Презентация, доклад по русскому языку в 8 классе Косвенная речь

Содержание

Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.

Слайд 1Косвенная речь
8 класс

Косвенная речь8 класс

Слайд 2Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.

Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.

Слайд 3Прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам,

а косвенная речь всегда следует за ними.
Придаточная часть, содержащая косвенную речь, присоединяется к главной части при помощи союзов и относительных слов, характерных для придаточной части изъяснительной (что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.).

Прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам, а косвенная речь всегда следует за

Слайд 4Если прямая речь представляет собой повествовательное  предложение, то при замене ее косвенной

речью используется союз что, например:
 Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтоб(ы), например:
 Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).
Если прямая речь представляет собой повествовательное  предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например: Слуга вошел и

Слайд 5Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее

косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: 
Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»). Такая придаточная часть называется косвенным вопросом;
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:а) при

Слайд 6 В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются

с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а

Слайд 7 Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи

опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются

Слайд 8Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана

и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в

Слайд 9В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной речи в форме

так называемой
полупрямой речи, например:
 На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Суркой не поохотиться? (Акс.)
В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной речи в форме так называемойполупрямой речи, например: На охоту с

Слайд 10Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь

Слайд 11Чужая речь может передаваться в художественной литературе приемом так называемой
несобственно-прямой речи.

В таком случае в той или иной степени сохраняются лексические и синтаксические особенности речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для передачи мыслей, чувств и настроений персонажа в прямой речи. Но ведется несобственно-прямая речь не от имени действующего лица, а от имени автора, что сближает ее с косвенной речью.
Чужая речь может передаваться в художественной литературе приемом так называемойнесобственно-прямой речи. В таком случае в той или

Слайд 12а) Прямая речь: 
К концу похода дети устали и честно признались: «Не ожидали мы

таких трудностей!» ;
б) Косвенная речь:
 К концу похода дети устали и честно признались, что они не ожидали таких трудностей ;
в) Несобственно-прямая речь:
 К концу похода дети устали. Не ожидали они таких трудностей!
а) Прямая речь: К концу похода дети устали и честно признались: «Не ожидали мы таких трудностей!» ;б) Косвенная речь: К концу похода дети

Слайд 13 Нагляднее всего стилистическая функция несобственно-прямой речи проявляется в форме вопросительных и

восклицательных предложений, например:

В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена! (А.С. Пушкин)


Нагляднее всего стилистическая функция несобственно-прямой речи проявляется в форме вопросительных и восклицательных предложений, например: В негодовании

Слайд 14Примеры:
Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали

их разговор. О, что они узнали! (Ч.).
Только вышел в огород. На высоких грядах, покрытых снегом, растекалось солнце. Беззаботно синело небо. Воробей присел на забор, подпрыгнул, повернулся вправо и влево, воробьиный хвост задорно торчал вверх, круглый коричневый глаз удивленно и весело поглядел на Тольку: что такое происходит? Чем это пахнет? Ведь до весны еще далеко (Пан.).

Примеры:Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! (Ч.).Только вышел

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть