Слайд 1Проблемная ситуация как метод активизации познавательной деятельности
Шахова Елена Анатольевна, учитель русского
языка и литературы
МБУ «Школа № 32» г. о. Тольятти
Слайд 2Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно
принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 3Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового
поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация
целеполагание
осознание недостаточности имеющихся знаний
коммуникация
взаимопроверка, взаимоконтроль
рефлексия
Слайд 4Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это
состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний.
Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Слайд 5Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и
личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок
Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов:
Слайд 61-й шаг. Определение нового.
Учитель четко определяет, какое новое знание должно
быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т. п.
Слайд 72-й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно,
возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Слайд 83-й шаг. Планирование действий.
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная
его часть - коммуникация.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.
Слайд 94-й шаг. Планирование решений.
во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,
алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания;
в-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.
Слайд 10Сравнительная характеристика побуждающего и подводящего диалогов:
Слайд 11Урок русского языка по теме “Формы слова”.
Слайд 13Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Слайд 155-й шаг. Планирование результата.
Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
Слайд 166-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Задания должны носить
проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Слайд 17Прием «Яркое пятно»
Путём сбора ассоциаций (музыка, иллюстрации, отрывки из произведений,
любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников), которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке.
Слайд 19Прием «Предъявление противоречивых точек зрения»
Полемика как метод разрешения проблем, встающих перед
учащимися.
Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке.
Слайд 22Принцип сознательного усвоения нового материала
Слайд 24При системном текстуальном анализе художественные произведения особую значимость приобретают вопросы и
задания, имеющие констатирующую часть, т.е. некую информацию, на которую можно опираться при ответах.
Сатин не соглашается с Бароном, что старик «шарлатан», и утверждает, что старик знал «правду». В то же время он говорит о «лжи утешительной» и «лжи примиряющей», считая, что старик «врал». К какому из «видов» он относит ложь Луки? В чем же тогда «правда» Луки о человеке?
Слайд 25Прием индивидуальной и дифференцированной работы:
работа в парах,
карточки с разноуровневыми
заданиями,
самостоятельная работа.
Такой метод позволяет развивать логическое мышление учащихся, их речь и совершенствует память. Воспитывает трудолюбие, настойчивость, любознательность.
Учащиеся имеют возможность осуществить критический подход к оценке своих возможностей.
Слайд 26Уровень А
Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин
из Сан-Франциско»:
Беда героев «Господина из Сан-Франциско» не только в том, что они не чувствуют величия и красоты жизни и смерти, а в том, что в их мире действительно значительное превращается в ничтожное, мелкое... а незначительное возводится в неподобающе важный ранг...
Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения
Разноуровневые задания:
Слайд 27Уровень Б
Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин
из Сан-Франциско»:
Бал на корабле, плывущем «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном», завершает рассказ о мире, обреченном на гибель. Но Бунин не только пророчествует конец буржуазной цивилизации, но и по-своему объясняет его судьбу.
Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд 28Уровень С
Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин
из Сан-Франциско»:
То, что сам господин из Сан-Франциско и с ним тысячи ему подобных считали самым нужным, самым прекрасным, и показано писателем как ужасающая скудость и нищета.
Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд 29Проблемный семинар
В этой модели урока совместная деятельность участников решения проблемы проходит
несколько стадий:
Постановка и осмысление проблемы. Учитель излагает состояние рассматриваемого вопроса.
Генерирование вариантов решения проблемы. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений.
Отбор наиболее аргументированных вариантов решений.
Слайд 30Критика отобранных решений.
Отбор решений, наиболее устойчивых к критике.
Продумывание способов реализации отобранных
решений.
Обсуждение этих способов.
Подведение итогов.