Слайд 1Гражданский романтизм.
К.Ф. Рылеев.
Выполнили: Вилисова Юлия,
Гальянова Кристина,
Домрачева Дарья.
группа БО-22
Слайд 2Гражданский романтизм. Особенности художественного метода.
Декабристы создали свое особое течение в романтизме,
которое можно назвать общественно-гражданским, старавшимся резко обособиться от умеренного созерцательного романтического течения, во главе которого стоял Жуковский. Но сближало их с первым русским романтиком чувство своей обособленности в обществе, исключительности, аскетизма, сознание личной подвижнической роли.
Декабристы создавали такой же, как и Жуковский, идеальный, рефлектированный, вымышленный мир, взамен сущего.
К.Ф.Рылеев
Слайд 3Своего пейзажа декабристы не создали: они целиком заимствовали его у Жуковского.
В думах, поэмах Рылеева - тот же грозный, оссиановский колорит.
Также они искали черты народности, национальной характерности для поэзии, и находили их в исторической героике, патриотизме. Идея гражданственности разрабатывалась ими всесторонне. Антикрепостнические настроения у них были общими, но выражались по-разному. Гражданский романтизм декабристов был существенным вкладом в русскую литературу.
Слайд 4Кондратий Федорович Рылеев(1795-1826)
Политический деятель и поэт, поэт и критик, Рылеев обладал глубоко
оригинальным индивидуальным творческим стилем.
Жизненный путь Рылеева - это подготовка себя к самопожертвованию. Ничего светского, «офицерского», ничего от баловня гостиных и салонов, завсегдатаев балов не было в этом худородном, целиком отдавшемся делу дворянине.
Слайд 5Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе
отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма.
Слайд 6
По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии». Это
было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии («Я не поэт, я гражданин»), его герои — борцы за свободу.
Слайд 7Творческое наследие Рылеева распадается на 3 группы произведений
Слайд 8Жанр «дум» в творчестве Рылеева.
Совершенно самостоятельный цикл в творчестве Рылеева представляют
его «Думы». Небольшие лиро-эпические произведения, они горячо обсуждались в критике и являлись одной из программных заявок романтизма Рылеева.
«Думы» писались Рылеевым несколько лет и вышли отдельной книжкой в 1825 году. В предисловии к этой книге Рылеев открыто провозглашает просветительски-агитационное направление своего цикла.
Слайд 9
Обычно чрезмерно подчеркивают антиисторизм дум Рылеева. Рылеев подчеркивал, что историю делают
не цари, а другие люди, знаменитые мужи, память о которых и мнение о которых хранит в своем сердце народ.
Слайд 10
В жанре рылеевской думы сочетались элементы торжественной оды и исторической повести.
Здесь и рассказ о подвиге, и определенная проповедь некоторых гражданских начал и добродетелей в одическом стиле. Лиро-эпический жанр думы позволял это сделать.
Слайд 11Основные компоненты «дум» Рылеева.
сюжет и ситуация - историческая или местная,
герой
в ситуации,
речь героя - рассказ о подвиге и патриотическое назидание,
вывод,
завещание потомкам.
Думы полны подлинного драматизма, были большим достижением в обрисовке исторических деятелей, живого человека, крупного исторического масштаба.
Слайд 12У Рылеева три группы дум.
Первая - исторически-героическая беллетризация летописных сказаний, поучительного
прошлого в самом общем патриотическом смысле. Это думы «Олег вещий», «Святослав», «Боян», «Мстислав Удалый» - о том, как Олег прибил щит к вратам Царьграда, каким храбрым был Святослав, как Мстислав победил косожского богатыря Редедю. Здесь еще нет социальной и гражданственной проблематики.
Слайд 13Более осмысленна в духе гражданского романтизма вторая группа дум - патриотические,
рассказывающие о борцах за национальную независимость, о героях, помогавших объединению русских земель: «Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Смерть Ермака» и особенно «Иван Сусанин».
Слайд 14
Рылееву удается вложить в уста этих героев много сильных стихов, полных
призывной страсти сражаться «за вольность, правду и закон». Описательные части здесь прекрасны: битвы, проявления храбрости, стойкости - все это соответствует истории и все это поэтично выражено. Например, описание Куликовской битвы, или романтика сибирских походов Ермака, погибшего в холодных волнах Иртыша.
Слайд 15Третьей и самой важной группой являются думы политические - на прямую
тему борьбы «гражданства с самовластьем», славословящие подвиги во имя свободы за права «граждан». Они полны сатиры, обличения. Таковы думы «Волынский», «Державин», незаконченная дума «Вадим». Конечно, границы между 2 и 3 группами весьма условны, и мотивы здесь переходят из одной в другую.
Слайд 16Остается еще некоторое количество дум, таких, как «Борис Годунов», «Михаил Тверской»,
«Дмитрий Самозванец», которые содержат мотивы всех трех групп, или не могут быть прямо отнесены ни к одной из них. Борис Годунов и Дмитрий Самозванец исповедуются в своих прегрешениях и сами пытаются объяснить нелюбовь к ним народа и причины собственной неминуемой гибели.
Слайд 17Пушкин упрекал Рылеева в исторических неточностях. Олег не мог прибить к вратам
Царьграда русский щит с двуглавым орлом, так как эта эмблема появилась лишь при Иване III и его жене Софье Палеолог (XIV в.). Точность в деталях - отличительная черта реализма. Романтизм проявляется у Рылеева в отсутствии должного такта в выборе прототипов.
Слайд 18Романтизм дум Рылеева проявляется в описаниях пейзажа, иногда нарочито мрачного, с
использованием мотивов традиционной поэтики.
Слайд 19
Несомненно, «Думы» в целом - большое завоевание русской литературы начала 20-х
годов.