Слайд 1Исследовательский проект по словесности
учащейся 11 класса Ибрагимовой Алисы
Руководитель:
Хусаинова Л.Р.
Антипоэзия
или речевые ошибки
эстрадных исполнителей
Слайд 2
Нам песня строить и жить помогает,
Она как друг и зовет, и
ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет
Тексты песенного жанра – материал для изучения лексики, орфографии, пунктуации.
Слайд 4Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить и описать наиболее типичные
отступления от языковых норм в текстах популярных песен.
Слайд 5Задачи проекта:
1. Провести диагностику речевых ошибок песенного жанра (современного)
2. Научиться
самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, выявить наличие «антипоэзии» в строчках песен, исправить их, опираясь на основу грамматики русского языка.
Слайд 6
В анкете приняло участие 22 воспитанника интерната.
20- не обращают внимание на ошибки в песнях, 11-считают ошибки специальными (это пиар), 7- «в песне важнее музыка, а не слова», 1- лично замечает речевые ошибки.
Слайд 7основополагающие вопросы:
Стоит ли повторять речевые ошибки эстрадных исполнителей?
Почему пишут тексты песен те, кто мало знаком с грамматикой русского языка?
Слайд 8Гипотеза -
современная эстрадная песня
не отражает эстетической природы языка, снижает словесную культуру человека, воздействует на подсознание молодежи.
Слайд 9Все виды ошибок и недочетов мы разделили на 3 группы
(согласно правил русского языка).
Слайд 101. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В ТЕКСТАХ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН
Не забывай пламя огня,
Где мы с тобой греем себя… Именное словосочетание по типу управления (сущ. + сущ. Р.п.) непозволительно в силу того, что слова «пламя» и «огонь» - синонимы. Сказать «пламя огня» все равно, что «дождь ливня», «буран метели». Здесь допущена и грамматическая ошибка. Переходный глагол «забывать» использован с отрицательной частицей «не», управляет формой не винительного, а родительного падежа. Перед нами разносклоняемое «пламя», следовательно, в родительном падеже – «пламени». Верно составленное предложение звучало бы так: «Не забывай пламени костра…»
Слайд 11Речевой жаргон
.
Вряд ли уместно и оправданно в песне обилие давно уже
утративших свою первоначальную свежесть и надоевших жаргонных молодежных словечек типа «приколы», «отрываться», «я вся во вкусе» (К. Лель, слова М. Фадеева).
Слайд 12 У автора и исполнителя песен групп «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко встречаем строки: «и
нервным улыбкам тошнит еще больше»; «воздух с завтрака плавит»; «ночью все ясно, если ты мне молчишь». Стремление выразиться изощренно приводит к рождению таких выражений, как «ее профиль на сердце высечен ароматами гладиолусов», «аппликации леса в реке вертикальной», «почерк машинный, наскальный», «речные часы», «опыты крови», «изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны» и т. п. в песнях группы «Корни» на слова И. Матвиенко.
.
Слайд 13 «За возвращение любви я поднимаю тост (бокал)» (И. Николаев);
«Полной грудью вздохну (вдохну) воздух этих полей» («Любэ»). В репертуаре последней из групп много слов в духе фольклора. Отсюда и «Напылили кругом, накопытили». Между тем, в современном лексиконе этого глагола нет, а в «Словаре русских народных говоров» значится слово «накопычиваться» – собираться идти: «Опять на вечерку накопычиваешься?».
Слайд 14
В логико-речевом строе эстрадной песни обращают на себя внимание двусмысленности
типа: «Как одинокая луна(,) на небе(,) ждет меня она» («Любэ»). Нередко встречаются разнообразные логические неувязки: «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла» («Нэнси»); «Я промолчу исподлобья робко…» (Земфира); «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» (О. Газманов); «Закрой мои глаза холодной кожей рук» (О. Газманов) и т.п.
Слайд 152. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Орфоэпические ошибки связаны с нормами произношения и ударения, отраженными
о соответствующих словарях.
Слайд 16вслушайтесь
В именах существительных:
«Россию хоронят некрОлоги (некролОги) в прессе» (К.
Кельми, Л. Долина);
«Возьми банджО (бАнджо), сыграй мне на прощанье» (В. Бутусов);
«ТанцовщИца (танцОвщица) с островов» («Румба»);
«Мокрых прОстыней (простынЕй) плен разорву» (О. Газманов);
«Не помогут ни мОльбы (мольбЫ), ни плач» («Киллер»);
«МусоропрОвод (мусоропровОд)» (О. Митяев);
«Господь пригОршнями (прИгоршнями) роняет звезды по утрам» (А. Серов);
«Держит моя рука вместо письма пригОршня (прИгоршню) пепла» (А. Глызин)
Слайд 17В именах прилагательных:
Это так, но ты с Алешкой несчастлива, несчастлИва (несчАстлива).
НезаконнорОжденный
(незаконнорождЕнный) мой сын (В.Пресняков);
Спрячу в ладонь новорОжденный (новорождЕнный) огонь (Полад Бюль-Бюль оглы);
Нет ничего красивЕй (красИвей) твоих рук («Ника»);
Тебе уж не нужны покАянные (покаЯнные) речи (песня «Последние цветы»).
Слайд 18В глагольных формах:
И не вклЮчим (включИм) в прихожей свет (И. Николаев);
Музыку
вклЮчит (включИт) и танец начнет (В. Леонтьев);
Ты меня не свЕрлишь (сверлИшь), ты меня не мУтишь (мутИшь) («Несчастный случай»);
А ты все рУлишь (рулИшь) и молчишь («Комбинация»);
Поздний вечер в Сорренто нас погодой не бАлует (балУет) (А. Глызин);
Хочу тебя сегодня бАловать (баловАть) (С. Павлиашвили);
Слайд 19Осмыслите!
Нас не разлУчат (разлучАт) никогда (Никита);
Нас не разлУчат, нет!
(«Мираж»);
Давайте рукава засУчим (засучИм) (песня «На свалку, на свалку и горе, и беду»);
Есаул, есаул, что ж ты бросил коня? Пристрелить не поднЯлась (поднялАсь) рука? (О. Газманов);
ПорвАлась (порвалАсь) струна и теперь моя песенка спета («Би-2»);
Из-за нераздЕленной (неразделЕнной) любви («Дискотека Авария»).
Слайд 20нарушения норм словообразования и формообразования, а также норм синтаксической связи между
словами в словосочетании и предложении.
3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Слайд 21авторы используют формы деепричастий, не свойственные русскому языку:
Не опуская глаз, не пророняя слов
(Л. Агутин, А. Варум);
Весь мир собой заслоняя (С. Павлиашвили, слова М. Танича);
Где ж ты, мой свет, бродишь, голову склоня? (Т. Буланова).
Слайд 22Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов
–в- , -ши-, -вши-. Значит от глаголов «проронить», «заслонить» можно образовать деепричастия «проронив», «склонив», «заслонив». «Заслонивши тебя от простуды…» - поется в опере «Юнона и Авось». Как видим, здесь деепричастие образовано безошибочно.
Слайд 23Смело обращаются составители текстов с синтаксическим управлением:
« А в (на) бессонницу грешишь
почему-то (Е. Амиралов)
«Ото всех пропала, на меня запала» (Д. Билан);
«Увидел седину в (на) своих висках» (Ф. Киркоров, слова М. Танича);
«Глаза напрасно отводишь в сторону вокзала» («Руки вверх»);
Стоят девчонки – юбки по колено («Руки вверх») (юбки до колен).
Слайд 24«Дни ожидания, сны и желания самые первые, самые ранние», - поет
Алсу. Порядковое числительное «первый» нельзя использовать с определительным местоимением «самый». в песенных текстах встречается неправильно образованная форма превосходной степени прилагательного «хороший» - «самый лучший». Правильно говорить «самый хороший» или «лучший».
Слайд 25Заключение
Своей работой я хотела заострить внимание на проблеме качества песенных текстов.
Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены.
Слайд 26 если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение
словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.
Слайд 27 Практическая значимость
работы заключается в том, что
она может использоваться в кружковой деятельности газеты «ШАГ», элективах и факультативах по изучению русского языка.