Слайд 1Современный урок русского языка в речевой школе
Урок – это зеркало общей
и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Слайд 2Особенности современного урока русского языка
Коммуникативная направленность.
Компетентностно ориентированный подход.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Текстоцентрический подход.
Проектная деятельность
учителя и ученика.
Слайд 3Современная модель урока русского языка в речевой школе
Ру – речевая установка.
Логопедическая зарядка
Ф – фронтальная работа, опрос, диагностика уровня остаточных знаний
Ге – групповая работа по единому заданию
П – работа в парах (обучение других, обучение друг друга)
Ид – индивидуальная работа дифференцированного характера
Зрр – задание по развитию речи (все виды разбора)
В – вывод об уровне приобретенных знаний
М – мотивация дальнейшей учебной деятельности
Т – текст (обучающего, развивающего, воспитывающего характера)
НМ – новый материал
ЧВ – чтение текста вслух
ТАУ – тренинг аудиативных умений
Д – разыгрывание диалогов
ТЗ – творческое задание (продолжить текст, ответив на вопрос)
Р – рефлексия
О – оценивание (вербальное, невербальное)
ДЗ – разноуровневые домашние задания
Слайд 4Образец КСУ
Представьте, что вы попали на остров, на
котором люди не знают вежливых слов, никогда не читали книг, у них нет радио и телевидения. Как вы будете общаться с людьми на острове, какие формулы речевого этикета предложите им?
Введите в своё будущее высказывание пословицы и поговорки о культуре поведения и речи; используйте предложения, различные по цели высказывания.
Слайд 5Комплексный анализ текста
Прочитайте текст
Зачем учить иностранный
язык? Может, переводчику без него и не обойтись, а вот летчику или врачу чужой язык не к чему. Им и своего, родного, достаточно. Так ли это?
Давай-ка спросим у сказки. А в сказке ты встретишь удачливых героев, умеющих понимать язык трав и ручьёв, птиц и зверей. Чужой язык поймёшь – друзей найдёшь, от беды спасешься и другим поможешь. Вот чему учит народная мудрость. И тебе иностранный язык поможет найти друзей, живущих в разных уголках мира. Ты сможешь писать им письма, ведь в любой стране понимают английский, французский или немецкий языки. И сам язык тебе откроет много интересного. Ты познакомишься с той страной, где этот язык родился, с народом, который на нём говорит, с его историей и культурой. Богаче станут твои мысли и чувства, ты сможешь больше узнать, будешь больше уметь. И чем раньше овладеешь иностранным языком, тем лучше и крепче запомнишь его.
На земле больше двух с половиной тысяч языков. За всю жизнь можно выучить несколько десятков из них. Человека, знающего много языков, называют полиглотом. Но и знание хотя бы одного языка очень много даёт нам. Без знания языка нельзя стать глубоким знатоком своей профессии. Ведь любой человеческий язык, подобно золотому ключику, помогает открыть дверь в мир знаний. (Из книги «Кто это? Что это? » )
Слайд 6Задания к тексту
- Сколько логических частей в данном тексте?
- Какой
тип речи использовал автор (повествование, рассуждение или описание?)
- В каком стиле написан текст? Аргументируйте свой ответ.
- В какой части текста даётся тезис? Прочитайте его.
- По какому принципу построен текст?
- Согласны ли вы с автором?
- Сколько аргументов приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? Прочтите их.
- В какой части находится вывод? Прочтите его.
- Какие примеры использовал автор текста, чтобы убедить читателя в том, что необходимо учить иностранный язык?
- В тексте встречаются средства языковой выразительности. Перечислите их.
- Для чего использовал их автор?
- Приведённый ниже простой план сделайте сложным, распространив вторую (основную) часть:
Зачем учить иностранный язык?
Аргументы в пользу необходимости изучения иностранного языка.
Язык – ключик к двери в мир знаний.
Слайд 7Опорный конспект
Инструктивная часть
Текст состоит из группы предложений. Есть
тексты , состоящие из одного предложения (реже двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете.
Наличие Темы (предмета речи) Смысловая
РазвитиЕ основной мысли цельность
ЗаголовоК (показатель завершенности текста) текста
Структура Связность (грамматическая, лексическая связь предложений, абзацев, микротем)
ВыраженносТь (в устной и письменной форме)
Слайд 8Блок заданий
Осень пришла
1)Осень пришла и завладела землей.
2) Все сразу стало осенним. 3) В саду засуетились синицы. 4) Крик их был похож на звон разбитого стекла. 5) Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. 6) Каждое утро в саду собирались прелестные птицы. 7) Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. 8) Только днём в саду было тихо. 9) Начался листопад. 10) Листья падали дни и ночи. 11) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 12) Леса моросили дождём облетевшей листвы. (К.Г. Паустовский)
Вопросы и задания:
Внимательно прочти текст. Подберите свои варианты заглавия данного текста, запишите их.
Можно ли включить в состав этого текста следующие предложения? Почему? В какое место вы их поставили бы?
Лес уже сбросил листву. Это прощальные песни птиц.
Можно ли исключить из текста 1-е и 2-е предложения? Почему?
Сформулируйте вопросы от 9-го к 10-му предложению, от 10-го к 11-му предложению. О каком виде связи между предложениями идёт речь?
Измените порядок следования слов в предложениях 3,4,5. Что при этом изменится?
Может ли быть 1-е предложение вопросительным? Почему?
Пользуясь приведённой внизу памяткой, из данного набора предложений составьте текст.
Слайд 9Памятка
«Как создать текст-описание предмета»
а) Текст-описание предмета художественного стиля.
1. Приступая к описанию
предмета, помните, что выделяются не все части, детали, а только самые яркие, создающие образ.
2. Для описания признаков предмета используйте прилагательные в конкретном значении, существительные, глаголы, наречия, сравнения, слова в переносном значении. От удачного выбора этих средств зависит и качество описания.
3. Избегайте повторения слова, обозначающего предмет. Замените его местоимением, синонимом или вовсе опустите из текста.
4. Запомните: глагол был, связывающий название предмета и его признаки, можно употребить в описании не более 1 – 2 раз. Это поможет вам избавиться от речевого недочёта.
б) Текст-описание предмета научного и делового стиля.
1. Не забывайте, что в научном и деловом стилях характеристика предмета должна быть правильно полной.
2. Для определения признаков предмета используйте книжные прилагательные и существительные с прямым, часто отвлечённым значением.
Слайд 10Диалог на морально-этическую тему
Дополните диалог недостающими репликами
Формулы приветствия
- О! - прослушала
текст и задумалась о том, как же нужно жить, чтобы люди о тебе отзывались хорошо?
- Я думаю, О, нужно поступать так, что бы людям хотелось с тобой общаться, больше совершать хороших поступков.
- А что в твоём понимании, О, хорошие поступки?
- Это, прежде всего, О, добрые поступки:
любить и понимать своих родителей, уважительно относиться к старшим, к своим педагогам;
прийти на помощь людям, старикам, детям;
бережно относиться к природе и ко всему живому на земле;
не совершать зло и раскаиваться в плохих поступках;
ответственно относиться к учёбе и к своим поручениям.
3. Формулы прощания
Слайд 11Упражнения по развитию речи учащихся-логопатов
1. Работа над словом (например: от данных
глаголов образовать деепричастие, объяснить правописание…).
2. Работа над словосочетаниями и предложениями (например: заменить данные выражения деепричастиями, составить с ними предложения).
3. Творческий диктант (диктуются предложения с паузами там, где учащиеся должны вставить деепричастный оборот.
4. Работа над связной речью (с текстом):
4.1 Сочинение-описание по опорным словам («После школы»).
4.2 Сочинение-рассуждение по данному началу.
4.3 Составление связного текста из деформированных предложений.
4.4 Составление сокращенного рассказа.
4.5 Составление повествования по ключевым словам , по вопросам.
4.6 Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
4.7 Воссоздание текста по плану развернутому или краткому.
4.8 Деление текста на смысловые завершённые части и озаглавливание этих частей и т. д.
Слайд 12Упражнения по развитию речи по теме: «Наречие»
Работа со словом
Образовать от прилагательных
наречия и подобрать синонимы.
Бесстрашный - … ; легкомысленный -….; срочный -…; неожиданный - …
Работа над словосочетаниями и предложениями
Выписать наречия, свойственные разговорной речи, составить с ними предложения.
Бесплатно, даром; впрямь, действительно; втихомолку, тайком; немного, капельку; авось, может быть.
Работа над связной речью
Написать сочинение- миниатюру по началу, используя наречия
Поход
Однажды мы решили отправиться в трёхдневный поход в Святогорье, в эти красивейшие, святые места Донбасса. Сборы начались задолго до похода. Во-первых, нужно было…
Слайд 13
Карточки для коррекционной работы
по развитию речи
Карточка №1
Найдите предложение, которое должно быть
первым. Запишите текст в исправленном виде.
Это зверек с гладким серо-бурым мехом весит … 5 граммов. И, тем не менее, это такое же млекопитающее, как, предложим, слон. Самое маленькое на земле животное обнаружили в Казахстане. Белозубка-малютка – так назвали лилипута – питается насекомыми, на более крупную добычу не покушается.
Карточка №2
Прочитайте предложения. Какие из них могут войти в связный текст, какие – нет? Обоснуйте своё мнение. Составьте и запишите текст.
Л.Н. Толстой любил рисовать. Сегодня многие предпочитают пользоваться фломастерами вместо карандашей. Карандаш появился очень давно. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля Верна «Путешествие вокруг света в 80 дней».
Карточка №3
Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к теме заметки.
Автор балета «Спящая красавица» - Петр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е.А. Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение.
Слайд 14Работа с деформированным текстом
Из слов, данных в начальной форме, построить предложения,
записать их, запомнить.
Недобрый, слово, больно, огонь, жечь( жжёт). В, умный, беседа, ум, набираться( наберёшься), а, в, глупой, свой, растерять.
1. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
2. Фонетический разбор слова: больней.
3. Объяснить значение пословиц.
4. Разобрать слова по составу: подумать, ласковый, больно, дружок.
Слайд 15Инновационные технологии
дидактоцентрические
личностно ориентированные
гуманно-личностные
адаптивные, игровые
информационно-компьютерные
проектное обучение
технологии кооперативного обучения
Слайд 16Современный
У успешный (увлекательный, вызывает интерес к учению и воспитывает потребность к
занятиям)
Р рациональный (темп, ритм и структура урока соответствует возрастным и психофизическим особенностям детей – логопатов)
О оптимальный (сочетание различных методов и приёмов обучения)
К коррекционный (развитие коммуникативно – речевой компетентности)