Презентация, доклад Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы

Содержание

Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными;способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметовМетапредметные результаты

Слайд 1 Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы
Шаманова В.Ю.,
учитель русского

языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ №73

Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературыШаманова В.Ю.,учитель русского языка и

Слайд 2Это овладение основными универсальными учебными действиями:
регулятивными, коммуникативными,
познавательными;
способами деятельности, применяемыми

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

Метапредметные результаты образовательной деятельности

Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными;способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так

Слайд 3Необходимые понятия
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению

нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)


Необходимые понятияМыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении

Слайд 4Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических

наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального института развития образования.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва.

Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований.

Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подходаАлександр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии

Слайд 5Учебные метапредметы
Мыследеятельностная педагогика
Человекосообразное образование
метапредмет «Знание»
метапредмет «Знак»
метапредмет «Проблема»
метапредмет «Задача»

Громыко Ю. В

метапредмет «Числа»
метапредмет «Культура»
метапредмет «Мироведение»
метапредмет «Естествознание»
Хуторской А.В.

Учебные метапредметыМыследеятельностная педагогикаЧеловекосообразное образованиеметапредмет «Знание» метапредмет «Знак» метапредмет «Проблема»метапредмет «Задача» Громыко Ю. Вметапредмет «Числа» метапредмет «Культура» метапредмет

Слайд 6Что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения

ее на уроках?

Чем отличается метапредметный урок от интегрированного?

Каковы наиболее перспективные пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения?

Что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках? Чем отличается метапредметный

Слайд 7Отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями

в

УсМС - закрепление знаний по предмету за счёт 
параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук;
в ИУ - усвоение знаний  за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам;
в МПУ - личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.
Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Ученик учится сам и учит других, учится  добывать информацию из различных источников. Учитель - не источник информации, а навигатор деятельности. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связямив УсМС - закрепление знаний по предмету

Слайд 8Средства и способы достижения метапредметных результатов в сравнении с теми средствами

и способами, которые используются педагогами в соответствии со стандартами 2004 года

Программы формирования УУД у обучающихся НОО и ООО

В соответствии с новыми ФГОС междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и междисциплинарная программа развития универсальных учебных действий на ступени
основного общего образования входят в состав основной образовательной программы образовательного учреждения.


Средства и способы достижения метапредметных результатов в сравнении с теми средствами и способами, которые используются  педагогами

Слайд 9 В соответствии с новыми стандартами устанавливаются планируемые результаты освоения следующих междисциплинарных

программ: Междисциплинарные учебные программы

НОО


ООО

В соответствии с новыми стандартами устанавливаются планируемые результаты освоения следующих междисциплинарных программ:  Междисциплинарные

Слайд 10Метапредметная деятельность:

1.Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию

целостной картины мира в сознании ребёнка.

2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках истории, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики).

3. Метапредметные проекты.

4. Использование технологий, общих техник и приёмов, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий.

Метапредметная деятельность:1.Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка.2.

Слайд 11Метапредметные темы
Определение и понятие
Постановка проблемы
Рисунок и схема
Знание и информация
Цель и

задачи
Роль и позиция
Модель и способ
Ситуация непонимания
Содержание и форма
Повторение и развитие
Структура и процесс.

Метапредметные темы  Определение и понятиеПостановка проблемыРисунок и схемаЗнание и информацияЦель и задачиРоль и позицияМодель и способСитуация

Слайд 12Технологии:
метод проектов;
интерактивная технология;
технология критического мышления;
обучение на основе учебных ситуаций
(типы учебных

ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг);
проблемное обучение;
кейс-технология;
ИКТ-технология и др.
Технологии:метод проектов;интерактивная технология;технология критического мышления;обучение на основе учебных ситуаций (типы учебных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг);проблемное обучение;

Слайд 13Метапредметные технологии
Проектная деятельность
Формирует метапредметные умения и навыки, включающие

в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Метапредметные технологии Проектная деятельность Формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые,

Слайд 14Метапредметные технологии
Интерактивная методика
Интерактивный(«inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме

беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Метапредметные технологииИнтерактивная методикаИнтерактивный(«inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы

Слайд 15Метапредметные технологии
Интерактивная методика
Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение

определенной ситуации).
Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.
Метапредметные технологииИнтерактивная методика Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).Осмысление полученного опыта.Обобщение (рефлексия). Применение

Слайд 16Метапредметные технологии
Личностно–ориентированные технологии обучения

Цель данного обучения – создание необходимых условий

для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей
Метапредметные технологииЛичностно–ориентированные технологии обучения Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых,

Слайд 17Метапредметные технологии
Интегративная технология
Происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;


умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Метапредметные технологииИнтегративная технология Происходит формирование следующих умений:умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из

Слайд 18ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний,

а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Вдумчивая работа с понятием.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия, коммуникации, рефлексии.


ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯОрганизация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы

Слайд 19Модели обучения и приемы обучения:
дискуссионная модель обучения;
обучение как исследование;
обучение как игра.
обучение

учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности
(составление кластеров, карт, приёмы сворачивания информации: конспект, таблица, схема и т.д.)
использование общих алгоритмов, памяток
(алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта и т.д.).
Модели обучения и приемы обучения:дискуссионная модель обучения;обучение как исследование;обучение как игра.обучение учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности

Слайд 20Маршрутный лист как инструмент формирующего оценивания

Маршрутный лист  как инструмент формирующего оценивания

Слайд 21 Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен

и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.
Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный.

Слайд 22Маршрутный лист
– это лист, где прописаны
задания, которые ученики могут

выполнить на уроке;
чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
время выполнения задания.
где ученику предоставляется
возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).

Маршрутный лист – это лист, где прописаны задания, которые ученики могут выполнить на уроке;чёткие указания, как и

Слайд 23Маршрутный лист
Одинаковый для всех учащихся класса
Индивидуальный для каждого
Маршрутный лист



Маршрутный лист № 3





Маршрутный лист № 2






Маршрутный лист № 1




Маршрутный   листОдинаковый для всех учащихся классаИндивидуальный для каждогоМаршрутный лист  Маршрутный лист № 3Маршрутный лист

Слайд 24Образцы маршрутных листов для уроков русского языка
Маршрутный лист для урока русского

языка для 5 класса по теме «Имя существительное»

Маршрутный лист для урока русского языка для 5 класса по теме «Глагол как часть речи»

Карта оценивания деятельности ученика

Рабочий лист для урока литературы по сказке А.Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”.
Образцы маршрутных листов для уроков русского языкаМаршрутный лист для урока русского языка для 5 класса по теме

Слайд 25Ценность Маршрутного листа:

1) Это организующее средство: в течение всего урока дети

удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.

2) Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку, потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии.
Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.
Ценность Маршрутного листа: 1) Это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели

Слайд 26Ценность Маршрутного листа:
3) Данное средство работает на всех участников образовательных отношений:

для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе;
родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности;
для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания.


Ценность Маршрутного листа:3) Данное средство работает на всех участников образовательных отношений: для учителя Маршрутный лист может стать

Слайд 27Результат метапредметного обучения?
Уровень развития базовых способностей учащихся:
мышления
понимания
коммуникации


рефлексии
действия
воображения
целеполагания
Результат метапредметного обучения? Уровень развития базовых способностей учащихся: мышления понимания коммуникации рефлексии действиявоображенияцелеполагания

Слайд 28Литература

1. Белькова А. Е., Лесниченко Л. П. Интерактивный метод обучения на

уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1068-1071.    
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
3 . Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
4. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
6. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
7. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. 8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
 


Литература1. Белькова А. Е., Лесниченко Л. П. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть