Слайд 2Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
В каких из приведённых ниже
предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Ответов будет 2. За ответ 2 балла.
Примерная запись ответа 23
Внимание!
Обратите внимание:
предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
противоречить содержанию текста,
включать информацию, которой в тексте нет,
передавать лишь часть информации,
подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль.
Обратите внимание на СПП
Слайд 3(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал
однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов) .
Однако
Конечно
Таким образом
Вероятно
Хотя
такимобразом
Слайд 4(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал
однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания.
1
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
свидетельство -а, ср.
Показание лица, бывшего свидетелем, очевидцем чего-л., лично знающего что-л.. Подтверждение чего-л. осведомленным лицом. С. очевидцев
2) То, что служит подтверждением, удостоверением какого-л. факта, события. Исторические свидетельства
3) Дача свидетельских показаний на суде. Показания свидетеля.
4) Присутствие при чем-л. для официального удостоверения подлинности чего-л. Свидетельство подписания договора о мире.
5) Документ, удостоверяющий что-л.; удостоверение. Выдать свидетельство об окончании курса. Отпускное свидетельство. Метрическое свидетельство.
6)Право лица на что-л. Авторское свидетельство.
Слайд 5Задание № 4.
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Слайд 6Так выглядит это задание в новой «015 года) демоверсии:
4.В одном из
приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвонИм рвалА грАжданство давнИшний отобралА
гражданство
Слайд 8Словарик паронимов
ЕГЭ. Русский язык. 2014 год
Абонемент – абонент
Адресант – адресат
Безоглядный – ненаглядный – неоглядный – неприглядный –
непроглядный
Благодарный – благодарственный
Будний–будничный
Бывалый – бывший – былой
Вдох – вздох
Вековой – вечный
Великий – величественный
Верхний – верховный – верховой
Восполнить – дополнить – пополнить-заполнить
Воспоминание – напоминание – упоминание
Впечатлительный – впечатляющий
Встряхнуть – вытряхнуть – отряхнуть – стряхнуть
Выбор – отбор – подбор
Выбрать–избрать
Выгода – выгодность
Выдача – отдача – передача – раздача
Выделение – отделение
Выделить–отделить
Выжидать – ожидать – поджидать-ждать
При подготовке этого задания не забудь заглянуть в словарик паронимов от ФИПИ
Слайд 9Выплата – оплата – плата – уплата
Выплатить – заплатить –
оплатить – отплатить – уплатить
Глинистый – глиняный
Годичный – годовалый – годовой
Горделивый – гордый
Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный –
удвоенный
Действенный – действительный – действующий
Деловитый – деловой – дельный – деляческий
Дипломатический – дипломатичный
Дисциплинарный – дисциплинированный
Добротный – добрый
Доверительный – доверчивый
Дождевой – дождливый
Жестокий – жёсткий
Живительный–живой–животный–живучий
Жизненный – житейский
Загородить – огородить – оградить – отгороди
Занизить – понизить – снизить
Заплатить–оплатить
Заполнить – наполнить – переполнить
Затруднённый – затруднительный
Слайд 10
Зачинатель – зачинщик
Звуковой – звучный
Злобный – зловещий
– злой – злостный
Игристый–игривый–игорный–игральный
Искусный – искусственный
Исходный – исходящий
Каменистый – каменный
Комфортабельный – комфортный
Конный – конский
Коренной–коренастый–корневой
Красочный–крашеный
Масленый – масличный – маслянистый – масляный
Надеть – одеть
Наличие – наличность
Напечатать-отпечатать
Направить – отправить
Невежа – невежда
Невинный – невиновный
Неоглядный–непроглядный–неприглядный
Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый
Обрывок – отрывок
Обхватить – охватить
Слайд 11Оградить-огородить-отгородить
Ограничение – ограниченность
Ограничить – отграничить – разграничить
Одинарный –
одинокий – одиночный
Оклик – отклик
Опасливый – опасный
Отбирая–выбирая
Отборный – отборочный
Отклонение – уклонение
Отклоняться–уклоняться
Отличить – различить
Отличие – различие
Отряхнуть–стряхнуть
Памятливый – памятный
Перетерпеть – претерпеть
Переходный – переходящий – преходящий
Песочный – песчаный
Плаксивый – плакучий – плачевный
Подбор – выбор
Подделка – поделка – проделка
Подобающий – подобный
Поместить(-ся) – разместить(-ся) – уместить(-ся)
Поместный–помещичий
Слайд 12
Пополнить–заполнить
Постареть – устареть
Поступок – проступок
Почтенный – почтительный
Праздничный – праздный
Практический – практичный
Предоставить – представить
Представительный – представительский
Представление–предоставление
Признанный – признательный
Принизить–унизить
Проблематичный – проблемный
Производственный–производительный
Пророчить – прочить
Рыболов–рыбак
Рыболовный–рыболовецкий
Словарный – словесный
Сопротивление – сопротивляемость
Сравнимый – сравнительный
Старинный – старый
Стеклянный – стекольный
Сытный – сытый
Удачливый – удачный
Слайд 13Упоминание–напоминание стареть–состариться–постареть
Царский – царственный – царствующий
Целостный – целый –
цельный
Центральный – централизованный – центристский
Эффективный – эффектный
Эффектность–эффективность
Языковой–языковый–язычный
«Словарик паронимов ЕГЭ 2014
с толкованием слов» смотри отдельно
Слайд 14В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
У ГОДОВОЙ девочки на голове была ярко-розовая соломенная шляпка.
Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ, не перенеся тяжёлых условий плавания на пакетботе «Святой Павел», заболел цингой и умер.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.
Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.
В тёмной, сумрачной гущине ветвей блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
Сразу настораживает выражение «у ГОДОВОЙ девочки». Слово «годовой» употреблено неверно. Вспоминаем пароним к этому слову: годовалый».
Записываем: годовалой
Слайд 16Образец задания 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
шестьюстами
Слайд 17 Запомните существительные в именительном падеже множественного числа:
инженеры, конструкторы,
офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
выговоры, договоры, контейнеры, склады;
возрасты, выборы, почерки, кремы, торты;
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, катера, отпуска, паспорта, погреба, тополя, якоря
ы (и)
- а(я)
Слайд 18 Образование форм родительного падежа множественного числа:
несколько килограммов, граммов,
гектаров, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, носков, рельсов, нервов,;
чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много дел, макарон, полотенец, платьев
Слайд 19Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, кофе;
страшная цеце (муха), свежая иваси
(сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми;
широкая Миссисипи;
новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко,
стихи Блока, но воспоминания Любови Блок
Слайд 20Имя прилагательное
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более
позднее, менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
Слайд 21Имя числительное
Обратите внимание на склонение числительных: При склонении в них изменяются обе
части:
И.п. пятьдесят, восемьсот семь (кустов)
Р.п. пятидесяти, восьмисот семи (кустов)
Д.п. пятидесяти, восьмистам семи(кустам)
В.п. пятьдесят, восемьсот семь(кустов)
Т.п. пятьюдесятью,, восемьюстами семью (кустами)
П.п. (о) пятидесяти, восьмистах семи (кустах)
Слайд 22Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п.
сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста.
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)
Слайд 23Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее
слово:
И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)
Слайд 24 Собирательные числительные употребляются только:
а) с существительными, обозначающими лиц мужского и
общего рода: трое братьев, двое сирот;
б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;
в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;
г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;
д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;
д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.
Грамматическая норма
Слайд 25 Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими
лиц женского пола и взрослых особей животных!
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).
Слайд 26 Запомните:
а) глагол класть употребляется только без приставки;
б) глаголы с корнем
-лож- — только с приставкой (положить, выложить и т.п.);
в) не употребляются формы
1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др.
Слайд 27Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения глаголов, которые часто встречаются
в КИМах:
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
Слайд 28Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
№ 7
Слайд 29В демоверсии задание выглядит так:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ОШИБКИ
А) Получив начальное домашнее
образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский
корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского
«Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа,
ищущим смысл жизни, открывается
путь к внутренней свободе.
Г) Благодаря повышения уровня
сервиса в фирменных магазинах
стало больше покупателей.
Д) Горячо любящим родную
культуру предстаёт перед нами
Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
о добром и прекрасном».
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным
приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
52613
А Б В Г Д
Ответ:
Слайд 30Виды грамматических ошибок, которые нужно узнать.
Неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа.
Билеты будут продаваться по прибытиИ поезда.
По приездЕ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
Мы уехали из города по окончаниИ школы.
Слайд 31Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Обычно такие предложения начинаются со
слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение КТО употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
Местоимение ВСЕ в главном предложении требует мн. ч.
ВСЕ, КТО интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина, основателя музея истории театра.
+ См. табл. 52 (3 часть)
Слайд 32Употребление названий произведений литературы и искусства.
В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война
и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»
Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
+ См. табл. 52 (2 часть)
Ошибочная передача косвенной речи
Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену.
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.
Слайд 33Предложения с однородными членами
1) использование разных частей речи в качестве однородных членов
предложения:
Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
2) использование полных и кратких форм прилагательных:
Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
3) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Она ждала и звонила ему (ждала кого?) и звонила (кому?)
4/нарушение структуры двойного союза
не так…, как
не только…, но
если не …, то и др.
Слайд 34Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны
обозначать действия разных предметов и лиц.
Определи, кто производит действие !!!
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале, СЛЁЗЫ сами показались на глазах.
ПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале, МЫ заплакали.
Слайд 35Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В предложениях, содержащих причастный
оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Неправильный вариант Образ поэта-пророка, созданного Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.