцатью сребрениками связаны в русском языке слово «бессребреники», обозначающее не только лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры; но и в бытовой речи бескорыстных людей, равнодушных к богатству, к материальной выгоде.

Тридцать сребренниковПрезрительное выражение «тридцать сребреников» — крылатые слова или устойчивый фразеологизм в русском языке, употребляющееся в значении цены предательства. С тридцатью сребрениками

Слайд 25Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место,

где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. 
Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?
Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдешь со мною назад на землю, Иисус?
И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все – добрые и злые – одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей – Иуда из Кариота, Предатель.

Смерть Иуды

Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти

Слайд 26Понтий Пилат
Есть еще одна фигура в рассказе, отнести которую к силам

добра и света очень трудно. Это – прокуратор Понтий Пилат. Именно ему на суд был отдан Иисус, он проводил последний допрос. В рассказе нет описания этой беседы в отличие от Евангелий. В остальном, образ Пилата и его действия полностью совпадают с библейским.
После разговора с Иисусом, он, выйдя к толпе и «презрительно оттянув губы вниз, к круглому бритому подбородку», «бросает в толпу сухие, короткие слова…». Пилат заявляет, что не «нашел человека этого виновным…»

Понтий ПилатЕсть еще одна фигура в рассказе, отнести которую к силам добра и света очень трудно. Это

Слайд 27Понтий Пилат- предатель?
Но озверевшая толпа требует жертвы и выбирает этой жертвой

Иисуса. Что же делает Пилат? Пилат «моет руки – зачем-то моет свои белые, чистые, украшенными перстнями руки» и кричит, что «неповинен… в крови праведника этого».
Римлянин так и не сказал «своего решающего слова». И это – тоже предательство. Пассивность прокуратора Понтия Пилата не менее страшна, чем поступок Иуды Искариота.
Понтий Пилат- предатель?Но озверевшая толпа требует жертвы и выбирает этой жертвой Иисуса. Что же делает Пилат? Пилат

Слайд 28Апостолы –предатели?
Сомнительным является добро и других учеников Христа, в частности и

особо приближенных к нему – Иоанна, Петра, Матфея и других. Находясь при еще живом Иисусе и будучи в полном рассвете лет, они уже спорят о том, кто из них «будет первым возле Христа в его небесном царствии».
Петр же, по существу, еще и клятвопреступник. Он клялся в том, что никогда не оставит Иисуса, но в минуту опасности трижды отрекается от него. И его отречение, и бегство других учеников – тоже своего рода предательство. Их трусость – грех, не меньше Иудиного.

Апостолы –предатели?Сомнительным является добро и других учеников Христа, в частности и особо приближенных к нему – Иоанна,

Слайд 29Вечные истины. Вечный спор

Вечные истины. Вечный спор

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть