Презентация, доклад по русскому языку на тему ЕГЭ часть С

Содержание

Сочинение на основе публицистического текста

Слайд 1ЕГЭ: основные этапы создания сочинения-рассуждения

ЕГЭ: основные этапы создания сочинения-рассуждения

Слайд 2Сочинение на основе публицистического текста

Сочинение на основе публицистического текста

Слайд 3Публицистический текст
Цель – воздействие на читателя или слушателя.
Употребляется в средствах массовой

информации, литературной критике.
В публицистических текстах широко используются, кроме нейтральных, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика; несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, повторы, частицы, междометия.


Публицистический текстЦель – воздействие на читателя или слушателя.Употребляется в средствах массовой информации, литературной критике.В публицистических текстах широко

Слайд 4

Романтика – это вариант желания жить не так, как ты живёшь…
Романтика – это не здесь и не так. Обычно это – далеко, непривычно, ново, очень часто – трудно и рискованно, опасно. Это преодоление трудностей и испытание себя в них.
Романтика – это стремление к свободе, осуществление свободного выбора.





Романтика

Слайд 5 Романтика – до крайности показательный случай того,

что всё дело не в вещах, а в нашем отношении к ним. Для благополучного горожанина в столице жизнь лесоруба в далёкой тайге весьма романтична. Да ещё если палатка, костёр и так далее. Для профессионального лесоруба же, который вынужденно довольствуется палаткой вместо дома и костром вместо газовой плиты, ничего романтичного в этом нет, есть только привычные и обыденные неудобства. Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки. Постоянный груз житейских проблем. А главное - все кругом всю жизнь так живут, нормальной жизнью, и другой не знают. И сказочной романтикой ему представляется жизнь в большом далёком городе, где он никогда не был: огни, бары, метро, чистота и люди со всего мира…
Романтика – до крайности показательный случай того, что всё дело не в вещах,

Слайд 6 Там хорошо, где нас нет. А если

есть, то это ненадолго: поначалу, пока не обвыклись, пока экзотика и в новинку и в охотку, свежие впечатления захватывают и достижение мечты сердце греет…
Романтика – жажда иной, лучшей доли. Там – это как бы антиздесь: всё, что здесь не устраивает, там воображается не таким.
Но понимание этого ничего не меняет. Всё равно хочется.
Почему?
Романтика – это идеал существования: борьба, свершения, открытия, приключения. А наличие идеала означает, что человек не удовлетворён нынешним существованием, что есть разрыв между тем, что он может, и тем, что он хотел бы мочь. Это следствие и свидетельство избытка сил и возможностей. Это энергетический потенциал человека.
Маяк возникает только там, где есть импульс к движению.


Там хорошо, где нас нет. А если есть, то это ненадолго: поначалу, пока

Слайд 7 Отсутствие романтики в молодости говорит только о

незначительности личности. Вялости, неэнергичности, лени, низком потенциале. О малой жажде жизни, о неинтересности. Здравое благоразумие молодости – это природное убожество.



Отсутствие романтики в молодости говорит только о незначительности личности. Вялости, неэнергичности, лени, низком

Слайд 8 Если умелый, сильный, предприимчивый человек в юности

мечтает только о личном благополучии, делает деньги, покупает машину, строит дом и основывает банк, а мечтатель-романтик остаётся в результате у разбитого корыта - это не означает преимущества первого. Кто-то первым кидает мысль, намечает направление, глупо прёт в неведомую даль, надеется сначала и плачет потом – и мостит собою дорогу к тому, чего раньше не было. Он наивен и нерасчётлив, он наслаждается, ставя на карту свою жизнь в надежде на огромный выигрыш! Вот с романтиков и авантюристов любое движение и начинается. Это аристократы духа.


Если умелый, сильный, предприимчивый человек в юности мечтает только о личном благополучии, делает

Слайд 9 Но чаще отчаянные романтики в свой

срок становятся отчаянными прагматиками и, направляя энергию в деловое русло, оставляют позади тех, кто раньше начал.
(по М.Веллеру)
Но чаще отчаянные романтики в свой срок становятся отчаянными прагматиками и, направляя

Слайд 10Тема, проблема, авторская идея текста: в чём различие?
ТЕМА – пласт действительности,

сфера жизни, к которой обращается внимание автора; то, что изображено, о чём рассказано.
ПРОБЛЕМА – значимый для автора в этой сфере действительности вопрос.
АВТОРСКАЯ ИДЕЯ – авторское своеобразие решения данной проблемы; то, что выражено в тексте.


Тема, проблема, авторская идея текста: в чём различие?ТЕМА – пласт действительности, сфера жизни, к которой обращается внимание

Слайд 11
Проблема –
конкретный
вопрос, который
в этой сфере
привлек
внимание
автора
Тема – сфера действитель-ности
авторская
идея

– решение
автором
этой
проблемы
Проблема – конкретныйвопрос, которыйв этой сфере привлек вниманиеавтораТема – сфера действитель-ностиавторскаяидея – решениеавтором этойпроблемы

Слайд 12Как определить тему и проблему текста?
Тема и проблема связаны с глубинным

уровнем текста
Как определить тему и проблему текста?Тема и проблема связаны с глубинным уровнем текста

Слайд 13Первый этап сочинения:
Определение одной из проблем предложенного

текста:
Можно обозначить тему и проблему, а можно ограничиться лишь определением проблемы, которую лучше сформулировать в виде вопроса.


Первый этап сочинения:    Определение одной из проблем предложенного текста:Можно обозначить тему и проблему, а

Слайд 14Тема (о чём текст?) – текст о сущности жизни, отношении человека

к жизни, понимании жизни. Проблема (какой вопрос более всего волнует автора?)– что такое романтика и какова её роль в жизни?
Тема (о чём текст?) – текст о сущности жизни, отношении человека к жизни, понимании жизни. Проблема (какой

Слайд 15Второй этап сочинения:
Отражение позиции автора исходного текста

по отношению к выявленной проблеме (то есть прямой ответ на вопрос: как автор решает эту проблему?):
возможно, позиция автора выражена в одном из предложений текста, хотя это необязательно.


Второй этап сочинения:    Отражение позиции автора исходного текста по отношению к выявленной проблеме (то

Слайд 16Понаблюдайте, как в тексте этого сочинения увязывается определение темы, проблемы и

авторской идеи:

О чём этот текст? О романтике? Да, пожалуй - не случайно в нём так много определений романтики, но всё же тему я обозначила бы гораздо шире - текст о сущности самой жизни, о внутренних стимулах ее движения.
Что такое романтика и какова ее роль в нашей жизни? На этот вопрос автор отвечает напрямую: это «идеал существования», «импульс к движению» жизни.


Понаблюдайте, как в тексте этого сочинения увязывается определение темы, проблемы и авторской идеи:    О

Слайд 17Третий этап сочинения:
комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста:
комментарий к проблеме может включать:

1. Утверждение актуальности поднятой в тексте проблемы;

2. Общую оценку авторского стиля, логики рассуждений автора, определение характера аргументов, которые приводит автор;

3. Собственное определение основного понятия, включённого в текст и связанного с избранной вами проблемой.

Важно не пересказывать и не слишком обширно цитировать исходный текст.


Третий этап сочинения:    комментарий к сформулированной проблеме исходного текста:    комментарий к

Слайд 18Что становится содержанием комментария к проблеме в этом примере?

В качестве комментария я хотела бы предложить собственное определение романтики: романтика - это молодость души, интенсивность восприятия мира, это умение, несмотря ни на что, жить в радости, это во многом безумство, если хотите, сумасшествие, однако без этого безумства жизнь утратила бы свою яркость, «манкость». Романтика связана не только с молодостью, она вообще вне возраста - и этим прекрасна.


Что становится содержанием комментария к проблеме в этом примере?    В качестве комментария я хотела

Слайд 19Четвёртый этап создания сочинения:
изложение собственного мнения по

проблеме:
1.Согласие или несогласие с позицией автора должно быть сформулировано этически корректно (уважительно по отношению к идеям автора, как бы вы к ним ни относились);
2.По выявленной проблеме нужно привести не менее 3 собственных аргументов с опорой на жизненный или читательский опыт, иллюстрирующих, разворачивающих, доказывающих вашу мысль.
В сочинениях ЕГЭ упор делается на вашу начитанность, духовную зрелость, способность понимать основные проблемы времени, иметь свое мнение и ярко, доказательно его выявлять.


Четвёртый этап создания сочинения:    изложение собственного мнения по проблеме:1.Согласие или несогласие с позицией автора

Слайд 20В какой содержательной сфере можно искать аргументы?
Примеры из истории, их анализ;
Размышления

над реалиями современной вам жизни общества;
Примеры из личного опыта, нашей обыденной жизни;
Крайне желательно обращение к примерам из художественной литературы или смежных видов искусства!


В какой содержательной сфере можно искать аргументы?Примеры из истории, их анализ;Размышления над реалиями современной вам жизни общества;Примеры

Слайд 21Как строится аргумент?
Ваша мысль, связанная с
найденной проблемой
Иллюстрация из определённой
сферы

(литература, смежные виды
искусства, история,
современное состояние общества,
личный опыт), размышления,
разворачивающие вашу мысль.
Как строится аргумент?Ваша мысль, связанная с найденной проблемойИллюстрация из определённой сферы (литература, смежные виды искусства, история, современное

Слайд 22Какая содержательная сфера становится материалом для этого размышления?

Романтика часто связывается в нашем восприятии с любовью - и это не случайно: любовь столь же бескомпромиссна, далека от прагматического расчёта. В любви душа окрыляется, появляется мощный импульс к духовному развитию, мир становится ярким, жизнь обретает смысл. Символом чистой, одухотворённой любви можно назвать героев пьесы Шекспира Ромео и Джульетту, которых любовь подняла над вечной враждой двух семей, над несовершенством нашего земного мира. Вне рассудка, вне расчёта - в полёте навстречу друг другу хотели жить Ромео и Джульетта. И даже в их гибели чувствуется утверждение романтики как особой дерзновенности, отвергающей серый безлюбовный мир.


Какая содержательная сфера становится материалом для этого размышления?    Романтика часто связывается в нашем восприятии

Слайд 23Определите сферу, в которой найден этот аргумент:

Любое общественное движение начинают романтики (правда, к сожалению, заканчивают прагматики). Это романтики увлекают за собой призывом к «свободе, равенству и братству», мечтают о всеобщем счастье и мировой революции. Если на смену романтикам приходят тираны – прекрасные мечты тонут в потоках крови, если приходят рассудочные, деловые прагматики – общество медленными шагами движется в сторону мечтаний романтиков.


Определите сферу, в которой найден этот аргумент:      Любое общественное движение начинают романтики

Слайд 24Что становится материалом для размышлений в этом случае?

Многие наше поколение называют прагматичным. Отчасти я согласна с этим, ведь современная цивилизация стирает человеческую индивидуальность, подчиняет всех единому стандарту «успешной жизни», а потому уже со школы приходится думать, как этому стандарту соответствовать. Однако никто и никогда не отнимет у нас юность, а с нею и экстремальные виды спорта (сноубординг, например), и бешеные ритмы молодёжной музыки, и любовь. Наша романтика – просто другая, но она есть! Романтика – это не вздохи при луне, а порыв сделать то, на что другие не решаются.


Что становится материалом для размышлений в этом случае?    Многие наше поколение называют прагматичным. Отчасти

Слайд 25Последний этап работы над сочинением:
создание заключения:

заключение не должно быть объемным – достаточно 1-2 предложений: итог рассуждений, выражение мнения о тексте и проблеме. Избегайте шаблонов и пафосности («этот текст учит нас…», «так давайте же…»).


Последний этап работы над сочинением:    создание заключения:    заключение не должно быть

Слайд 26Какая мысль, еще не звучавшая в тексте сочинения, становится материалом для

заключения?

Автор этого текста Михаил Веллер не противопоставляет романтиков и прагматиков - не хочу противопоставлять их и я. Жизнь интересна как раз богатством оттенков, а не подчинённостью какой-либо одной гамме.


Какая мысль, еще не звучавшая в тексте сочинения, становится материалом для заключения?    Автор этого

Слайд 27Еще раз повторим, какие этапы мы проходим, создавая сочинение-рассуждение:
вступление:
определение одной

из
проблем текста

отражение позиции
автора текста по
отношению к
проблеме

комментарий к
сформулированной
проблеме

изложение
собственного
мнения по проблеме:
не менее 3 аргументов

заключение:
обобщающая мысль,
которая еще не
звучала в
сочинении


Еще раз повторим, какие этапы мы проходим, создавая сочинение-рассуждение:вступление: определение одной изпроблем текстаотражение позицииавтора текста по отношению

Слайд 28Создание структуры сочинения


Создание структуры сочинения

Слайд 29 (1)У науки и техники

своя история, история не только блестящих побед, но и ошибок, иногда роковых. (2)Об уроках этой истории следует периодически напоминать, забыть о них было бы непростительным легкомыслием.
(3)Более чем полвека назад, в 1948 году, швейцарский химик Пауль Мюллер получил Нобелевскую премию за синтезированный им препарат, который, как казалось тогда, принес крестьянину спасение от всех вредителей сельскохозяйственных растений. (4)Ученому собирались поставить памятник при жизни: ведь с помощью чудесного порошка можно было решить проблему борьбы с голодом на планете. (5)Правда, чуть замешкались благодарные земледельцы, и памятник так и не был поставлен. (6)Мюллер умер, а вскоре стала проясняться оборотная сторона медали – печальные последствия применения этого химического препарата. (7)В конечном итоге его дальнейшее использование просто-напросто запретили. (8)Из-за чрезвычайно ядовитости и исключительной опасности для человеческой жизни.




(1)У науки и техники своя история, история не только блестящих

Слайд 30(9)…И взвешивают наши вины
На белоснежной широте,

Как гирьки черные, пингвины,
Откашливая ДДТ…
(10)Поэт Андрей Вознесенский написал эти строки, после того как в печати появилось сообщение, что препарат ДДТ обнаружили в организмах животных, населяющих Антарктиду, хотя никто и никогда туда его не завозил. (11)Слишком поздно узнали люди, что созданное Паулем Мюллером вещество способно мигрировать и что оно не распадается и накапливается в растениях, живых организмах, почве.


(9)…И взвешивают наши вины  		  На белоснежной широте,  		  Как гирьки черные, пингвины,

Слайд 31 (12)Яд откладывается постепенно, не вызывая нарушений до

определенного момента, до тех пор, пока не накопится критическое количество вредоносного вещества. (13)И тогда количество переходит в качество. (14)Это качественное нарушение в организмах, например, некоторых птиц проявилось в том, что они стали откладывать яйца с очень тонкой, непрочной скорлупой. (15)Большая часть таких яиц раскалывается еще до появления птенцов. (16)Ученые, в частности, считают, что именно по этой причине такие красивые и очень полезные птицы-хищники, как белоголовый орлан и сокол-сапсан, оказались на грани вымирания. (17)Применение ядохимикатов вызывает как бы цепную реакцию: по ее звеньям яд передается все более и более высокоорганизованным живым существам. (18)В конце концов доходит и до нас, людей.


(12)Яд откладывается постепенно, не вызывая нарушений до определенного момента, до тех пор, пока

Слайд 32 (19)Ну, а в чём же состоит урок?

(20)Отказаться от борьбы с вредителями сельского хозяйства, запретить опыты с химическими веществами? (21)Надеемся, что читатель не понял нас так прямолинейно…
(По К.Петрову)


(19)Ну, а в чём же состоит урок? (20)Отказаться от борьбы с вредителями сельского

Слайд 33Создадим структуру сочинения, оформив ее в любом виде (план, схема, цепочка

тезисов, таблица)


Создадим структуру сочинения, оформив ее в любом виде  (план, схема, цепочка тезисов, таблица)

Слайд 34Сочинение на основе художественного текста

Сочинение на основе художественного текста

Слайд 35художественный текст
Цель – воздействие с помощью художественных образов на чувства и

мысли читателей;
отражение всем строем произведения, своеобразием художественного мира и словесной ткани произведения авторского восприятия мира и человека;
Для создания художественных образов используется всё языковое богатство – как лексическое, так и синтаксическое.


художественный текстЦель – воздействие с помощью художественных образов на чувства и мысли читателей; отражение всем строем произведения,

Слайд 36

(1)Осень в этом году

стояла – вся напролет – сухая и теплая. (2) Березовые рощи долго не желтели. (3) Долго не увядала трава. (4) Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
(5) «Мга» то сгущалась, то бледнела. (6) Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.



(1)Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая

Слайд 37
(7) Я плыл на лодке вниз по

реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (10) Это курлыкали журавли.
(11) Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим названием Таврида.
(14) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.


(7) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в

Слайд 38
(15) За несколько дней до этой встречи

с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?


(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил

Слайд 39
(20) Птицы прощались со Средней Россией, с

ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.
(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
(По К.Паустовскому)


(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда

Слайд 40
Находим основной художественный образ, поскольку неповторимость своего

взгляда на мир писатель передает не явно, а сквозь призму созданных им художественных образов. Иногда в художественном тексте может быть несколько основных образов, но, как правило, всё же один или два, поскольку тексты небольшие.
В тексте Паустовского это образ осени и улетающих журавлей. Именно с этим художественным образом связана главная авторская идея, авторское удивление, открытие:

Сама природа есть творец шедевров, в ней заложена великая созидательная сила.


Находим основной художественный образ, поскольку неповторимость своего взгляда на мир писатель передает не

Слайд 41Вступление: определение проблемы и своеобразия ее авторского решения

«Художник мыслит образами», - эту знаменитую фразу Белинского можно вспомнить, обращаясь к художественному тексту, основная особенность которого - обнаружение ярко личностного авторского взгляда на мир. В своем тексте Паустовский отмечает то, что другой человек при беглом взгляде не заметил бы. Автор открывает простую, но такую глубокую и вечную истину: сама природа есть творец шедевров, в ней заложена великая созидательная сила.


Вступление: определение проблемы и своеобразия ее авторского решения    «Художник мыслит образами», - эту знаменитую

Слайд 42комментарий проблемы
Размышляем над характером художественного образа, созданного в

тексте: в чем его неповторимость, своеобразие, как он связан с другими образами текста.
Определяем авторскую мысль, отражённую в этом образе.


комментарий проблемы   Размышляем над характером художественного образа, созданного в тексте: в чем его неповторимость, своеобразие,

Слайд 43
Осень Паустовского – тихая, с

неспешным ритмом и в самой своей простоте поэтичная. Авторский взгляд на осень отражает тихое любование этим миром вековых ракит, голубеющей дымки и журавлей. Это взгляд не со стороны: Паустовский ощущает себя неотъемлемой частью мира осенней природы.
В косяке улетающих к Тавриде журавлей Паустовский видит великое таинство природы, заставляющее вновь и вновь «бросать весла» и поднимать взор к небу. В восприятии автора соединилось, казалось бы, несоединимое: статья о шедевре, заказанная московским журналом, и высокий полет журавлей. И – как молния! – пронзила мысль: ведь природа тоже творец. Каждый осенний лист, желтизна травы, осенний воздух, «отдающий вином», улетающие птицы - величайшие шедевры созидательной силы природы. Нельзя не заметить, что Паустовский – человек, влюбленный в мир природы. Разве могли бы мы сомневаться в этом? Ведь рассказывая об осени, автор передает читателям все, даже самые маленькие, ее детали и проявления.


Осень Паустовского – тихая, с неспешным ритмом и в самой своей

Слайд 44Собственные размышления по поводу основной авторской мысли текста – не менее

трёх аргументов

Вовсе не обязательно говорить о тех же самых художественных образах, что созданы в тексте, ваша задача – привести свои примеры, свои нешаблонные, оригинальные иллюстрации в доказательство своих мыслей, созвучных авторским или противостоящих им.


Собственные размышления по поводу основной авторской мысли текста – не менее трёх аргументов

Слайд 45Лучше начать с обращения к аргументам из художественной литературы

Творческая стихия природы вдохновляла многих русских поэтов и писателей: Есенина и Бунина, Паустовского и Пришвина, Блока и Лермонтова. В самом звучании фамилии Сергея Есенина чувствуется «песня», «синь», «Русь», «осень», «ясень». В произведениях поэта природа одухотворяется, наделяется своими чувствами, характером, особой вечной мудростью. Человеческое и природное едино: «головы моей куст», «буйство глаз и половодье чувств», «в сердце ландыши вспыхнувших сил» - как естественно состояния человека передаются через метафоры, сопрягающие с миром природы! Созидательная сила природы, бесконечное многообразие ее форм рождало в душе Есенина благоговейное восхищение чудом жизни, почти молитвенное преклонение перед красотой мира берёз и тополей, осенней золотой листвы и весенней черёмухи, «сыплющей снегом».


Лучше начать с обращения к аргументам из художественной литературы    Творческая стихия природы вдохновляла многих

Слайд 46Интересны аргументы из личного опыта, вашей повседневной жизни, в которой что-то

оказалось вдруг созвучным мыслям автора

Мне оказалось очень близко авторское восприятие природы как творца, поскольку я сама не раз задумывалась об этом, всматриваясь в удивительную графику деревьев на фоне синего неба или изумляясь неповторимому рисунку снежинок. Разве мог бы кто-то искуснее создать лепесток розы или тонкий узор на крыле бабочки-махаона! Но самое удивительное - щедрость природы, ведь лепестки и снежинки, бабочки и листья столь недолговечны, однако вновь и вновь появляются эти шедевры, не переставая удивлять и радовать нас.


Интересны аргументы из личного опыта, вашей повседневной жизни, в которой что-то оказалось вдруг созвучным мыслям автора

Слайд 47Можно обратиться к аргументам из сферы истории, философии, смежных видов искусства,

жизни замечательных людей

Созидательную силу природы чувствовали и художники: появляется ощущение, что кисть Левитана, Венецианова, Шишкина, Саврасова одухотворяла творческая сила, роднящая человека и природу. Мне особенно близки пейзажи Исаака Левитана: художник умел уловить малейшие нюансы, полутона в изменчивой и в чем-то вечной палитре жизни природы.


Можно обратиться к аргументам из сферы истории, философии, смежных видов искусства, жизни замечательных людей  Созидательную силу

Слайд 48Заключение – обобщающая мысль, которая еще не звучала в сочинении

Человек в природном мире не покоритель, а неотъемлемая его часть. Вероятно, умение ощутить бытие как чудо, величайший дар - это составляющая человеческого счастья.


Заключение – обобщающая мысль, которая еще не звучала в сочинении    Человек в природном мире

Слайд 49Желаю вам успехов в создании сочинения!


Желаю вам успехов в создании сочинения!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть