Слайд 1СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧИТЕЛЬ СОЛОД Н. П.
Методические
рекомендации
Слайд 2Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость.
Слайд 3Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых
компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Слайд 4Основные характеристики СДП:
• Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
• Процесс обучения
– всегда творческий.
• Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Слайд 5Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и
включает в себя:
* Мотивацию к учебной деятельности;
* Актуализацию знаний;
*Проблемное объяснение нового знания;
* Первичное закрепление во внешней речи;
* Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
*Включение нового знания в систему знаний и повторение;
* Рефлексия.
Слайд 6Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности.
МЕНЯ УЧАТ
Я УЧУСЬ
Слайд 7При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности
учащихся.
Слайд 8Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
Слайд 9Обязательный элемент на уроке – обращение к личному опыту детей и
их размышлениям по обсуждаемой теме, опора на знания, полученные на других предметах или при изучении других тем.
Слайд 10Какие методы и приемы использую на своих уроках?
Слайд 11В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок
заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
Называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Слайд 12Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач
и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Слайд 13Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать
со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
Слайд 14При повторении изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявляю затруднения
в индивидуальной деятельности каждого ученика. На данном этапе не я ставлю цель, а дети (это позволяет устранить возникшие затруднения).
Слайд 15В основе урока – работа с текстом. На этапе актуализции знаний
часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.
Слайд 16Задание классу:
Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту:
Прочитайте выразительно стихотворение
Озаглавьте
текст
Определите тему и идею
Укажите и объясните изученные орфограммы
(Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)
Назовите слова, которые отвечают на вопрос как?
(При изучении темы «Наречие»)
Слайд 17Далее – исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по
общим признакам).
Слайд 18Затем– обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы еще не знаем?:
Проговаривание цели в виде вопроса,
на который стоит ответить
(Что такое наречие?)
Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.
Слайд 19Когда проблема четко сформирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На
этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий, выполнение ряда заданий по изученному материалу.
Слайд 20Предлагается лингвистический эксперимент – прочитайте текст, мысленно опустив наречия. Как изменился
текст? Какую роль играют наречия?
Такие упражнения развивают речь, умение делать выводы;
Используется фразеологическая разминка – заменить фразеологизмы наречиями, составить предложения.
Слайд 21Работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше
пословиц, в которых встречаются наречия. Записали, поменялись тетрадями – взаимопроверка.
Творческий диктант – ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику.
Синтаксическая пятиминутка – разобрать предложения с указанием частей речи, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику предложений.
Слайд 22ВЫВОД
Все эти виды работ опираются на личный опыт учащихся, знания, полученные
ими ранее.
Слайд 23При подведении итогов уместно ставить такие вопросы:
Что было для меня самым
полезным на уроке?
Что было для меня самым интересным?
Что было для меня трудным?
Чему я научился на уроке?
Так как же мы решили проблему?
Слайд 24Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать
ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивиуальную и групповую работу.
Слайд 25С малой удачи начинается большой успех!