Слайд 1
Формы и методы самостоятельной работы на уроке русского языка и литературы
Слайд 2I Формы самостоятельной работы
Слайд 4Вопросы и задания преподавателя
Слайд 5Усложнение заданий
I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
1-й вариант
1.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.
2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .
3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.
4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.
5. Деепричастие в предложении является _______________.
6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.
7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.
8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?
9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.
10. Не с деепричастиями пишется _______ .
II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
1. Деепричастие – это
1) самостоятельная часть речи;
2) служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает:
1) признак предмета по действию;
2) добавочное действие;
3) действие предмета.
3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:
1) глагола и прилагательного;
2) глагола и наречия;
3) глагола и причастия.
4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:
1) -а, -я, -вши, -ши;
2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);
3) -ова, -ева, -ыва, -ива.
Слайд 6Проверочные раздаточные карточки
Тема урока: «Словосочетания. Виды связи в словосочетаниях»
Задание 1.
Выпишите из
предложенных слов только словосочетания:
1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
19) весело и быстро.
Задание 2.
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.
Задание 3.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из него все подчинительные словосочетания, определите в них способ связи.
Он выслал слугу заж…гш…го свеч…ки и бросившись в кресло около к…мина закрыл лицо руками.
Задание 4
Вариант 1. Выпишите из предложения словосочетания со связью согласование.
Вариант 2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вариант 3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
На эту тему острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи.
Слайд 9II Методы самостоятельной работы
Слайд 10Метод «Инсерт»
(Чтение с пометками)
Слайд 12Метод «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока
Слайд 13Метод «Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации
Слайд 18
Метод
«Таблица ЗХУ»
(Знаю – Хочу знать – Узнал)
Слайд 20
Метод «Синквейн»
(Пятистишие)
1 строчка – одно слово – (существительное) название стихотворения, тема;
2
строчка – два слова (прилагательные) - описание темы;
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Слайд 22Организация самостоятельной работы -
это ответственная и сложная работа
каждого педагога. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.