Презентация, доклад исследовательской работы по литературе на тему Религиозные идеи и христианские идеалы Ф.М. Достоевского в романе Преступление и наказание

Содержание

Предмет исследования:Роман Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание»

Слайд 1Исследовательская работа по литературе:
Религиозные идеи и христианские идеалы Ф.М.Достоевского в

романе «Преступление и наказание»
 

Руководитель:
преподаватель русского
языка и литературы
Коденко Е.В.

Выполнил:
обучающийся 15 группы
Пасешниченко Артем


2017 г.

Исследовательская работа по литературе:  Религиозные идеи и христианские идеалы Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание» Руководитель:преподаватель русского

Слайд 2Предмет исследования:
Роман Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»

Предмет исследования:Роман Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание»

Слайд 3Актуальность исследования
Религии выросли из древних верований людей. Без малого две тысячи

лет назад появился на земле Палестины мальчик, которого родители нарекли Иисус. А люди позднее добавили к его имени Христос, так по-гречески звучит «Мессия» и «Спаситель». Вместе с этим человеком, его земным подвигом проповеди слова Божьего, его страданиями, крестной смертью и воскресением, и родилось Христианство. В наше время последствия отделения церкви от государства, оказались более тяжёлыми для государства, чем для церкви. Итогом стал глубочайший духовный кризис, который переживает сегодня наше общество.

Актуальность исследованияРелигии выросли из древних верований людей. Без малого две тысячи лет назад появился на земле Палестины

Слайд 4Цель исследования:
Проследить, как человек, нарушив закон Божий, совершив грехопадение, испытывая муки

совести, принимает путь смирения, сострадания, обретает веру в Бога, некогда утерянную, приходит к постижению христианских идеалов любви к ближнему, то есть духовно перерождается. Обретает истину через страдание.

Цель исследования:Проследить, как человек, нарушив закон Божий, совершив грехопадение, испытывая муки совести, принимает путь смирения, сострадания, обретает

Слайд 5Что такое христианство?
В основе христианства провозглашается первенство искренней веры и добра.


Лишь любовь и милосердие делают человека настоящим христианином. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога, наделённый свободной волей, ещё в раю попал под искушение сатаны — одного из ангелов, восставших против Божьей воли, - совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества.
Что такое христианство? В основе христианства провозглашается первенство искренней веры и добра. Лишь любовь и милосердие делают

Слайд 6Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать как «Бог». Это изменило

самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.

Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать как «Бог». Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную

Слайд 7«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»
-

так звучит один из краеугольных камней учения. Но не только поступки характеризуют его суть, важны и помыслы: чувства ненависти и злобы, побуждающие к убийству, столь же отвратительны, как и само убийство, грязные мысли - тот же разврат и преступление. Преступление не перед законом, а перед Богом.

«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»- так звучит один из краеугольных камней

Слайд 8Характеристика главного героя
Главный герой романа Достоевского — Родион Романович Раскольников, молодой

человек, мещанин по происхождению, исключённый из университета, живущий в крайней бедности. Разумихин, лучший друг Раскольникова, даёт ему более полную характеристику:
«Угрюм, мрачен, надменен и горд,
в последнее время мнителен и
ипохондрик. Великодушен и добр...
Ужасно иногда неразговорчив.
Не насмешлив… Никогда не
интересуется тем, чем все в
данную минуту интересуются.
Ужасно высоко себя ценит, не
без некоторого права на то».
Характеристика главного героя Главный герой романа Достоевского — Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, исключённый

Слайд 9Преступление Раскольникова перед Богом и перед людьми
Родион решился убить одну старуху,

титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?»,
«полезна ли она хоть кому-нибудь» и т. д. - эти вопросы сбивают с толку молодого человека… Он решается убить старуху, ограбить её, чтобы впоследствии вытащить из грязи, избавить от бедности свою мать и сестру, для которых он является последней надеждой.
Преступление Раскольникова перед Богом  и перед людьми Родион решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги

Слайд 10Теория Раскольникова и философия Достоевского
Раскольников хочет поправить свою жизнь, но это

для него является второстепенной целью. Именно то, что он решается на убийство не ради себя, Раскольников считает оправданием. «Не для своей плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолепную цель».
К тому же он уверен, что впоследствии сможет загладить своё преступление. «Сто тысяч добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Десятки семейств, спасённых от нищеты…
Теория Раскольникова и философия Достоевского Раскольников хочет поправить свою жизнь, но это для него является второстепенной целью.

Слайд 11Но верны ли рассуждения Раскольникова?
Какое право он имеет, чтобы решать, важен

ли какой-то человек или его жизнь ничего не стоит? С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что
он не любит людей, считает их
«тварями дрожащими», а себя,
возможно, избранным, «право
имеющим». Грех убийства по
Достоевскому, вторичен. Преступление
Раскольникова - это игнорирование
христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

Но верны ли рассуждения Раскольникова?Какое право он имеет, чтобы решать, важен ли какой-то человек или его жизнь

Слайд 12Родион поставил себя на пьедестал, и свергнуть его оттуда уже невозможно.

В свой статье, по поводу которой он спорил с Порфирием, Раскольников писал: «Все люди разделяются на «обыкновенных» и
«необыкновенных». Обыкновенные
должны жить в послушании и не
имеют права переступать закона.
Необыкновенный же человек имеет
право,.. то есть не официальное
право, а сам имеет право разрешить
своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно только в том случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует».
Родион поставил себя на пьедестал, и свергнуть его оттуда уже невозможно. В свой статье, по поводу которой

Слайд 13В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к

новой жизни, так же как и сам Достоевский обрёл истину через страдания. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. «Нет счастья в
комфорте, покупается счастье
страданием. Человек не рождался
для счастья, человек заслуживает
своё счастье, и всегда страданием»
(Ф. М. Достоевский).
В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и

Слайд 14Религиозные идеи и христианские идеалы Достоевского
Быть с народом, полагал Достоевский, значит

иметь религию.
Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского это произведение, посвящённое истории того, как долго шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.
Все люди равны в Боге, равны в грехе, но равны и в спасении, «всякий за всех и за всё виноват»
Религиозные идеи и христианские идеалы Достоевского Быть с народом, полагал Достоевский, значит иметь религию.   Роман

Слайд 15Поиск «общей точки» второстепенных героев с Раскольниковым
«Ведь надобно же, чтобы всякому

человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» - говорит Мармеладов, и через некоторое время снова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы ещё не понимаете...»
Поиск «общей точки» второстепенных  героев с Раскольниковым «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно

Слайд 16«Некуда идти» - фраза, имеющая у Достоевского особый смысл характеристики душевного

состояния его героев: так указывает он своеобразную внутреннюю опустошённость - опустошённость в том специфическом смысле, который вкладывается писателем в это творение, а именно - человека, лишённого родной «почвы».
«Некуда идти» - фраза, имеющая у Достоевского особый смысл характеристики душевного состояния его героев: так указывает он

Слайд 17Поиск «общей точки» второстепенных героев с Раскольниковым

В отечественном
литературоведении
сложилась традиция
рассматривать Свидригайлова
как антипода Раскольникова.
Почему же писатель считает правым Свидригайлова, когда он говорит об общей точке? По той же самой причине, почему считает правым его же, говорящего о том, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды»
Поиск «общей точки» второстепенных  героев с Раскольниковым     В отечественном

Слайд 18Свидригайлов же очень верно почувствовал тон и настроение Раскольникова, сразу понял,

что собеседник узнал «своё», поэтому теперь он сознательно настаивает на том, о чём раньше говорил в «задумчивости»: «Справедливее? А почём знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал». После этих слов Свидригайлов пристально
смотрит на Раскольникова и хохочет - он
достиг цели — хотел доказать, что между
ними есть «общая точка», и что они «одного
поля ягоды», и доказал! А суть доказательства в том, что ни у Свидригайлова, ни у Раскольникова нет цельной веры. Молитва и гордость — две противоположности в душе человеческой, как вера и неверие, - так понимал это Достоевский.

Свидригайлов же очень верно почувствовал тон и настроение Раскольникова, сразу понял, что собеседник узнал «своё», поэтому теперь

Слайд 19Есть в романе персонаж, который подобно другим имеет «общую точку» с

Раскольниковым, только в отличие, например, от Свидригайлова или от Сони Мармеладовой персонаж этот не высказывал особого интереса у пишущих о романе. Речь идёт о Катерине Ивановне — вдове чиновника Мармеладова. В системе образов произведения ей обычно отводится место некоего «униженного и оскорблённого» человека, бедствия которого до того доходили, что стало «уже некуда больше идти», и, в конце концов, от тех бедствий и горя сходит с ума.
Есть в романе персонаж, который подобно другим имеет «общую точку» с Раскольниковым, только в отличие, например, от

Слайд 20Катерина Ивановна непременно должна была сойти с ума, и, конечно же,

не из-за совокупности обстоятельств, а следуя логике характера «гордого» человека, по Достоевскому. В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в «гордости», болезни сознания, «цивилизации» (которая в современной писателю России символизирует город — призрак без «почвы» - Петербург), но и в непосредственных ощущениях, в любви и в вере — такого человека «жизнь вынесет».
Катерина Ивановна непременно должна была сойти с ума, и, конечно же, не из-за совокупности обстоятельств, а следуя

Слайд 21Образ Сони Мармеладовой. Очеловечивание Раскольникова.
В отыскании «человека» в Раскольникове, в воскресении

его духа, главную роль играет Соня Мармеладова — чистая,
невинная девушка, не
способная в мире наживы
честным трудом заработать и
пятнадцать копеек. Она
преступает нравственные законы, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить мачеху и её малолетних детей.
Образ Сони Мармеладовой.  Очеловечивание Раскольникова. В отыскании «человека» в Раскольникове, в воскресении его духа, главную роль

Слайд 22Но именно через Соню герой осознаёт всё страдание человеческое и поклоняется

ему, через Соню он выходит в мир
к людям и признаёт свою вину.
Соня — олицетворение любви
к людям, поэтому она
сохранила нравственную
красоту в той грязи, в которую
её забросила жизнь. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока стоит мир!»
Но именно через Соню герой осознаёт всё страдание человеческое и поклоняется ему, через Соню он выходит в

Слайд 23Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от Сонечки «простонародный крестик». Простонародность

здесь не случайно подчёркнута Достоевским. Путь обновления — это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который проповедует Сонечка.

Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от Сонечки «простонародный крестик». Простонародность здесь не случайно подчёркнута Достоевским. Путь

Слайд 24С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир

спасает братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.

С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасает братское единение между людьми во

Слайд 25Анализ имён и фамилий персонажей в романе. Детальный анализ.
В произведениях Фёдора

Михайловича Достоевского, особенно в его романах, имена и фамилии персонажей всегда значимы.
Фамилия Раскольников также чрезвычайно многозначна. Она указывает на раскольников, не
подчинявшихся решению церковных
соборов и уклонившихся от пути
православной церкви, то есть
противопоставивших своё мнение и
свою волю мнению соборному. Она указывает на раскол в самом существе героя, являющегося воистину героем трагическим, ибо он, восстав против общества и Бога, всё же не может откинуть, как негодные, ценности, связанные с Богом и обществом.

Анализ имён и фамилий персонажей в романе. Детальный анализ.В произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, особенно в его романах,

Слайд 26Лизавета — иносказательно — Богу обетованная(греч.)
Алёна Ивановна. Алёна — светлая, сверкающая;

Иван — Божья благодать, милость (евр.). Оказывается, несмотря на свою неприглядную оболочку, Алёна Ивановна — Светлая по милости Божией.

Лизавета — иносказательно — Богу обетованная(греч.)Алёна Ивановна. Алёна — светлая, сверкающая; Иван — Божья благодать, милость (евр.).

Слайд 27Катерина Ивановна. Катерина — чистая, непорочная (греч.) Непорочная Божией милостью.
Мармеладов -

фамилия, противопоставленная фамилии Раскольникова. Сладкая, вязкая масса, слепляющая расколотое существование.

Катерина Ивановна. Катерина — чистая, непорочная (греч.) Непорочная Божией милостью.Мармеладов - фамилия, противопоставленная фамилии Раскольникова. Сладкая, вязкая

Слайд 28Эпилог. Соня, как образ Богородицы. Возрождение.
В эпилоге романа «Преступление и наказание»

мы видим икону Божьей Матери «Споручнице грешных». Раскольников находится в остроге «уже девять месяцев» - срок пребывания плода в утробе матери, что символически указывает, что пора ему «родиться от духа»
Эпилог. Соня, как образ Богородицы. Возрождение. В эпилоге романа «Преступление и наказание» мы видим икону Божьей Матери

Слайд 29 Невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню, как образ Богородицы.

«И когда она являлась...». Приветствие каторжников соответствует «явлению», «все сымали шапки, все кланялись»,
(поведение как при выносе иконы). Называют Соню «матушкой»,
«матерью», «к ней даже ходили
лечиться», (образ чудотворной Богоматери). ...Соня подходит и неслышно садится рядом с Раскольниковым, после чего уже протягивает ему руку для привета — не окликнув, не поздоровавшись...
Невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню, как образ Богородицы. «И когда она являлась...». Приветствие каторжников

Слайд 30 Само чудо, совершённое её любовью над Раскольниковым, - также чудо

над грешником, отвернувшимся от Бога.
Само чудо, совершённое её любовью над Раскольниковым, - также чудо над грешником, отвернувшимся от Бога.

Слайд 31Бог Достоевского. Диалектика любви.
И герой Достоевского приходит к выводу, что Бог

- воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Раскольников обращает свой взор к каторжникам, которые рядом с ним, и понимает, что он им нужен: осуждённые, отверженные ждут его помощи. Это первый проблеск счастья и душевного очищения героя.

Бог Достоевского. Диалектика любви. И герой Достоевского приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить

Слайд 32Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать

себя в жизни не через человеконенавистничество,
а через любовь и доброту,
через служение людям.
Слоен и мучителен путь
Раскольникова к познанию
смысла жизни: от преступления до сострадания к тем самым людям, которых он хотел презирать, считать ниже себя.
Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество,

Слайд 33Заключение
Истинная любовь возможна только в свободе, только как любовь к свободе

человека. Здесь открывается нерасторжимая связь: любовь через свободу и свобода через любовь. В этом для Достоевского была тайна соборности, тайна Церкви, - Церкви, как братства, и любви во Христе.

ЗаключениеИстинная любовь возможна только в свободе, только как любовь к свободе человека. Здесь открывается нерасторжимая связь: любовь

Слайд 34Заключение
Не случайно многие молодые христиане в эпоху советских семидесятых - глухо

застойных
лет - на вопрос: «Как ты пришёл к вере?»

Отвечали: «Читал Достоевского»
ЗаключениеНе случайно многие молодые христиане в эпоху советских семидесятых - глухо застойных  лет - на вопрос:

Слайд 35Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть