Презентация, доклад Изобразительно-выразительные средства

Содержание

Цели: Показать роль тропов и стилистических фигур;закрепить знание общих и специальных выразительных средств в ходе работы с электронным словарём литературоведческих терминов; вырабатывать навык выполнения задания высокой степени сложности В8 ЕГЭ в ходе практических упражнений.

Слайд 1Виды тропов и стилистических фигур

Урок

Виды тропов и стилистических фигурУрок

Слайд 2Цели:
Показать роль тропов и стилистических фигур;

закрепить знание общих и

специальных выразительных средств в ходе работы с электронным словарём литературоведческих терминов;

вырабатывать навык выполнения задания высокой степени сложности В8 ЕГЭ в ходе практических упражнений.
Цели:  Показать роль тропов и стилистических фигур;закрепить знание общих и специальных выразительных средств в ходе работы

Слайд 3 Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к

сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким- нибудь немецким обедом из картофеля.

Какие тропы использует автор , чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?

ЛИТОТА-?

ГИПЕРБОЛА-?











Спишите текст,вставьте пропущеные знаки препинания.

Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше

Слайд 4Литота
Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого- либо явления.
Мужичок с

ноготок.
ЛитотаТроп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого- либо явления.Мужичок с ноготок.

Слайд 5Гипербола
Троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого- либо явления.
В сто

сорок солнц закат пылал
/ В. Маяковский/
ГиперболаТроп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого- либо явления.В сто сорок солнц закат пылал

Слайд 6Стилистические фигуры речи:
АНАФОРА- повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений
Клянусь

я первым днем творенья;
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья...
/М. Ю. Лермонтов/
Стилистические фигуры речи:АНАФОРА- повторение отдельных слов или оборотов в начале предложенийКлянусь я первым днем творенья;Клянусь его последним

Слайд 7эпифора
повторение слов в конце соседних, снежных предложений.
Мне бы хотелось знать,

отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
/ Н.В. Гоголь/
эпифора повторение слов в конце соседних, снежных предложений.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно

Слайд 8Параллелизм
Одинаковое синтаксическоепостроение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:
Шелкова

ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

ПараллелизмОдинаковое синтаксическоепостроение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке

Слайд 9АНТИТЕЗА
Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там

гроб стоит
/Г. Р. Державин/
АНТИТЕЗАОборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.Где стол был яств, там гроб стоит

Слайд 10ГРАДАЦИЯ
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря

чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные,душные, скучные комнаты.
\ А. П. Чехов /
ГРАДАЦИЯТакое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой

Слайд 11ИНВЕРСИЯ
Расположение слов , нарушающее обычный порядок.
Изумительный наш народ.

/И. Эренбург/
Наш народ изумительный.
ИНВЕРСИЯРасположение слов , нарушающее обычный порядок.Изумительный наш народ.

Слайд 12ЭЛЛИПСИС
Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.
Мы села- в пепел, грады-

в прах, в мечи- серпы и плуги.
/В. Жуковский/
Мужики- за топоры.
/ А. Толстой/
ЭЛЛИПСИСПридает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.Мы села- в пепел, грады- в прах, в мечи- серпы и

Слайд 13УМОЛЧАНИЕ
Намеренный отрывок высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель

сам догадается, что именно осталось невысказанным.
Нет, я хотел...быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть.
/А.С. Пушкин/
УМОЛЧАНИЕНамеренный отрывок высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.Нет,

Слайд 14Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Цветы, любовь,деревья, праздность,
Поля! Я

предан вам душой.
/ А. С. Пушкин/
Риторическое обращениеПодчеркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.Цветы, любовь,деревья, праздность,Поля! Я предан вам душой.

Слайд 15Риторический вопрос
Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с

целью , чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
/ Н. В. Гоголь/
Риторический вопросСтилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью , чтобы получить на него

Слайд 16Многосоюзие
Повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов

предложения.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
/ А. С. Пушкин/
МногосоюзиеПовторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.И синего моря обманчивый валВ часы

Слайд 17Бессоюзие /асидентон/
Намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
Щвед, русский-колет, рубит,

режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...
А. С. Пушкин
Бессоюзие /асидентон/Намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.Щвед, русский-колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот,

Слайд 18Метафора http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=МЕТАФОРА&bukv=М

В саду горит костер рябины красной,
но никого не может

он согреть.
С. А. Есенин
Метафора http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=МЕТАФОРА&bukv=МВ саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

Слайд 19Олицетворение
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ&bukv=О

Горные вершины спят во тьме ночной..

М.Ю. Лермонтов
Олицетворениеhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ&bukv=О Горные вершины спят во тьме ночной..

Слайд 20Гипербола
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ГИПЕРБОЛА&bukv=Г
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

В.В. Маяковский
Гипербола http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ГИПЕРБОЛА&bukv=ГРаздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

Слайд 21Ирония
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ИРОНИЯ&bukv=и
Он даёт знать, что само появление такого ученика –
редчайший праздник

для нашего класса и лично
для него.
Ф. Искандер
Иронияhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ИРОНИЯ&bukv=иОн даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для

Слайд 22Оксюморон
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ОКСЮМОРОН%20
(ОКСИМОРОН)&bukv=О

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.

А.А. Ахматова
Оксюморонhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ОКСЮМОРОН%20(ОКСИМОРОН)&bukv=ОСмотри, ей весело грустить,Такой нарядно обнажённой.

Слайд 23Антитеза
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь

различны меж собой.
А.С. Пушкин
Антитезаhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=АОни сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламеньНе столь различны меж собой.

Слайд 24Градация
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ГРАДАЦИЯ&bukv=Г

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои

темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
Градацияhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ГРАДАЦИЯ&bukv=Г	Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои   темные, душные, скучные комнаты.

Слайд 25Анафора
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНАФОРА&bukv=А

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по

острогам…
Н.А. Некрасов
Анафораhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНАФОРА&bukv=А Стонет он по полям, по дорогам,Стонет он по тюрьмам, по острогам…

Слайд 26Эпифора
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ЭПИФОРА&bukv=Э
Там жених с невестой ждут, -

Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, -
Нет попа,
А я и тут.
А.Т. Твардовский
Эпифора http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ЭПИФОРА&bukv=ЭТам жених с невестой ждут, -       Нет попа,

Слайд 27Ассонанс
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=АССОНАНС&bukv=А

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль

меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин
Ассонансhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=АССОНАНС&bukv=АБрожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я

Слайд 28Звукопись
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ЗВУКОПИСЬ&
bukv=з

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до

луны
Серебристую пену волны.
М.Ю. Лермонтов


Звукописьhttp://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ЗВУКОПИСЬ&bukv=зРусалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны.

Слайд 29Алгоритм рассуждения
1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности

(лексико-фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись).
2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм рассуждения1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико-фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и

Слайд 30Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание «синтаксическое

средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности.
Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.
Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.

Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку

Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание «синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе

Слайд 31Тестовые задания по типу В8
http://www.fipi.ru/view/sections/143/docs/
Закрепление изученного материала и тренировка применения его

на практике.

Задания на анализ изобразительно -выразительных языковых средств
http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=6882&category_id=16000&filter_10051=10062

http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=6884&category_id=16000&filter_10051=10062

*В случае ошибочного ответа выполните работу над ошибками в тетрадях: запишите определение термина, на знание которого была допущена ошибка, и пример использования его в речи, можно пользоваться материалом задания.

Тестовые задания по типу В8http://www.fipi.ru/view/sections/143/docs/Закрепление изученного материала и тренировка применения его на практике.  Задания на анализ

Слайд 32Что узнали нового и полезного на уроке?
Как оцениваете свою работу на

уроке?

Как вы считаете, что необходимо для успешного
выполнения задания В8 на экзамене?

Итог урока

Что узнали нового и полезного на уроке?Как оцениваете свою работу на уроке?Как вы считаете, что необходимо для

Слайд 33Список литературы и Интернет-ресурсов

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинова А.П. Русский язык.

Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школьная пресса, 2002г.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, айрис-пресс, 1998г.
Словарь литературоведческих терминов http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
Материалы сайта ФИПИ
www.fipi.ru
6. Материалы ФЦИОР
www.eor.edu.ru




Список литературы и Интернет-ресурсовАрхарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинова А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть