Презентация, доклад Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Компьютерные задачи по речевому этикету

Содержание

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Компьютерные задачи

по речевому этикету.


Учитель высшей категории
Н.В.Колоткина
МБОУ «Школа №56 г.Владивостока»

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Компьютерные задачи по речевому этикету. Учитель высшей категорииН.В.КолоткинаМБОУ

Слайд 2 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная  компетенция – овладение всеми видами  речевой деятельности и основами  культуры устной

Слайд 4
овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения

словосочетаний и предло­жений, употребления слов в соответствии с их лексическим значе­нием и стилевой принадлежностью.

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

формирова­ние умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Направления развития речи

овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения словосочетаний и предло­жений, употребления слов в

Слайд 5
Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые

организуют общение уча­щихся и вовлекают их в процесс общения
В ситуативных упражнениях моделируются речевые си­туации, то есть совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения.
Личностно-деятельностный подход к организации урока.
Работа над речевыми жанрами - обязательная составляющая коммуникативной методики обучения русскому языку.

Основные характеристики коммуникативной методики обучения

Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые организуют общение уча­щихся и вовлекают их

Слайд 6

иметь навыки изучающего чтения
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,

социально-бытовые, учебные темы
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики)
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа

Коммуникативные умения и навыки

иметь навыки изучающего чтениясоздавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темывладеть основными нормами построения

Слайд 7
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли

высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование)
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста
составлять тезисы и конспект статьи
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи

Коммуникативные умения и навыки

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го

Слайд 8 Компьютерные задачи

по речевому этикету

Цели:
- сформировать у учащихся умение правильно анализировать речевую ситуацию и выбирать соответствующие ей языковые средства;
- продолжить формирование компьютерной грамотности;
- в ненавязчивой форме проконтролировать уровень знаний и умений обучающихся.

Компьютерные задачи       по речевому этикетуЦели:- сформировать

Слайд 9 Приветствия


Вам будут предложены выражения, которыми люди часто пользуются в начале или в конце разговора для установления или завершения контакта.

Выберите из них те, которые вы считаете уместными в разговоре с незнакомым взрослым человеком, и нажмите на них.

Выполнив задание, подсчитайте сумму полученных баллов.

Приветствия   Вам будут предложены выражения,

Слайд 101. Пока!
2. До свидания.
З. Привет!
4. Доброе утро!
5. Здравствуйте!
6. Здорово!
7. Хэлло!
8. Бай-бай!
9.

Доброй ночи!

10. Чао!

Неправильно

Неправильно

5

5

5

Неправильно

Неправильно

Неправильно

Неправильно

5

1. Пока!2. До свидания.З. Привет!4. Доброе утро!5. Здравствуйте!6. Здорово!7. Хэлло!8. Бай-бай!9. Доброй ночи!10. Чао!НеправильноНеправильно555НеправильноНеправильноНеправильноНеправильно5

Слайд 11Анализ ответов
20 баллов
10-15 баллов
0-5 баллов
Вы, вероятно, вежливый человек и умеете

устанавливать хорошие контакты с людьми.

Будьте внимательнее, у вас могут быть ненужные недоразумения.

Боюсь за ваше будущее. Оно может не состояться из-за пустяков.

Анализ ответов20 баллов 10-15 баллов0-5 балловВы, вероятно, вежливый человек и умеете устанавливать хорошие контакты с людьми.Будьте внимательнее,

Слайд 121. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
Похвала, комплимент
2. Ты

так долго живешь на свете, поэтому ты наверняка очень мудрый.

3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.

4. Как хорошо иметь такого друга: на тебя всегда можно положиться!

5. Ты такой добрый. Если бы еще не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.Похвала, комплимент2. Ты так долго живешь на свете, поэтому

Слайд 13Выбери правильный ответ
Надеюсь, ты понял(а), как можно говорить людям приятные

и правдивые слова.
Подумай и попробуй сказать слова похвалы родным, друзьям, знакомым.

2, 4, 1, 5, 3

1, 5, 4, 3, 2

2, 1, 5, 3, 4

3, 4, 1, 5, 2

Жюри объявляет тебя победителем конкурса.
Твоя награда — сундук с приятными неожиданностями.

Жюри присуждает тебе 2-е место в конкурсе.
Твоя награда — шкатулка с приятными неожиданностями.

Жюри присуждает тебе 2-е место в конкурсе.
Твоя награда — шкатулка с приятными неожиданностями.

Жюри присуждает тебе 2-е место в конкурсе.
Твоя награда — шкатулка с приятными неожиданностями.


Выбери правильный ответ Надеюсь, ты понял(а), как можно говорить людям приятные и правдивые слова.Подумай и попробуй сказать

Слайд 14Поздравление с днём рождения. Наверное, сказочные герои начнут утешать друг друга. Укажи

имя сказочного героя, которому могут принадлежать эти слова:

Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил? Много грому по-пустому.


Не волнуйтесь, ребята, главное — здоровье. Здоровы будем – все забудем!

Спокойствие,
только спокойствие! Наверняка мы успеем на прощальный банкет. Так хочется пирогов и варенья!

Поздравление с днём рождения. Наверное, сказочные герои начнут утешать друг друга. Укажи имя сказочного героя, которому могут

Слайд 15Поздравления с днём рождения. Тебя назначили министром поздравлений Сказочного королевства. Твои волшебные

голуби-курьеры должны передать такие пожелания:

Пусть твоя борода никогда не поредеет и не родится такой джин, который снова загонит тебя в бутылку.

Старик Хоттабыч

Мальчик-с-пальчик

Василиса Прекрасная

Пусть твоя красота никогда не померкнет, а твоя мудрость поможет тебе сохранить любовь Иванушки.

Пусть никогда на твоем пути тебе не встретятся людоеды, а твоя доброта и находчивость помогут тебе прожить жизнь счастливо.




Какому герою ты пошлешь каждое из этих пожеланий?


Поздравления с днём рождения. Тебя назначили министром поздравлений Сказочного королевства. Твои волшебные голуби-курьеры должны передать такие пожелания:Пусть

Слайд 16

Желаю тебе победить даже

на таком конкурсе красоты, председателем которого будет Карабас Барабас.

Поздравление с праздником. Выбери поздравление Мальвине,которое кажется тебе самым подходящим:

Это лучший вариант. Думаю, что Мальвина с улыбкой прочтет пожелания Буратино.

Думаю, что такое поздравление огорчит Мальвину. Неужели ее считают такой капризной?

Возможно, Мальвине покажется обидной неблагодарность Буратино. Ведь она так старалась сделать из него аккуратного, воспитанного мальчика!


Желаю тебе никогда не воспитывать непослушных мальчишек.

Желаю, чтобы все твои знакомые служили тебе и прыгали перед тобой так же, как и твой пудель Артемон.

Желаю тебе победить даже на таком конкурсе красоты, председателем которого

Слайд 17
Проблема культурного общения школьников - одна из

самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.

Заключение

Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной

Слайд 18Использованная литература

Использованная литература

Слайд 19Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому

языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.
2.Антонова Е.С. «Тайна текста и секреты методики», «Русский язык в школе», № 2, 2002г.
3.Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
4.Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 254 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:Высшая школа, 2001. -273с.
6. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105. 
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Просвещение, 2006.- 325с.
8.Донская, Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку//Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987. – С.56 – 58.
9.Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск 2003.
10. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М.:Просвещение, 1998. -312с.
11. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.:Владос, 1998.-261с
12.Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.:Высшая школа, 2004. -263с.
13.Ладыженская, Т.А. Курс школьной риторики. (5-11 классы) // Русская словесность. – 1996. – №2. С.5-13.
14.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.
15.Ладыженская, Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3. – С. 12 – 15.
16.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 5-8.
17. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Русская словесность. – 2002. - №4. – С. 4 – 6.
18.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Подходы к анализу уроков риторики // Сб. Школа 2100, Вып. 4. – М, 2000. – 154 с.
19.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
20.Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.- 154 с.
21.Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965. – 144 с.

Список использованной литературы

Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

Слайд 20



22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232

с.

23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие тетради. 5-11 классы, М., «ТЦ Сфера», 2004г.
24.Машарова Т.В. «Педагогические теории, системы и технологии обучения», Киров,1997г.
25.Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
26.Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – М.: Наука, 1995. – 124 с.
27.Федоренко Л.П. «Анализ методики и практики методики обучения русскому языку», Курск, 1994г.
28.Ульченко З.Ф. «Диктанты с изменением текста», М., «Просвещение», 1982г.
29.Пахнова Т.М. «Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков», М., «Просвещение», 1985г.
30.Плёнкин Н.А. «Восприятие текста учащимися», М., «Просвещение», 1985г.
31.Плёнкин Н.А. «Изложение с языковым разбором текста», М., «Просвещение», 1978г.
32.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся младших классов. – М.: НОРМА, 2005. – 204 с.
33.Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Я., Текст как основа развития связной русской речи учащихся якутских школ, «Бичик», 1995.
34. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143 
35. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей. – М.: Владос, 2004. – 156 с.
36.Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2011г.
37.Сенина Н.А. «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2007г.
38.Сиденко А.С. Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№4.-С.76-89.
39.Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство "Флинта", 2000. – 204 с.
40.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 134 с.
41.Суворова Е.П. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс», «Русский язык в школе», № 6, 2001г.
42.Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.
43.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М.: ФИАКР, 1985. – 124 с.
44.Шульгина Н.П. «Работа с текстом как средство формирования личности ученика», «Русский язык в школе», № 3, 2003г.
45.Шипицина Г.М., Петровская С.С. «Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка», М., «Просвещение», 1992г.

 

Список использованной литературы

22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть