Слайд 1
междисциплинарный урок
(русский язык – историческое краеведение)
7 класс
Учитель: Морева Наталия
Анатольевна
Место работы:
МБОУ СОШ п. Солидарность –
«Филиал ООШ д. Екатериновка» Елецкого муниципального района Липецкой области
Слайд 2Эпиграф к уроку
Ценность слова – не в обличье громком.
Если смысл в
нём мудрый заключён –
Значит, слово перейдёт к потомкам,
Уцелев под натиском времён!
Слайд 3- Ребята, обратите внимание на сегодняшнюю дату: 9 Декабря! С каким
знаменательным событием связана эта дата в истории нашего города и района?
- Действительно, сегодня на уроке мы соприкоснёмся с историей малой родины, и вас ожидает встреча со множеством мудрых слов, которые уцелеют в веках. Это слова о нашем древнем Ельце, о нашей родной земле!
Слайд 4Найдите в стихотворном эпиграфе к уроку однокоренное слово к глаголу «уцелеют»
-
Какой частью речи является это слово?
- Можно ли задать от деепричастия «уцелев» вопросы к другим словам в предложении?
- Как называются слова, к которым задаются вопросы?
- Каким языковедческим термином можно назвать деепричастие с зависимым словом?
- Итак, сформулируйте тему урока!
Слайд 5Тема урока:
«Деепричастный оборот»
«Из истории «Елецкой наступательной операции»1941 года»
Слайд 6Что входит в состав ДО?
Из чего состоит причастный оборот?
От
какого члена предложения зависит ДО?
Как на письме выделяется ДО?
Всегда ли на письме выделяется ПО? Почему?
Сформулируйте различия между причастным и деепричастными оборотами.
Чему мы будем учиться на уроке?
Слайд 7Изучая сегодня
деепричастный оборот,
мы перелистаем страницы военной истории нашего родного
края.
Слайд 8Работа с текстом
прослушайте внимательно текст, определите его тему;
дайте характеристику предложениям
текста по наличию грамматических основ;
ответьте на вопрос: «С какой целью в тексте используются короткие простые предложения?»;
найдите деепричастный оборот, определите его границы, место в предложении;
составьте схему этого предложения.
Слайд 9Выборочный диктант
Продолжаем наше путешествие по героическим страницам истории нашего края.
В коротких стихотворных отрывках вы ощутите весь ужас войны, начатой внезапно и вероломно.
Задание: на слух определить границы деепричастных оборотов и выписать их в тетрадь вместе с глаголом-сказуемым.
Слайд 10Беседа по вопросам:
Какова роль, синтаксическая и смысловая, деепричастных оборотов в отрывках
из стихотворений И.Эренбурга и Ю.Друниной?
О ком говорится в первом отрывке?
Какие чувства выражает поэт с помощью ДО?
Кто является героем во втором стихотворении?
Что можно сказать об этих двух ДО, сравнивая их?
Почему же победят простые мирные люди, ставшие в одночасье воинами, а не полчища Гудериана?
Слайд 11Творческая работа
(карточка № 1)
Необходимо подходящие по смыслу ДО
вставить в предложения, расставить знаки препинания.
Бросая оружие и снаряжение;
освобождая его квартал за кварталом;
поставив тем самым под удар танковую армию Гудериана;
полностью уничтожив его;
очистив от врага посёлок Ольшанец, кожзавод и слободу Аргамач;
Устилая путь своего отступления сотнями трупов.
Слайд 13
дифференцированная самостоятельная работа
(карточка №2)
Задание: выберите из трёх видов карточек задание
по своим силам и выполните их.
Условные обозначения:
- оценка «5»;
- оценка «4»;
- оценка «3».
Слайд 14Рефлексивно-оценочный этап
Подумайте и скажите, какие чувства испытывали ельчане, когда их родная
земля была освобождена от врага?
Постарайтесь выразить словами те чувства, которые испытываем мы, спустя семь десятилетий?
Слайд 15Какие впечатления вызвал у вас наш урок?
Что запомнилось?
Чему вы научились
на уроке? Что осталось непонятным?
Какие мудрые слова, услышанные на уроке, по-вашему мнению, останутся жить веках, «уцелев под натиском времён»?
Какая часть речи помогла нам совершить путешествие в героическое прошлое нашего народа?
Слайд 16Домашнее задание
п.143,
составить 3-5 предложений, используя деепричастия и деепричастные обороты, на
тему: «Наша деревня в годы Великой Отечественной войны».
Слайд 17Спасибо за внимание»
всем удачи в учёбе!