Слайд 1«Использование технологии проблемного обучения для формирования
универсальных учебных действий у обучающихся
на уроках литературы в 5 классе »
Рослякова Юлия Викторовна
Учитель русского языка и литературы специалист 1 квалификационной категории
МОУ «СШ №5» города Джанкоя
Республики Крым
Слайд 2 “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не
ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Слайд 32015г. –Год Литературы
О каком сказочнике пойдет речь?
210 лет
С Днём рождения Сказочник!
Слайд 4210 лет назад в семье прачки и сапожника появился на
свет будущий сказочник.
В детстве он сказал матери:« Сначала надо много-много претерпеть, а потом, глядишь , и прославишься».
Слайд 5С детства умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист
бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
Слайд 6Это надо знать!
Уже более 40 лет в День рождения сказочника
отмечается Международный День Детской книги. В этот день вручается премия лучшему сказочнику и лучшему художнику, который иллюстрирует детские сказки. Международным советом по книгам для детей была основана международная премия этого сказочника; присуждается она один раз в два года в апреле. Все лауреаты получают красивые медали с профилем писателя.
2005 год Юнеско объявил годом этого сказочника.
Слайд 7Личные вещи из музея в Оденсе.
Слайд 9Восстановите деформированный текст
Самопроверка.
На другой день Герду одели с ног до головы
в (ситец, шелк, атлас) и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько (душе, сердцу, себе) угодно… Но она стала (приказать, кричать, просить), чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки: она решила снова уйти и бродить по белу свету, чтобы разыскать своего (родного, названого, любимого) братца.
Ей дали и (валенки, башмачки, туфли) и муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала новенькая карета из чистого золота с сияющими, как звезды гербами принца и принцессы. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.
Слайд 11Мотивация
В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны
слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке
Слайд 12Мотивация
При изучении басен в 5 классе тема «Уроки жизни в басне».
В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос.
Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне».
Слайд 13Эффективный прием организации проблемно-диалогического обучения - прием сравнения.
«Литература – искусство
слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами,
обозначающими качества «хорошего» писателя и «хорошего» читателя и ответить
на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и
«хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или
хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»
Таблица:
Слайд 14Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
Для диагностики и формирования
регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;(«Получи-5»)
«стратегия»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 15Парная и групповая работа
Приём «Окно в поэтический мир поэта» предлагаю в
5 классе при изучении темы «Образ Родины в пейзажной лирике. Поэтические образы, настроения и картины о стихах о природе». Ребятам предлагаю объединиться в группы. Каждая группа выбирает стихотворение Ф.И.Тютчева. И к нему прилагается 5 вопросов.
1 группа «Зима недаром злится»
2 группа « Весенние воды»
3 группа «Как весел грохот летних бурь…»
4 группа «Есть в осени первоначальной..»
После обсуждения в группах, дети записывают в таблицу художественные особенности
Глагольная лексика
Слова цвета и звука
Многосложные слова
Существительные
Прилагательные
Глаголы (каких слов больше)
Слайд 16Познавательные универсальные действия включают общеучебные , логические, действия постановки и решения
проблем.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий и приёмы:
«прогнозирование» или «бортовые журналы»;
«верные - неверные утверждения»;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
работа со словарями;
Слайд 17 Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает
возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Слайд 18Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с пометами
Составление
кластера
Слайд 19 Инсерт
(чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда
учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Слайд 20Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей
между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слайд 21Составление кластера
На уроке литературы в
5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создаем такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
Слайд 22
Крылов
Россия
XIX век
Корзина идей
Эзоп
Др. Греция
VI век до
н. э.
Лафонтен
Франция
XVII век
Слайд 23 Верные и неверные утверждения
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Слайд 24ворона нашла кусочек сыру;
лиса близёхонько бежала;
ворона каркнула;
лисица говорит сладкие слова вороне;
плутовка
подходит на цыпочках;
лисица схватила сыр и убежала;
сыр выпал.
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
Перевёрнутые логические цепочки
Слайд 25
Соотнесите данные определения и литературные жанры.
Краткий
иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение
Небольшой рассказ, объясняющий важные жизненные ситуации на основе простых отвлеченных примеров
Песнь героического содержания, рассказывающая о подвигах русских богатырей в Средние века
Былина
Басня
Легенда
Слайд 27Глупая, доверчивая.
Верит, слушает, каркает.
Вороне нравятся льстивые слова.
Простофиля.
Хитрая, коварная.
Обманывает, льстит, лукавит.
Лисица всегда
добивается своего.
Плутовка.
Лисица
Ворона
Синквейн
Слайд 28Телеграмма
Было интересно …
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел
узнать ещё о баснях…
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало …
Слайд 29Коммуникативные действия
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить
следующие виды заданий:
составление кластера;
толстые и тонкие вопросы;
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
театрализация;
«подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...»
ромашка вопросов или ромашка Блума
Слайд 30« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься
сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова