Слайд 1
Формирование грамотности чтения как одного из важнейших универсальных умений
Слайд 2
Грамотность чтения – что это?
Слайд 3 Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Слайд 4 Умения «грамотности чтения»:
- общая ориентация
в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Слайд 5Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла
включает определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого необходимо выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
Слайд 6 Выявление общего понимания текста предлагает также обнаружить соответствие между частью
текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором;
выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы).
Слайд 7Для формирования умения находить информацию в тексте предлагается «пробежать» текст глазами,
определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Слайд 8Для умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл предлагается сравнить и
противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Слайд 9Для рефлексии на содержание текста необходимо связать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся.
Слайд 10Для рефлексии на форму текста важно оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений.
Осмысление формы текста предусматривает способность к критическому анализу, оценке адекватности изображенного замыслу автора или соответствия текста его назначению, способность дать стилистический комментарий
Слайд 11Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, прежде всего, необходимо согласиться
с широким пониманием этого понятия, т.е. понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.