Презентация, доклад на тему Относительные прилагательные 6 класс

Содержание

Относительные прилагательные. Цели урока: 1) помочь учащимся в интересной форме усвоить сложный для них материал по теме «Относительные прилагательные». Разъяснить детям через решение проблемной ситуации, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой;2)

Слайд 1Тема: Относительные прилагательные.
Учитель МБОУ СОШ №3 г.Ханты-Мансийска
Емельянова Татьяна Ивановна

Тема: Относительные прилагательные. Учитель МБОУ СОШ №3 г.Ханты-МансийскаЕмельянова Татьяна Ивановна

Слайд 2Относительные прилагательные.
Цели урока:

1) помочь учащимся в интересной форме

усвоить сложный для них материал по теме «Относительные прилагательные». Разъяснить детям через решение проблемной ситуации, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой;

2) развивать умение находить в тексте прилагательные, определять их разряд, использовать прилагательные в устной и письменной речи для обогащения языка учащихся; развивать логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать, обобщать, конкретизировать; совершенствовать орфографические навыки;

3) мотивировать учащихся к активности; пробудить интерес к самостоятельному решению поставленных задач; вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать интерес к родному языку, его богатству, желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно; прививать любовь к русской литературе на примере текстов русских поэтов и писателей.

Тем урока:

Относительные прилагательные. Цели урока: 1) помочь учащимся в интересной  форме усвоить сложный для них материал по

Слайд 3Организационный момент.
1. Приветствие учащихся.
Учитель: Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Я рада вас видеть.



Актуализация прежних знаний.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Ответы учащихся: Мы изучали притяжательные прилагательные.
Учитель: А что вам нужно было выполнить дома?
Дети: Упражнение 300, выучить правило, какие прилагательные называются притяжательными, и повторить, какие прилагательные называются качественными.

2. Проверка готовности к уроку.
3. Проверка отсутствующих.

Организационный момент.1. Приветствие учащихся.Учитель: Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Я рада вас видеть. Актуализация прежних знаний.Учитель: Ребята, давайте вспомним,

Слайд 4Учитель: Да, правильно. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.
Сейчас вы

должны будете выполнить задание по вариантам. Среди предложенных на слайде словосочетаний найдите словосочетания с притяжательными прилагательными, составьте код ответа и запишите его на листочках, которые лежат у вас на партах. Составить код ответа – это значит записать те цифры, под которыми находятся словосочетания с притяжательными прилагательными.

1 вариант 2 вариант
Нинино пальто 1. Красивый цветок
Заячий след 2. Наташина куртка
Сильный спортсмен 3. Лисья нора
Дедовы валенки 4. Высокое дерево
Вкусный торт 5. Мамина сумочка

Учитель: Да, правильно. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.Сейчас вы должны будете выполнить задание по вариантам.

Слайд 5Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.
Ответ учащихся: первый вариант

-124; второй вариант - 235


Учитель: Правильно. К какому разряду вы отнесёте оставшиеся прилагательные и почему?

Ответы учащихся: Оставшиеся прилагательные являются качественными, потому что обозначают качество предмета, образуют степени сравнения, сочетаются с наречием очень, имеют краткую форму.

Учитель: Правильно.
Сообщение темы урока.

Учитель: Тема нашего урока «Относительные прилагательные».
Сформулируем цель нашего урока.
Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним разрядом прилагательных – с относительными прилагательными.
Учитель: Правильно. Но не просто познакомимся, а научимся отличать их от качественных и притяжательных прилагательных. Будем учиться использовать их в нашей речи.
Итак, записываем в тетрадях дату, классная работа и тему урока: «Относительные прилагательные».

Учитель: Проверим, как вы справились с заданием. Ответ учащихся: первый вариант -124;    второй вариант

Слайд 6Формирование новых знаний.
Мотивация к формированию новых знаний.
Учитель: Поможет нам усвоить новый

материал рассказ Вити о том, как он помогал относительным прилагательным.
(Инсценировка. Участвуют дети, на груди которых слова «место», «материал», «время». Они играют роль рассыпавшихся слов.)

Витя: Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил
Прилагательных навалом!
Очень их старик любил.
Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали
Как слова перемешались.
В прилагательные влез я.
Одно слово пробурчало:
Формирование новых знаний.Мотивация к формированию новых знаний.Учитель: Поможет нам усвоить новый материал рассказ Вити о том, как

Слайд 72-ой учащийся: - Отнеси меня на место,

Раньше я не здесь лежало.
Витя: Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
2-ой учащийся: - Я вот к месту относилось!
3-ий учащийся: - Ну а я к материалу!
4-ый учащийся: - Я ко времени имело

Отношение прямое!
А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!

5-ый учащийся: К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!

Витя: И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял.
Как умел, слова собрал
Просто выбился из сил
Их на место относил.
Тут ещё осталось.
Помогите, пожалуйста.

2-ой учащийся: - Отнеси меня на место,

Слайд 8Учитель: Ребята, как вы поняли, какие прилагательные являются относительными?
Ответ учащихся: Относительными

называются прилагательные, которые имеют отношение к месту, времени, материалу, действию.
Учитель: Правильно. Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал. Параграф 52, страница 122.
(Чтение учениками параграфа.)
Учитель: Что ещё можете добавить к тому, что мы узнали из небольшой сценки об относительных прилагательных?
Ответы учащихся: Относительные прилагательные обозначают такой признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени, то есть они не образуют степени сравнения. Не образуют краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Учитель: Откройте наш справочник и заполните последнюю колонку «Относительные прилагательные» по образцу, указанному на слайде.

Учитель: Ребята, как вы поняли, какие прилагательные являются относительными?Ответ учащихся: Относительными называются прилагательные, которые имеют отношение к

Слайд 9(Ученики заполняют таблицу.)
Учитель: Что самое важное мы запишем в таблицу?
Ответ

учащегося: Относительные прилагательные характеризуют предмет по материалу, месту, времени действию и не образуют степени сравнения.



Учитель: Заполняя таблицу, смотрите на слайд.

(Ученики заполняют таблицу.)Учитель: Что самое важное мы запишем в таблицу? Ответ учащегося: Относительные прилагательные характеризуют предмет по

Слайд 10Применение знаний и формирование умений и навыков.

Учитель: Поможем Вите правильно разложить

слова по коробочкам, выполним упражнение 294.Для этого сначала прочитайте задание к нему. Есть желающие пойти к доске? Работать у доски будет четыре человека. Первый выписывает прилагательные, которые характеризуют предмет по материалу, второй - по месту , третий – по времени, четвёртый – по действию. А вы все четыре группы. Затем проверим.

(Проверка упражнения.)

Учитель: Итак, проверим упражнение. Зачитай, Ваня, прилагательные, которые характеризуют предмет по материалу.
Ответ учащегося, работающего у доски: Деревянный, глиняный, серебряный, стеклянный, соломенный, кожаный, семенной, языковая колбаса.
Учитель: Согласны с ответом?
Ответ учащегося: Да.

Учитель: Молодец, Ваня, ты хорошо справился с заданием. Но неправильно произнёс слово языковая колбаса. Ребята, обратите внимание на ударение в слове языковая колбаса, но языковое явление. Они даны у вас в учебнике для того, чтобы вы запомнили их произношение. Обратите внимание на написание Н и НН в этих словах, не допустили ли вы ошибок? Скоро мы будем изучать эту орфограмму, и вы сможете правилом объяснить, почему здесь пишется Н или НН. Садись на место.

Применение знаний и формирование умений и навыков.Учитель: Поможем Вите правильно разложить слова по коробочкам, выполним упражнение 294.Для

Слайд 11Учитель: Зачитай, Даша, прилагательные, которые характеризуют предмет по месту.
Ответ учащейся, работающей

у доски: Городской, сельский, передний, задний, верхний, нижний, подземный.
Учитель: Есть у Даши ошибки?
Ответ учащихся: Нет, Даша все сделала правильно.
Учитель: Я согласна с вами. Объясни, Даша, почему в слово сельский ты вставила Ь?
Ответ ученицы, работающей у доски: Я вставила Ь ,потому что мягкость согласного Л всегда обозначается Ь.
Учитель: Правильно, садись на место.

Учитель: Зачитай, Дима, прилагательные, которые характеризуют предмет по времени.
Ответ учащегося, работающего у доски : Сегодняшний, завтрЕшний, вчерашний, осеНий, зимний, вечерний, утренНий, давнишний.

Учитель: А все ли правильно выполнил Дима?

Ответ детей: Да, у него все правильно.
Учитель: А как у него написано слово завтрашний?

Ответы детей: Он ошибся и написал завтрешний.
Учитель: А у вас правильно?

Ответы детей: Ой, я тоже ошибся.

Учитель: Зачитай, Даша, прилагательные, которые характеризуют предмет по месту.Ответ учащейся, работающей у доски: Городской, сельский, передний, задний,

Слайд 12Учитель: Запомните, что правильно завтрашний пишется через А от слова завтра

и больше не ошибайтесь.
Правильно ли Дима вставил пропущенные буквы в других словах?

Ответ учащихся: Да, правильно.
Учитель: А каким правилом ты, Дима, пользовался при выборе гласных в словах сегодняшний, вчерашний?

Ответ учащегося, работающего у доски: Это непроверяемые безударные гласные, надо запомнить.
Учитель: Правильно.
Учитель: И ещё раз обратите внимание на правописание слов с Н и НН. Нет ли у вас ошибок?

Ответ учащихся: Нет. Мы изучали их в начальной школе как словарные слова.
Учитель: А можете объяснить их написание правилом, хотя нам ещё предстоит изучить эту тему?

Ответы учащихся: Да. В слове осенний одна Н в корне, а другая в суффиксе. В слове утренний корень утро , а –енн- , значит, суффикс.

Учитель: Правильно. Молодцы. Дима, садись на место.

Учитель: Запомните, что правильно завтрашний пишется через А от слова завтра и больше не ошибайтесь.Правильно ли Дима

Слайд 13Учитель: Зачитай, Катя, прилагательные, которые характеризуют предмет по действию.
Ответ учащейся, работающей

у доски : Отрывной, обледенелый, точильный, набивной, нагревательный.
Учитель: Всё правильно Катя выписала? Не допустила ли ошибок, когда вставляла пропущенные буквы?
Ответы учащихся: Все правильно, ошибок нет.

Учитель: Да. У Кати нет ошибок. Каким правилом ты пользовалась, когда вставляла пропущенные буквы?


Ответ учащейся, работающей у доски: Я подобрала проверочные слова: обледенелый –лёд, точильный – точит, набивной – набить.
Учитель: Правильно, садись. А вы ещё раз посмотрите, нет ли у вас ошибок.



Словарная работа

Учитель: Сегодня мы должны изучить
словарные слова ИСКУСНЫЙ и ТАЛАНТ .

Учитель: Зачитай, Катя, прилагательные, которые характеризуют предмет по действию.Ответ учащейся, работающей у доски : Отрывной, обледенелый, точильный,

Слайд 14Учитель: Что значит искусный?
Ответ детей: Искусный – умелый, хорошо знающий своё

дело.
Учитель: Правильно. Но нужно различать слова искусный, искусственный, искусство. Что значит искусственный?
Ответ учащихся: Искусственный –это ненастоящий.
Учитель: А искусство?
Ответы учащихся: Искусство бывает изобразительное, музыкальное.

Учитель: Да. Это такое творческое воспроизведение действительности. А талант что такое?

Ответы учащихся: Талант - это выдающиеся врождённые способности.
Учитель: Правильно. Запишите словарные слова в тетрадь, составьте с ними два предложения.

Учитель: Зачитайте записанные вами предложения.

ИСКУСНЫЙ
ТАЛАНТ

(Учащиеся зачитывают составленные предложения)

Учитель: Что значит искусный?Ответ детей: Искусный – умелый, хорошо знающий своё дело.Учитель: Правильно. Но нужно различать слова

Слайд 15Продолжение формирования новых знаний.
Учитель: Не всё у нас просто с относительными

прилагательными.
Проблемная ситуация.
Учитель: Послушайте стихотворение, подумайте и определите, к какому разряду относится прилагательное в словосочетании золотые руки.

Мамины руки
Говорят – у мамы
Руки не простые.
Говорят у мамы
Руки золотые!
Я гляжу внимательно,
Подношу поближе,
Трогаю и глажу,
Золота не вижу.
Почему же люди
Наши заводские
Говорят у мамы
Руки золотые?
Спорить я не буду,
Им видней-
Ведь они работают
С мамою моей!

Продолжение формирования новых знаний.Учитель: Не всё у нас просто с относительными прилагательными.Проблемная ситуация.Учитель: Послушайте стихотворение, подумайте и

Слайд 16Ответ учащихся:(Как показывает практика, дети безошибочно определяют, что прилагательное качественное)
Учитель: А

почему не относительное?
Ответ учащихся: Здесь слово употребляется в переносном значении. Золотые руки - значит умелые. Это качество.
Учитель: Правильно. Определите, к какому разряду относится прилагательное в словосочетании заячий хвост?
Ответ учащихся: Притяжательное.

Учитель: А в сочетании заячий тулупчик?
(Здесь может возникнуть замешательство. Затем, посмеявшись, дети дают правильный ответ)
Ответ учащихся: Относительное. Зайцы тулупов не носят. Это значит тулуп из шкурки зайца. Отношение к материалу.
Учитель: Правильно. А в словосочетании заячья душа?
Ответ учащихся: Качественное. Так говорят о трусливом человеке.
Учитель: Что мы с вами, ребята, обнаружили?
Ответ учащихся: Прилагательные могут из одного разряда переходить в другой.

Учитель: Молодцы. Запишите в справочник эту информацию.

ОТ К
ПР К
ПР О

Ответ учащихся:(Как показывает практика, дети безошибочно определяют, что прилагательное качественное)Учитель: А почему не относительное?Ответ учащихся: Здесь слово

Слайд 17 Применение знаний и формирование умений и навыков.
Учитель: Запишите словосочетания со

слайда, определяя разряд прилагательного. Работаем по цепочке у доски. Обращаем внимание на правописание н и нн в прилагательных.

Ответы учащихся: Нет. Нельзя сказать, что чей-то взгляд леденее, а воля железнее.

Ледяные фигуры, ледяной взгляд,
железная дверь, железная воля, гусиное перо,
гусиная походка, куриный бульон,
куриные мозги, лисья шкура, лисья шуба.

(Ученики работают у доски, записывая словосочетания и определяя разряд прилагательных. )

Учитель: Скажите, при переходе относительного прилагательного в качественное, приобретает ли оно грамматическое значение качественных прилагательных?

Ответы учащихся: Ледяные фигуры (отн.), ледяной взгляд (кач), железная дверь(от), железная воля(кач), гусиное перо (прит.), гусиная походка (кач.), куриный бульон(отн.), куриные мозги (кач.), лисья шкура (прит), лисья шуба(отн.)

Применение знаний и формирование умений и навыков.Учитель: Запишите словосочетания со слайда, определяя разряд прилагательного. Работаем по

Слайд 18Актуализация знаний с целью усвоения эстетической функции языка
Учитель: Эту способность прилагательных

переходить из одного разряда в другой писатели и поэты используют в художественных произведениях. Прочитайте строки разных поэтов и писателей о дожде. Найдите прилагательные, выпишите их вместе с определяемым словом, определите разряд и надпишите сверху.

По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова всё молчит.
И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам,
Весёлый дождь стучит.
С.Маршак

Стеклянный, редкий и ядрёный
С весёлым шорохом спеша
Промчался дождь…
И.Бунин

Угрюмый дождь
Скосил глаза…
В.Маяковский.

Актуализация знаний с целью усвоения эстетической функции языкаУчитель: Эту способность прилагательных переходить из одного разряда в другой

Слайд 19Учитель: Перед тем, как проверить работу, сделаем небольшую паузу, посмотрите на
слайд

и послушайте музыку дождя.

Учитель: Перед тем, как проверить работу, сделаем небольшую паузу, посмотрите наслайд и послушайте музыку дождя.

Слайд 20(Проверка).
Учитель: Зачитайте первый текст, называя прилагательные и их разряд.
Ответ учащегося:


По небу голубому (кач.)
Проехал грохот грома.
И снова всё молчит.
И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным (кач.) листьям,

Учитель: Правильно, ребята?
Ответы учащегося: Да.
Учитель: Правильно. Продолжим проверку.

(Следующий текст читает другой учащийся)

Ответ учащегося: Угрюмый (кач.)дождь
Скосил глаза…
Учитель: Хорошо. Работаем дальше.

Ответ учащегося:
Стеклянный, редкий и ядрёный
С весёлым шорохом спеша
Промчался дождь…
Стеклянный(О-К), редкий(кач.) и ядрёный(кач.)
С весёлым (кач.)шорохом спеша
Промчался дождь…

Учитель: Согласны, ребята?
Ответ учащегося: Да. У него всё правильно.
Учитель: Одинаковый ли дождь предстаёт перед нами?

(Проверка).Учитель: Зачитайте первый текст, называя прилагательные и их разряд.Ответ учащегося:    По небу голубому (кач.)Проехал

Слайд 21Ответ учащегося: Нет. У Маршака он весёлый, у Маяковского - угрюмый,

то есть ненужный, затяжной может быть. У Бунина дождь тоже весёлый. Прикосновение его крупных, но редких капель бодрит.
Учитель. Да. Вы правы. С помощью какого художественного средства удалось авторам это передать?
Ответ учащегося: Они использовали эпитеты.
Учитель: Да, вы правы. А в роли эпитетов какие прилагательные выступали ?
Ответ учащегося: Качественные и относительное в значении качественного.
Учитель: Найдите в предложении из рассказа И.С.Тургенева « Бежин луг» прилагательные, выпишите их и определите разряд.
Ответ учащегося : Широкая(кач), стальные (От-кач)

«Широкая река огибала её [равнину] уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначили её теченье»
И.С. Тургенев

Ответ учащегося: Нет. У Маршака он весёлый, у Маяковского - угрюмый, то есть ненужный, затяжной может быть.

Слайд 22Учитель: Какое средство языка использовал И.С.Тургенев?
Ответ учащегося: Эпитет
Учитель: Как сказал Александр

Иванович Куприн: «Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен». Используйте эту возможность нашего языка, пусть и ваша речь будет выразительна и красива.

Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен.

Александр Иванович
Куприн

Учитель: Какое средство языка использовал И.С.Тургенев?Ответ учащегося: ЭпитетУчитель: Как сказал Александр Иванович Куприн: «Русский язык в умелых

Слайд 23Вывод по уроку: Достигли ли мы, ребята, целей, поставленных в начале

урока?

Ответ учащихся: Да. Мы узнали, что прилагательные, которые имеют отношение к месту, времени, действию, называются относительными.

Ответ учащихся: Ещё мы узнали, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.

Ответ учащихся: Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных, являются эпитетами.

Ответ учащихся: Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных, не приобретают грамматических признаков качественных прилагательных.

Ответ учащихся: Мы наблюдали, как поэты и писатели умело используют прилагательные разных разрядов в своём творчестве. Как красива и выразительна их речь. И в своей речи тоже будем стараться использовать эпитеты.

Учитель: Может быть, что-то осталось непонятным и есть вопросы?

Ответ учащегося: Всё понятно.

Вывод по уроку: Достигли ли мы, ребята, целей, поставленных в начале урока?Ответ учащихся: Да. Мы узнали, что

Слайд 24 В данном тексте найти и подчеркнуть,

подписывая сверху,27 качественных прилагательных, 12 относительных и 6 притяжательных прилагательных. Из них перебежчиков: из относительных в качественные -9, из притяжательных в качественные -11, из притяжательных в относительные -3.

Проживала в королевском замке, на чердаке, под самой крышей одна старая колдунья. Там было темно, пыльно и скучно, поэтому старушка поглядывала из своего окошечка вниз, на двор, и , помешивая серебряной ложечкой колдовское варево в чугунном котелке, рассуждала вслух:
-Ох уж мне это сказочное королевство! Ни одной приятной физиономии!
Вот придворная дама, например. Ну, та, рыжая. Вечно лезет со своей шевелюрой, куда не следует, всюду свой утиный нос суёт! И пусть она вся увешается с ног до головы золотыми серьгами и кольцами, пусть носит лисьи и песцовые шубы, на её внешности это не отразится. (Кстати, чуть не забыла бросить в котёл змеиное жало и лягушачьи лапки!)

Домашнее задание.

Учитель: Хорошо. Тогда послушайте, что нужно сделать дома.
Выучить параграф, словарные слова, которые мы записали в тетради. Каждому распечатан текст на карточке .

В данном тексте найти и подчеркнуть, подписывая сверху,27 качественных прилагательных, 12 относительных

Слайд 25 А маршал её величества! Красавец тоже мне!

Каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы в замке перебил! Зато в бою его цыплячья храбрость напоказ! (Ох, кажется, в это зелье нужно добавлять воронью печень!)
О, ещё одна фигура при дворе – главный церемониймейстер! Павлиньи перья на шляпе и серебряные пряжки на башмаках. Блошиная прыть и тараканьи усы. Такая посредственность! (Где же мышиные хвосты? Самое время опустить в котелок!)
Однако самый никчёмный человек в королевстве – это сам король. Деревянная башка! Ну на что тебе горностаева мантия, если у тебя гусиная походка! Одно у него достояние –это орлиный нос!(Батюшки, выкипает! Срочно кинуть черепашьи потроха, кошачье ухо и ястребиный коготь!)
И все-таки я живу среди них! Всё потому, что у меня ангельское терпение и золотое сердце! – старушка встала и подошла к зеркалу.- И внешне-то я много красивее их всех! У меня серебряная седина, огненный взор, собольи брови, сахарные уста и солнечная улыбка. Пусть злопыхатели говорят, что у меня на спине верблюжий горб! Это лишь лёгкое искривление осанки! И почему эти жалкие люди меня не ценят?!
А маршал её величества! Красавец тоже мне! Каменное лицо и оловянный взгляд! Со

Слайд 26Учитель: Всем понятно домашнее задание?

Ответ учащихся: Да.

Учитель: Запишите в дневник: параграф

51, словарные слова, работа с текстом.

Выставление оценок.
Учитель: Сдайте листочки, на которых вы писали код ответа.

Итоговая рефлексия

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

Ответы учащихся: Интересный, нужный, познавательный, замечательный, быстрый, весёлый.

Учитель: Всем спасибо за работу. До свидания!

Учитель: Всем понятно домашнее задание?Ответ учащихся: Да.Учитель: Запишите в дневник: параграф 51, словарные слова, работа с текстом.Выставление

Слайд 27«Относительные прилагательные» 6 класс «д».
Уровень познавательной активности в классе низкий, что

и определяет выбор форм и методов при проведении всех уроков русского языка в этом классе. Работаем в данном классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской.
Этот урок является третьим в разделе «Разряды имён прилагательных» и первым по теме «Относительные прилагательные». Тип урока: комбинированный.

Самоанализ данного урока.

2) развивать умение находить в тексте прилагательные, определять их разряд, использовать прилагательные в устной и письменной речи для обогащения языка учащихся; развивать логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать, обобщать, конкретизировать; совершенствовать орфографические навыки;
3) побудить учащихся к активности; пробудить интерес к самостоятельному решению поставленных задач; вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать интерес к родному языку, его богатству, желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно; прививать любовь к русской литературе на примере текстов русских поэтов и писателей.

Данный урок является продолжением изучения раздела «Разряды имён прилагательных». На первом уроке по этому разделу учащиеся в ознакомительной форме узнали, что прилагательные делятся на качественные, притяжательные и относительные. Затем подробно остановились на изучении качественных прилагательных. На последующем уроке изучили притяжательные прилагательные.

Цели урока:
1)помочь учащимся в интересной форме усвоить сложный для них материал по теме «Относительные прилагательные». Разъяснить детям через решение проблемной ситуации, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой;

«Относительные прилагательные» 6 класс «д».Уровень познавательной активности в классе низкий, что и определяет выбор форм и методов

Слайд 28Изученный материал в кратком и обобщённом виде был занесён в справочник,

который учащиеся ведут с 5 класса в виде таблицы. Многолетний опыт работы показал, что в подобной последовательности изучать разряды прилагательных целесообразнее. Изучив качественные и притяжательные прилагательные, учащиеся легче усваивают материал по теме «Относительные прилагательные».

При разработке данного урока и предыдущих пользовалась книгой Т.Рик «Здравствуйте, имя прилагательное». Материал этой книги даёт возможность внести в урок элемент игры, юмора, активизирует учащихся, позволяет разнообразить формы и виды домашнего задания.
Содержание урока соответствует теме и целям урока. Тестовый контроль на этапе актуализации прежних знаний позволил выявить уровень усвоения учебного материала. Использование тестов позволяет учителю выступать не в роли наставника, а в роли наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает учиться. Тестовый опрос снижает уровень психологической тревожности, которая присутствует во время привычного опроса. Так ненавязчиво и интересно мною было проверено знание учащимися теоретического материала и умение применять его на практике. Те листочки, которые были сданы в конце урока, позволили увидеть, что некоторые учащиеся ошибались, но исправили ошибки при проверке. Это будет учтено при планировании следующих уроков.

На этапе формирования новых знаний используется работа с учебником: чтение параграфа 51. При изучении теории ставится акцент на отличительных признаках относительных прилагательных (не образуют степени сравнения, не имеют краткой формы). Следующий вид деятельности – работа с таблицей.

В соответствии с современными требованиями к урокам русского языка учащиеся после объявления темы сами формулируют цели урока, а учитель дополняет их. Это способствует активизации знаний учащихся. Им становится интересно то, что предстоит узнать и сделать на уроке.
Инсценировка на этапе формирования новых знаний мотивировала учащихся на усвоение неувлекательного для них материала. Учащиеся вовлечены в процесс обучения.
Урок стал более интересным.

Изученный материал в кратком и обобщённом виде был занесён в справочник, который учащиеся ведут с 5 класса

Слайд 29 На этапе применения новых знаний

учащиеся выполняют упражнения 294, формируют умения отличать относительные прилагательные от других разрядов прилагательных, совершенствуют орфографические навыки.
Решение проблемной ситуации позволило учащимся самим прийти к выводу, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой, способствовало развитию логического мышления, умению анализировать. Самым сложным этапом уроком является усвоение учащимися явления перехода прилагательных из одного разряда в другой. Помимо теории, рассмотрения примеров используется вид деятельности учащихся – работа со словосочетаниями, в которых наблюдается данный процесс.

Полагаю, что мною осуществлён правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала. Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта. Считаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество. Урок был интересен для учащихся, о чём говорят результаты рефлексии.

Очередной вид деятельности учащихся – работа с поэтическими текстами. Учащиеся на практике формируют навыки образной и выразительной речи.
Домашнее задание подобрано таким образом, что содержание заинтересовывает учащихся, поражает неожиданностью, весёлостью. Это делает его выполнение более интересным. Неотъемлемой частью урока является сохранение здоровья учащихся, поэтому во время занятия проводится необычная физминутка (слайд 19).

На этапе применения новых знаний учащиеся выполняют упражнения 294, формируют умения

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть