Слайд 1Подготовка к сочинению.
Описание картины П.П.Кончаловского
«Сирень в корзине»
(Урок по
русскому языку для 5 класса)
Слайд 2Петр Петрович
Кончаловский (1876 – 1956)
…в цветах есть все, что существует
в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно
в сирени или в букете полевых цветов,
надо разбираться, как в какой-нибудь чаще.
Слайд 3Из биографии П.П.Кончаловского.
В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского
- одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок.
Учился он в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах СХПУ, в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905).
Но свой художественный мир открыл лишь в новом веке, в пору бурной ломки художественных традиций. Общество художников с озорным названием "Бубновый валет" объединило в 1910 г. молодых новаторов, не удовлетворенных пассивным, чисто зрительным отображением мира на холсте.
Цель этих художников: Вытеснить это иллюзорное, недостаточно, по их ощущению, материальное восприятие другим - пластически объемным, весомым, осязательно конкретным. Их привлекла грубоватая, не ведающая школьных правил перспектива, композиционного равновесия и колористической гармонии, но зато решительная и лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов.
Слайд 4П.П.Кончаловский. Натюрморт.
Слайд 5О картинах.
Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой -
вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах.
Цвет здесь играет не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей.
Слайд 6Что такое натюрморт?
Один из жанров живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т. е. повседневные,
обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т. е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п.
Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" — букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы — убиты, рыбы, морские животные — выловлены, цветы — срезаны.
Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.
Художник не изображает вещи "с натуры", как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Слайд 7П.П.Кончаловский
«Натюрморт. Фрукты». 1911
Слайд 8П.П.Кончаловский. «Хлебы на синем». 1910.
Слайд 9
Кончаловский Петр Петрович. «Цветы. Дигиталис». 1910
Слайд 10Рассматривание картины «Сирень в корзине».
Беседа по картине.
Понравилась ли вам эта картина?
Чем?
О каком времени года вы сразу подумали?
Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто бы её сразу срезали и поставили в воду?
Лексико-изобразительные средства.
Запишите цвета сирени, которые вы видите на картине (фиолетовый, лиловый, белоснежный, жемчужный, бледно-розовый, ярко-красный…) (Правило: оттенки цветов пишутся через дефис).
Слайд 12Составление плана сочинения
(см. вопросы упр. 457)
Сюжет (что изображено).
Предметы изображения:…
Впечатление от
картины.
Слайд 13Примерное сочинение.
Передо мной картина П. П. Кончаловского «Сирень в
корзине». Наверное, никто из художников не написал столько полотен с изображением цветов, сколько создал их П. П. Кончаловский. Самым любимым его цветком была сирень.
На картине изображен свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжёлые, душистые, от них идёт ароматный запах. Автор на своей картине изобразил сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую. В центре
букета - большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней
грозди бледно - розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно - красные грозди. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки. Листья на ветках выглядят по - разному. Внизу и вверху слева они тёмно - зелёные; в середине и справа - светло - зелёные с золотистым оттенком. Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени. На заднем плане картины серо-коричневый с желтоватым оттенком фон. На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.
Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается её щедростью и красотой.