Презентация, доклад Герменевтика как методологическая школа в литературоведении

Содержание

Герменевтика (др.-греч.ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна) — это искусство и теория истолкования текстов (в первоначальном значении слова, восходящем к античности и средневековью), учение о понимании смысла высказывания и — шире — другой индивидуальности

Слайд 1Герменевтика как методологическая школа в литературоведении

Герменевтика как методологическая школа  в литературоведении

Слайд 2Герменевтика (др.-греч.ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна) — это

искусство и теория истолкования текстов (в первоначальном значении слова, восходящем к античности и средневековью), учение о понимании смысла высказывания и — шире — другой индивидуальности (в философской и научной традиции нового времени, главным образом немецкой).
Герменевтика (др.-греч.ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна) — это искусство и теория истолкования текстов (в

Слайд 3Герменевтика
искусство интерпретации текстов и других культурных парадигм
наука о возможностях этого истолкования

Герменевтикаискусство интерпретации текстов и других культурных парадигмнаука о возможностях этого истолкования

Слайд 5Как самостоятельная научная дисциплина герменевтика оформилась в XIX в. благодаря трудам

ряда немецких мыслителей, среди которых наиболее влиятельны
Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Дильтей
Как самостоятельная научная дисциплина герменевтика оформилась в XIX в. благодаря трудам ряда немецких мыслителей, среди которых наиболее

Слайд 6Герменевтика XX в. ярко представлена трудами:
Г.Г. Гадамера (Германия)
П. Рикёра (Франция)


Герменевтика XX в. ярко представлена трудами:Г.Г. Гадамера (Германия) П. Рикёра (Франция)

Слайд 7ПОНИМАНИЕ
Понимание (нем. Verstehen) — это центральное понятие герменевтики.
Г.Г. Гадамер: « Повсюду,

где устраняется незнание и незнакомство, совершается герменевтический процесс собирания мира в слово и общее сознание <...> Задача герменевтики с незапамятных времен — добиваться согласия, восстанавливать его». Понимание, устремленное к согласию, по Гадамеру, осуществляется, прежде всего, посредством речи.
ПОНИМАНИЕПонимание (нем. Verstehen) — это центральное понятие герменевтики. Г.Г. Гадамер: « Повсюду, где устраняется незнание и незнакомство, совершается

Слайд 8Понимание составляет единство двух начал:
интуитивное постижение предмета, его «схватывание» как целого;
на основе

непосредственного понимания, вслед за ним возникает и упрочивается истолкование (нем. Erklärung), нередко аналитическое и обозначаемое термином «интерпретация» (лат. interpretatio — объяснение).
Понимание составляет единство двух начал:интуитивное постижение предмета, его «схватывание» как целого;на основе непосредственного понимания, вслед за ним возникает

Слайд 9ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Слайд 10смысл

смысл

Слайд 11диалогичность
Диалогичность — это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовность

к общению «на равных», дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия.
М.М. Бахтин
диалогичностьДиалогичность — это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовность к общению «на равных», дар живого

Слайд 12НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
ГЕРМЕНЕВТИКА
Телеологическая
 (целенаправленная)
Археологическая

НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКАГЕРМЕНЕВТИКАТелеологическая (целенаправленная)Археологическая

Слайд 13Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»
‎Exegi monumentum1 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему

не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной         Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире         Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  Тунгуз, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу         И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно,   И не оспаривай глупца.
21 августа 1836
__________________________________
1) Я воздвиг памятник (лат.).

Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» ‎Exegi monumentum1  Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не

Слайд 14Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»

Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»

Слайд 15Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»



Я памятник воздвиг себе нерукотворный…
«памятник», «воздвиг», «нерукотворный»

К

нему не зарастёт народная тропа…

Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа…


Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»Я памятник воздвиг себе нерукотворный…«памятник», «воздвиг», «нерукотворный»К нему не зарастёт народная тропа…Вознёсся

Слайд 16Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»
Нет, весь я не умру – душа

в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит…

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.







Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»Нет, весь я не умру – душа в заветной лиреМой прах переживёт

Слайд 17Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»
И долго буду тем любезен я народу,
Что

чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Выстроим тематическую линию этого катрена, она очень значима:

Я – НАРОД – ЛИРА – ВЕК – СВОБОДА – МИЛОСТЬ – ПАДШИЕ

Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что

Слайд 18Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»
Хронотоп стихотворения – Русь великая»;
художественное время

– «мой жестокий век», а это 19 век.
Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»Хронотоп стихотворения – Русь великая»; художественное время – «мой жестокий век», а

Слайд 19Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»





Веленью Божию, о муза,  будь послушна,
Обиды не

страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Герменевтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»Веленью Божию, о муза,  будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца;Хвалу и

Слайд 20Общие положения герменевтического подхода можно сформулировать так:
Познание истины предполагает ее интерпретацию

(текст), через которую мы можем ее понять – наряду с сущностными чертами ее автора (без которого она бы не существовала и которого поэтому нельзя устранить из рассмотрения).
Для правильного понимания сути явления, как и достоверной интерпретации, требуется глубинное личностное соприкосновение с явлением на уровне внутреннего мира (“вживание”, “вчувствование” субъекта в рассматриваемую реальность, добирающегося до уровня смысла).
Интерпретация культуры (исторических событий) должна вестись с позиции, максимально приближенной к восприятию ее создателей (участников). Т.о. интерпретация прошлого есть его реконструкция.
Автора (текста или другого произведения культуры) следует понимать с позиции его собственной духовной жизни, хотя одновременно это будет и пониманием с позиции его исторического вклада, который выявляет точка зрения современности. Она позволяет возвыситься над ситуацией прошлого и увидеть ценность его идей и для сегодняшнего дня.
От однозначного объяснения событий, свойственного естественным наукам, следует отказаться, переходя к изучению многоуровневости смыслов.
Формальную рациональную причинно-следственную логику заменяет аксиологический подход, который и становится критерием достоверности.
Признание уникальности человеческого опыта и событий требует нового включения в каждое новое рассматриваемое явление (и обновленной интерпретации).
Закономерности восприятия и интерпретации относятся к сфере пред-понимания, которая делает возможным герменевтический опыт, и должны быть предметом изучения философской герменевтики, так же, как исторический горизонт каждого времени.
Вживание в явления культуры (в события прошлого) – как объективную реальность – делает интерпретатора их участником, изменяющим реальность (настоящего), и есть сама жизнь.

Общие положения герменевтического подхода можно сформулировать так: Познание истины предполагает ее интерпретацию (текст), через которую мы можем

Слайд 21Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть