Слайд 1 Александр Николаевич Радищев
"Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным,
кем бы он ни был".
1749-1802
Слайд 2Александр Радищев родился в 1749 году в дворянской семье саратовского помещика.
Отец его службой, умом и трудами собрал немалое состояние(3500 крепостных душ).
При этом был просвещённым,
добрым, гуманным
помещиком. Во время
Пугачёвского восстания
крепостные спрятали
его и его семью.
Слайд 3 Маленький Саша быстро заговорил по- французски, позже
по- немецки, по-английски, по - латински, по- итальянски.
Его любимыми книгами были сказки «Тысяча и одна ночь», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мифы Древней Греции».
Слайд 4Образование получил поначалу вполне обычное по тем временам: нянька, дядька, француз-гувернёр.
В 1762 г. Радищев с помощью своего влиятельного дяди М.Ф.Аргамакова поступил в Пажеский корпус в Москве.
Слайд 5
Там учили математике, военным наукам, философии, праву, истории, географии, уделялось внимание
юриспруденции и нравственному воспитанию. Будущий придворный и государственный служащий учится успешно.
Слайд 6В 1766 г. Екатерина II распорядилась отправить группу из 6 человек
в Лейпциг для изучения права, в этой группе оказался А.Н.Радищев. В течение почти 5 лет Радищев слушал лекции в Лейпцигском университете (кстати, в то же время, но курсом старше, там учился И.-В.Гёте), особенную склонность проявил к естественным наукам, особенно химии и медицине.
Слайд 7В 1771 г., вернувшись из-за границы, Радищев занял должность протоколиста в
Сенате. Его работа состояла в составлении протоколов по судебным делам, слушавшимся в Сенате, в основном это крестьянские бунты и волнения, стычки барина и крестьян, жалобы крестьян, случаи помещичьего произвола. Должность сенатского протоколиста, вероятно, не устраивала Радищева, и при первой возможности он перешёл на военную службу, а вскоре и совсем в отставку.
Слайд 8Счастливые и горькие впечатления в жизни Радищева оказываются рядом: венчание с
Анной Рубановской, которая родит ему 4-х детей, и жестокая расправа с пугачёвцами ,
репрессии против восставшего народа.
Немного позже императрица Екатерина скажет про Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачёва!» и это не случайно: взгляды образованного барина Радищева и неграмотного крестьянского вождя Емельяна Пугачёва во многом совпадали.
Слайд 9В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию.
В 1780-е годы он поддерживал бурно
развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.
Слайд 10Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к
другу...", закончил оду "Вольность".
Слайд 11С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в
Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.
Слайд 12
Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские
промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.
Слайд 13
В Сибири Радищев продолжает работать, занимается медициной, лечит простых крестьян.
Лишь в 1797г., при Павле I, он получает право вернуться, постаревший,больной, но не сломленный.
Слайд 14 Измученный болезнями, окружённый чуждыми ему людьми, Радищев видел, что
в жизни столицы мало что изменилось к лучшему. Его одолевали горькие мысли.
12 сентября 1802г. Он покончил собой, выпив яда, не желая
долго умирать от
тяжёлой болезни,
и не желая мириться с
несправедливостью.
Радищева похоронили на
Волковском кладбище.
Слайд 16 Ты хочешь знать: кто я?что я?
куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Слайд 18НАПРАВЛЕНИЕ
ЖАНР ПУТЕШЕСТВИЯ
Литературное направление конца 18 и начала 19
века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях.
Слайд 19Стиль Радищева весьма своеобразен. Как нередко бывает у писателей свободолюбивых взглядов,
ему (а также, например, большинству поэтов декабристского круга или футуристам в начале XX в.) казалось неприемлемым всё слишком гладкое и плавное. Поэтому в прозе он доводил до крайности особенности «высокого», славянизированного слога: отдельные отрывки текста кажутся написанными просто по-церковнославянски, а синтаксис запутан до предела. Тут же, с целью «возвысить» слог, писатель начинает во множестве употреблять научные термины.
Слайд 20
А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат “О Человеке, о его
смертности и бессмертии”, но в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петербурга в Москву”. Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”.
Слайд 21 Писатель страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием
художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков.
Слайд 22 "Путешествие из Петербурга в Москву".
"Чудище обло, огромно, стозевно
и лаяй". "Телемахида",
Слайд 23Жанр - путешествие, в форме путевых заметок.
Композиция - последовательное построение глав,
каждая глава- новая станция на пути героя.
Это дало автору возможность
широко охватить русскую действительность,
показать людей всех слоёв общества,
позволяет глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника,
передать его впечатления от увиденного.
Слайд 24Главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия.
Жанр не был
случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
Слайд 25«Я взглянул окрест себя – душа моя страданиями человечества уязвлена…»
Слайд 26 герои
дворянское сословие
крестьянство
жёсткие, жадные, бесчеловечные. (комиссар
из Софии, систербецкий начальник, любитель устриц, асессор из Зайцево и др.)
гуманные, справедливые, честные. (путешесвенник, его приятель "Ч..", "незнакомец", Крестьянкин.)
Слайд 27
Ода «Вольность»
Житиё Фёдора Ушакова
Путешествие из Петербурга в Москву.
Дневник одной недели.
Слово о
Ломоносове.
Письмо к другу, жительствующему в
Тобольске.
Беседа о том, что есть сын отечества. И др.
творческое наследие писателя
Слайд 28 В ряду русских литературных «путешествий» XVIII столетия книга Александра Радищева
занимает
особое место:
с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок,
с другой – разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы.
Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.
Слайд 29
Черты классицизма, сентиментализма и реализма в «Путешествии из Петербурга в
Москву» А.Н. Радищева
Слайд 39ВЫВОД:
Это уже новая литература, признающая первостепенное значение личности, её внутренней жизни.
Это произведение ближе к реалистическому направлению.