Тем урока:
Актуализация прежних знаний.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Ответы учащихся: Мы изучали притяжательные прилагательные.
Учитель: А что вам нужно было выполнить дома?
Дети: Упражнение 300, выучить правило, какие прилагательные называются притяжательными, и повторить, какие прилагательные называются качественными.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Проверка отсутствующих.
1 вариант 2 вариант
Нинино пальто 1. Красивый цветок
Заячий след 2. Наташина куртка
Сильный спортсмен 3. Лисья нора
Дедовы валенки 4. Высокое дерево
Вкусный торт 5. Мамина сумочка
Учитель: Правильно. К какому разряду вы отнесёте оставшиеся прилагательные и почему?
Ответы учащихся: Оставшиеся прилагательные являются качественными, потому что обозначают качество предмета, образуют степени сравнения, сочетаются с наречием очень, имеют краткую форму.
Учитель: Правильно.
Сообщение темы урока.
Учитель: Тема нашего урока «Относительные прилагательные».
Сформулируем цель нашего урока.
Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним разрядом прилагательных – с относительными прилагательными.
Учитель: Правильно. Но не просто познакомимся, а научимся отличать их от качественных и притяжательных прилагательных. Будем учиться использовать их в нашей речи.
Итак, записываем в тетрадях дату, классная работа и тему урока: «Относительные прилагательные».
Отношение прямое!
А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!
5-ый учащийся: К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!
Витя: И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял.
Как умел, слова собрал
Просто выбился из сил
Их на место относил.
Тут ещё осталось.
Помогите, пожалуйста.
Учитель: Откройте наш справочник и заполните последнюю колонку «Относительные прилагательные» по образцу, указанному на слайде.
Учитель: Заполняя таблицу, смотрите на слайд.
(Проверка упражнения.)
Учитель: Итак, проверим упражнение. Зачитай, Ваня, прилагательные, которые характеризуют предмет по материалу.
Ответ учащегося, работающего у доски: Деревянный, глиняный, серебряный, стеклянный, соломенный, кожаный, семенной, языковая колбаса.
Учитель: Согласны с ответом?
Ответ учащегося: Да.
Учитель: Молодец, Ваня, ты хорошо справился с заданием. Но неправильно произнёс слово языковая колбаса. Ребята, обратите внимание на ударение в слове языковая колбаса, но языковое явление. Они даны у вас в учебнике для того, чтобы вы запомнили их произношение. Обратите внимание на написание Н и НН в этих словах, не допустили ли вы ошибок? Скоро мы будем изучать эту орфограмму, и вы сможете правилом объяснить, почему здесь пишется Н или НН. Садись на место.
Учитель: Зачитай, Дима, прилагательные, которые характеризуют предмет по времени.
Ответ учащегося, работающего у доски : Сегодняшний, завтрЕшний, вчерашний, осеНий, зимний, вечерний, утренНий, давнишний.
Учитель: А все ли правильно выполнил Дима?
Ответ детей: Да, у него все правильно.
Учитель: А как у него написано слово завтрашний?
Ответы детей: Он ошибся и написал завтрешний.
Учитель: А у вас правильно?
Ответы детей: Ой, я тоже ошибся.
Учитель: Правильно. Молодцы. Дима, садись на место.
Ответ учащейся, работающей у доски: Я подобрала проверочные слова: обледенелый –лёд, точильный – точит, набивной – набить.
Учитель: Правильно, садись. А вы ещё раз посмотрите, нет ли у вас ошибок.
Словарная работа
Учитель: Сегодня мы должны изучить
словарные слова ИСКУСНЫЙ и ТАЛАНТ .
Учитель: Да. Это такое творческое воспроизведение действительности. А талант что такое?
Ответы учащихся: Талант - это выдающиеся врождённые способности.
Учитель: Правильно. Запишите словарные слова в тетрадь, составьте с ними два предложения.
Учитель: Зачитайте записанные вами предложения.
ИСКУСНЫЙ
ТАЛАНТ
(Учащиеся зачитывают составленные предложения)
Мамины руки
Говорят – у мамы
Руки не простые.
Говорят у мамы
Руки золотые!
Я гляжу внимательно,
Подношу поближе,
Трогаю и глажу,
Золота не вижу.
Почему же люди
Наши заводские
Говорят у мамы
Руки золотые?
Спорить я не буду,
Им видней-
Ведь они работают
С мамою моей!
Учитель: А в сочетании заячий тулупчик?
(Здесь может возникнуть замешательство. Затем, посмеявшись, дети дают правильный ответ)
Ответ учащихся: Относительное. Зайцы тулупов не носят. Это значит тулуп из шкурки зайца. Отношение к материалу.
Учитель: Правильно. А в словосочетании заячья душа?
Ответ учащихся: Качественное. Так говорят о трусливом человеке.
Учитель: Что мы с вами, ребята, обнаружили?
Ответ учащихся: Прилагательные могут из одного разряда переходить в другой.
Учитель: Молодцы. Запишите в справочник эту информацию.
ОТ К
ПР К
ПР О
Ответы учащихся: Нет. Нельзя сказать, что чей-то взгляд леденее, а воля железнее.
Ледяные фигуры, ледяной взгляд,
железная дверь, железная воля, гусиное перо,
гусиная походка, куриный бульон,
куриные мозги, лисья шкура, лисья шуба.
(Ученики работают у доски, записывая словосочетания и определяя разряд прилагательных. )
Учитель: Скажите, при переходе относительного прилагательного в качественное, приобретает ли оно грамматическое значение качественных прилагательных?
Ответы учащихся: Ледяные фигуры (отн.), ледяной взгляд (кач), железная дверь(от), железная воля(кач), гусиное перо (прит.), гусиная походка (кач.), куриный бульон(отн.), куриные мозги (кач.), лисья шкура (прит), лисья шуба(отн.)
По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова всё молчит.
И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам,
Весёлый дождь стучит.
С.Маршак
Стеклянный, редкий и ядрёный
С весёлым шорохом спеша
Промчался дождь…
И.Бунин
Угрюмый дождь
Скосил глаза…
В.Маяковский.
Учитель: Правильно, ребята?
Ответы учащегося: Да.
Учитель: Правильно. Продолжим проверку.
(Следующий текст читает другой учащийся)
Ответ учащегося: Угрюмый (кач.)дождь
Скосил глаза…
Учитель: Хорошо. Работаем дальше.
Ответ учащегося:
Стеклянный, редкий и ядрёный
С весёлым шорохом спеша
Промчался дождь…
Стеклянный(О-К), редкий(кач.) и ядрёный(кач.)
С весёлым (кач.)шорохом спеша
Промчался дождь…
Учитель: Согласны, ребята?
Ответ учащегося: Да. У него всё правильно.
Учитель: Одинаковый ли дождь предстаёт перед нами?
«Широкая река огибала её [равнину] уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначили её теченье»
И.С. Тургенев
Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен.
Александр Иванович
Куприн
Ответ учащихся: Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных, не приобретают грамматических признаков качественных прилагательных.
Ответ учащихся: Мы наблюдали, как поэты и писатели умело используют прилагательные разных разрядов в своём творчестве. Как красива и выразительна их речь. И в своей речи тоже будем стараться использовать эпитеты.
Учитель: Может быть, что-то осталось непонятным и есть вопросы?
Ответ учащегося: Всё понятно.
Домашнее задание.
Учитель: Хорошо. Тогда послушайте, что нужно сделать дома.
Выучить параграф, словарные слова, которые мы записали в тетради. Каждому распечатан текст на карточке .
Выставление оценок.
Учитель: Сдайте листочки, на которых вы писали код ответа.
Итоговая рефлексия
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Ответы учащихся: Интересный, нужный, познавательный, замечательный, быстрый, весёлый.
Учитель: Всем спасибо за работу. До свидания!
Самоанализ данного урока.
2) развивать умение находить в тексте прилагательные, определять их разряд, использовать прилагательные в устной и письменной речи для обогащения языка учащихся; развивать логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать, обобщать, конкретизировать; совершенствовать орфографические навыки;
3) побудить учащихся к активности; пробудить интерес к самостоятельному решению поставленных задач; вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать интерес к родному языку, его богатству, желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно; прививать любовь к русской литературе на примере текстов русских поэтов и писателей.
Данный урок является продолжением изучения раздела «Разряды имён прилагательных». На первом уроке по этому разделу учащиеся в ознакомительной форме узнали, что прилагательные делятся на качественные, притяжательные и относительные. Затем подробно остановились на изучении качественных прилагательных. На последующем уроке изучили притяжательные прилагательные.
Цели урока:
1)помочь учащимся в интересной форме усвоить сложный для них материал по теме «Относительные прилагательные». Разъяснить детям через решение проблемной ситуации, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой;
При разработке данного урока и предыдущих пользовалась книгой Т.Рик «Здравствуйте, имя прилагательное». Материал этой книги даёт возможность внести в урок элемент игры, юмора, активизирует учащихся, позволяет разнообразить формы и виды домашнего задания.
Содержание урока соответствует теме и целям урока. Тестовый контроль на этапе актуализации прежних знаний позволил выявить уровень усвоения учебного материала. Использование тестов позволяет учителю выступать не в роли наставника, а в роли наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает учиться. Тестовый опрос снижает уровень психологической тревожности, которая присутствует во время привычного опроса. Так ненавязчиво и интересно мною было проверено знание учащимися теоретического материала и умение применять его на практике. Те листочки, которые были сданы в конце урока, позволили увидеть, что некоторые учащиеся ошибались, но исправили ошибки при проверке. Это будет учтено при планировании следующих уроков.
На этапе формирования новых знаний используется работа с учебником: чтение параграфа 51. При изучении теории ставится акцент на отличительных признаках относительных прилагательных (не образуют степени сравнения, не имеют краткой формы). Следующий вид деятельности – работа с таблицей.
В соответствии с современными требованиями к урокам русского языка учащиеся после объявления темы сами формулируют цели урока, а учитель дополняет их. Это способствует активизации знаний учащихся. Им становится интересно то, что предстоит узнать и сделать на уроке.
Инсценировка на этапе формирования новых знаний мотивировала учащихся на усвоение неувлекательного для них материала. Учащиеся вовлечены в процесс обучения.
Урок стал более интересным.
Полагаю, что мною осуществлён правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала. Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта. Считаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество. Урок был интересен для учащихся, о чём говорят результаты рефлексии.
Очередной вид деятельности учащихся – работа с поэтическими текстами. Учащиеся на практике формируют навыки образной и выразительной речи.
Домашнее задание подобрано таким образом, что содержание заинтересовывает учащихся, поражает неожиданностью, весёлостью. Это делает его выполнение более интересным. Неотъемлемой частью урока является сохранение здоровья учащихся, поэтому во время занятия проводится необычная физминутка (слайд 19).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть