Презентация, доклад на тему Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Прочитайте стихотворение.Скажи «родник»—и вот возник,Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Мы и родник зовём ключом (Ключ от дверей тут ни при чём).(А. Л. Барто) Какие два разных предмета обозначают выделенные слова?Одинаково ли звучат и пишутся

Слайд 1Чем отличаются друг от друга слова-омонимы (урок русского языка в 5 классе

по теме «Лексика»)
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы (урок русского языка в 5 классе  по теме «Лексика»)

Слайд 2Прочитайте стихотворение.
Скажи «родник»—
и вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.


Мы и родник зовём ключом
(Ключ от дверей тут ни при чём).
(А. Л. Барто)

Какие два разных предмета обозначают выделенные слова?
Одинаково ли звучат и пишутся эти слова?
Какой частью речи являются эти слова?

Прочитайте стихотворение.Скажи «родник»—и вот возник,Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Мы и родник зовём ключом (Ключ

Слайд 3В русском языке немало слов, которые совершенно различны по значению, но

одинаково звучат и пишутся. Недостатка в таких словах русский язык не испытывает:
клуб (дыма) — клуб (сельский),
ключ (родник) — ключ (от замка),
лук (растение) — лук (оружие).
Некоторые слова могут иметь различия в ударении, тогда их легко отличить друг от друга в звучащей речи: атлас — атлас, сорока — сорока, кружки — кружки.
Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют различие в написании: поседеть от горя — посидеть на стуле. С такими словами связаны многие трудности в написании. Вспомните: пол-скал, прим-рять.
Правильно записать эти слова можно тогда, когда мы определим их лексическое значение: поласкать котёнка — полоскать бельё, примирять друзей — примерять пальто.

Это слова-омонимы (от греч. «омос» — одинаковый + «онима» — имя).
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


а
о

и
е

В русском языке немало слов, которые совершенно различны по значению, но одинаково звучат и пишутся. Недостатка в

Слайд 4Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы.
Хрупкий мелок — этот

пруд мелок, сп.ши слова — сп..ши домой, топить дровами — топить в воде, хочу есть — у меня есть билет, спешить на работу — спешить коня, резкий хлопок — белый хлопок, съедобный гри.. — вирусный гри.., рубка леса — рубка на палубе корабля, об..жать друга — об..жать вокруг дерева.
Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы. Хрупкий мелок — этот пруд мелок, сп.ши слова — сп..ши

Слайд 5В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются

порядковым номером.

Бор, -а, о боре, в бору, мн. боры, м. Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари.
Бор, -а, м. Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Зубной врач использует в работе бор.

Найдите в толковом словаре примеры омонимов.

1

2

В толковых словарях омонимы разъясняются в   разных словарных статьях и обозначаются  порядковым номером. Бор,

Слайд 6Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы
1. Лесник

скосил траву на опушк.. берёзовой рощ.. . Братишка скосил глаза и скорчил уморительную гримасу.
2. Косяк л..шадей с шумом мчался по полю. Мальчик вб..вал гвозди в косяк двери.
3. Девочка заплетала косу. Брат точил косу. Туристы вышли из лодки на песчаную косу.
Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы1.	Лесник скосил траву на опушк.. берёзовой рощ..

Слайд 7Почему в данных ниже предложениях мысль

выражена неясно? Выразите её точнее.

Образец.
На столе лежит наряд. (Документ или одежда?)
На столе лежит наряд на уголь.
На столе лежит праздничный наряд.

Принесите лук. (Растение или оружие?)
Кран не работает. (Водопроводный или строительный?)

Почему  в данных  ниже  предложениях  мысль  выражена  неясно? Выразите её точнее.

Слайд 8Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Выпишите их в начальной форме

и составьте с любыми из них два предложения.

Стакан из стекла — вода стекла; косить косой — косой взгляд; теплую печь — печь пироги; разводить голубей — небо стало голубей; побелить потолок — потолок картошку.

Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них

Слайд 9Решите кроссворд
По горизонтали:
Раздел лингвистики, изучающий словарный запас языка.
Слова, сходные

по значению.

По вертикали:
3) Слова, различные по значению, но сходные по звучанию, написанию.
4) Слова, противоположные по значению.
Решите кроссвордПо горизонтали: Раздел лингвистики, изучающий словарный запас языка. Слова, сходные по значению.По вертикали: 3) Слова, различные

Слайд 10За счет чего создан шуточный характер стихотворения? Найдите в данных стихах омонимы.

Что они обозначают?

Шьёт иглой портниха в строчку. Взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, Ставлю маленькую точку.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
Где вы были?
У лисички.
Что вы ели там?
Лисички.
(Я. А. Козловский.)

За счет чего создан шуточный характер   стихотворения? Найдите в данных стихах омонимы. Что они обозначают?

Слайд 11АВТОР РАБОТЫ


Подоплелова Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы
филиала КОГОБУ ВСШ г.

Котельнича
в п. Северный Опаринского района
АВТОР РАБОТЫПодоплелова Наталья Сергеевнаучитель русского языка и литературыфилиала КОГОБУ ВСШ г. Котельнича в п. Северный Опаринского района

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть