Слайд 1Формирование эмоционально-ценностных ориентаций школьников в семейной сфере на уроках литературы
Слайд 2Актуальность темы
Актуальность избранной проблемы определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения со
школьниками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории.
Практическая актуальность проведенной работы кроется в необходимости разработки учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, позволяющих осуществить педагогическую поддержку в становлении и коррекции ценностных ориентаций современных школьников, в усилении адекватного взаимоотношения между жизненными целями и средствами их воплощения.
Слайд 3Противоречия:
между необходимостью развития ценностных ориентаций школьников в урочной и внеурочной работе
и отсутствием теоретического, технологического и методического оснащения этого процесса;
между необходимостью адресной поддержки становлению мировоззрения школьников и существующими в школе авторитарными технологиями обучения и воспитания;
между потребностью общества в личности, обладающей яркой индивидуальностью, гражданской зрелостью, готовностью к созданию гармоничной семьи и недостаточной разработанностью педагогических аспектов ценностного самоопределения школьников на разных этапах возрастного становления личности в такой значимой сфере их жизнедеятельности, как семья.
Слайд 4Теоретическую основу исследования составили идеи личностного, культурологического, антропологического подходов в становлении
ценностных ориентаций; теория о восхождении личности к ценностям; теория гуманистического воспитания, педагогической поддержки.
Практическая значимость: разработка содержательных основ образовательного процесса, способствующего ценностному самоопределению учащихся; разработка комплекса педагогических средств и способов создания ситуаций ценностного самоопределения.
Слайд 5Что такое эмоции?
В переводе с латинского emotio означает потрясаю
это такие психические
состояния, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Слайд 8Рецепт психологического здоровья
Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы мы испытывали:
Положительных эмоций
– 35%, из них 30% должен занимать интерес и 5% - радость.
Отрицательных эмоций – 5%.
Эмоционально-нейтральных эмоций – 60%
Слайд 9ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых
им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Слайд 10Причины существующего несоответствия: недостаточное отражение в содержании образования ценностных проблем и,
в частности, проблем важнейших сфер жизнедеятельности человека (семейной, профессиональной, коммуникативной и других); неоправданное сужение ценностной проблематики человеческого бытия даже в гуманитарных дисциплинах, вытеснением из содержания образования тех сложных, драматичных коллизий, разрешение которых необходимо молодому человеку для приобретения опыта ценностного самоопределения в противоречивых, подчас трагичных ситуациях современной жизни.
Слайд 11 Традиционное представление о процессе понимания как когнитивном акте восприятия и осмысления
информации, опирающегося на психологические силы познавательных процессов, сменяется представлением о понимании как решении аксиологической задачи на открытие ценности и личностного смысла познаваемого.
Понимание требует максимально активизировать познающего в его диалоге с источниками, их авторами, раскрытии видения мира этими людьми, позволяющем охватить феномен человеческих желаний и устремлений, систему их ценностей и смыслов.
Слайд 12Алгоритм ценностного самоопределения
Ситуация → рефлексия 1 (анализ и оценка ситуации; осознание
собственных ценностей и смыслов; соотнесение их с требованиями ситуации и культурными нормами) → выбор соответствующей данным ценностям цели (целевая установка) → поиск и построение системы возможных альтернативных действий → рефлексия 2 (анализ данных действий с точки зрения их соответствия целям, системе ценностных координат) → выбор способов действия → действие → результат (преобразование ситуации, коррекция системы ценностей, изменение или утверждение позиции) → рефлексия 3 (осмысление результата, осознание появившихся новых ценностей и смыслов) → новое понимание себя, открытие смысла и ценности ситуации и поступка.
Слайд 13СИТУАЦИИ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Технология создания ситуации ценностного самоопределения школьника — это упорядоченная
система действий педагога и учащихся, выполнение которых приводит к созданию условий, побуждающих учащихся к сопоставлению, сравнению, осмыслению, принятию или отвержению ценностей, транслируемых другими (общество, микросоциум), ценностному видению оснований собственной жизни, собственных поступков и поступков других людей.
Слайд 14Опыт ценностного самоопределения предстает как важнейший компонент опыта духовного и социального
бытия человека и включает в себя:
опыт эмоциональной идентификации со значимыми культурными образами и образцами;
опыт понимания ценностей другого;
опыт самопонимания и соотнесения собственных ценностей с другими ценностными системами;
опыт рефлексии;
опыт ценностной проблематизации (определения воспитанником актуальных для него ценностных проблем жизнедеятельности);
опыт сотрудничества в определении и решении данных проблем;
опыт индивидуального поиска и постижения ценностных основ бытия;
опыт «порождения» ценностей.
Слайд 15 Понимание и осознание ценностной информации, выбор, отвержение или принятие и интериоризация,
присвоение содержащихся в ней ценностей происходит тогда, когда они пережиты личностью и приняты ею эмоционально, а не только осмыслены рационально. Это прежде всего касается единства рационального и иррационального (эмоционального) в образовательном процессе.
Содержание образования должно строиться на единстве эмоционального и рационального, создающего условия для переживания и интроспекции молодыми людьми своих внутренних состояний, эмоционального отклика и сопереживания, эмоциональной идентификации как основ их понимания и ценностной сопричастности культуре.
Слайд 16Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу
ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».
Я-ГОСУДАРСТВО
Я-СЕМЬЯ
Я-ДРУГИЕ
Я-ПРИРОДА
Я-Я
Я-РАБОТА
Я
Слайд 17СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Овладение опытом ценностного самоопределения происходит не только через
усвоение содержания обучения, но прежде всего посредством соответственной организации педагогического процесса, использования методов и технологий, обеспечивающих создание ситуаций ценностного самоопределения в учебной и внеучебной ценностно и социально значимой деятельности школьников.
Слайд 18 При отборе содержания образования необходимо соблюдать паритетность в представлении культурных
норм и традиций разных народов, сообществ с преимущественной ориентацией на нормы и традиции, в которых воплощены всечеловеческие, или общечеловеческие ценности, а также на традиции и нормы, исторически сложившиеся в собственной национальной общности (большой и малой) молодого человека и обеспечивающие его позитивное ценностное самоопределение в основных сферах жизнедеятельности.
Слайд 19 Ценностная информация - это не та, которую старшеклассник должен понять, запомнить
и воспроизвести. Она несет в себе поток мыслей, идей, эмоций, в которых выражено ценностное отношение автора к описываемым явлениям. Без погружения в этот поток невозможен диалог между читателем и автором, в процессе которого рождаются собственные идеи и взгляды, возникает ценностное отношение к жизненным явлениям.
Слайд 20Тема семьи в произведениях русской литературы
Слайд 37СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ
СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ
СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ
РОД
СТРАНА
Я
Слайд 38Технологии, методы и приемы создания ситуаций ценностного самоопределения
Слайд 40Технология «Шкатулка» семейных ценностей современного человека»
Целевые ориентиры:
приобретение школьниками опыта видения
ценностных основ бытия;
приобретение опыта понимания ценностей другого человека;
создание ситуации соотнесения учащимися собственных ценностей с ценностными системами других.
Оформление и необходимые материалы: конверты, оформленные в виде шкатулок, листочки чистой бумаги, карандаши, фломастеры, магниты, особым образом оформленное место для «Банка ценностей», музыкальные записи.
Слайд 41Этапы работы:
1 этап. «Шкатулка ценностей моей семьи».
Вступительное слово учителя.
2 этап.
Презентация «Каждый из нас богат».
3 этап. «Банк ценностей».
Поясните, почему именно это вы считаете самым важным, ценным для своей семьи?
Почему вы хотите поделиться этими ценностями со своими товарищами?
4 этап. «Моя шкатулка ценностей».
5 этап. Подведение и обсуждение итогов.
Какие ценности семейной жизни выделены нами в ходе работы?
Какие ценности положили вы себе в шкатулку? Были ли изменения?
Легко ли вам было сделать свой выбор?
Какие эмоциональные переживания сопровождали ваш выбор?
Каково ваше отношение к тем ценностям, которые выбрали ваши товарищи?
Были ли в ходе работы моменты, когда вам пришлось по иному посмотреть на привычные вещи? Какие?
6 этап. Рефлексия.
Форма проведения: разговор «по кругу».
Слайд 42Технология группового анализа
семейной ситуации «Семейный лабиринт»
Данная технология позволяет создавать ситуации
включения старших школьников в коллективный анализ и осмысление проблемных ситуаций в жизни семьи с ценностных позиций.
1 этап- этап предъявления ситуации. Учащимся предъявляется семейная ситуация, содержащая определенное противоречие, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Предлагаемая ситуация может быть взята из литературных источников или являться реконструкцией событий семейной жизни отдельных учащихся, при условии сохранения анонимности ее участников.
Форма представления ситуации: письменное описание, видеофрагмент, разыгрывание ролей.
2 этап — этап введения дополнительного («возмущающего») фактора. В ситуацию вводится дополнительное условие и учащимся предлагается проанализировать ситуацию с учетом изменившихся условий.
3 этап — этап трансформации ситуации в ситуационную задачу.
Жизненная ситуация может быть трансформирована в ситуационную задачу. Ситуационная задача включает в себя не только условия (описание ситуации и действий участников), но и вопрос (задание), на который необходимо ответить. Таким образом, учащимся предлагается найти выход из сложившихся обстоятельств. 4 этап — этап рефлексии. На этом этапе происходи отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе анализа и решения ситуационной задачи.
Форма проведения — «разговор по кругу».
Слайд 43Технология «Наш Домострой»
1 этап: вводный
• знакомство учащихся с «Домостроем» как памятником
русской литерату-
ры XVI века;
• выявление и анализ с современных позиций ценностных оснований семьи, домашнего уклада; составление социально-нравственного портрета русского человека на основе анализа «Домостроя»; анализ понятий «домострой» и «домостроевщина»;
• дискуссия на одну из следующих тем: «Нужны ли правила «Домостроя» сегодня?», «Устарел ли «Домострой»?
Формы организации дискуссии: «дебаты», «круглый стол», «групповая проблемная работа», «аквариум».
Слайд 442 этап: целеполагание и планирование:
• групповое определение целей работы над созданием
свода ценностей, норм,
правил, на основании которых могли бы выстраиваться отношения в будущем при создании собственной семьи; определение возможного содержания, «глав», «страниц» совместного «произведения».
Возможная форма организации: «стартовая беседа», групповое обсуждение, дискуссия («эстафета», «мозговой штурм», «групповая проблемная работа»»).
Слайд 453 этап: основной
• ролевые игры («Наедине с «Великим», «Семейные посиделки», «Проблемы
молодой семьи», «День именинника», «Моя семья» и др.);
• дискуссии («Что дает человеку знание его родословной?», «Можно ли свою
жизнь принести в жертву любви?», «Есть ли душа у вашего дома?», «Влияют ли обстоятельства знакомства на будущую семейную жизнь?», «Брак по любви или по расчету — что надежнее?», «Нужна ли сегодня свадьба?», «Все ли дети талантливы?» и др.);
• мини-исследования («Древо моей семьи», «Что может сказать моя фамилия?», «Летописи моей семьи», «Потребности моей семьи»);
• написание сочинений в жанре эссе, сочинений-писем, сочинений-размышлений, сочинений-фантазий («Яркие воспоминания моего детства», «Какие традиции моей семьи я попытаюсь сохранить». «Советы родителям в общении со мной» и др.);
• «заочные экскурсии», «экспедиции»;
• групповой ценностный анализ ситуаций;
• ценностный анализ литературных произведений, «диалоги с философами», инсценирование отрывков литературных произведений;
• постановка спектаклей («В гостях у Третьякова», «Я зажгла те заветные свечи…»);
• праздники («Секреты уюта моего дома», «Досуг моей семьи»);
• встречи («У нас в гостях молодая семья», «У нас в гостях психолог»);
• практикумы и др.
Слайд 46Каждое дело завершается совместным обсуждением, в ходе которого определяется содержание записей
в «Нашем Домострое». В «книге» могут быть предусмотрены «страницы для сомневающихся», «страницы для несогласных», «страницы вопросов». Записи могут вестись учащимися поочередно, или специальными «летописцами». Используются иллюстрации, фотографии.
4 этап: анализ коллективной деятельности.
Слайд 47Требования к педагогу:
высокий уровень ценностного сознания педагога, способность педагога занять личностную
позицию;
демонстрация педагогом собственных ценностей;
референтность педагога для большинства учащихся, положительное отношение старшеклассников к педагогу;
предоставление учащимся возможности свободного выбора ценностей, целевых ориентиров поступков и поведения; толерантность педагога по отношению к иным ценностям и позициям;
отказ от прямого и непосредственного оценивания ситуаций, поступков.
Требования к коллективу:
благоприятный социально-психологический климат в классе;
наличие определенного опыта коллективной деятельности.
Дополнительные условия:
использование разнообразных приемов эмоционального воздействия.
Слайд 48Конверт размышлений
Даже в человеческом счастье есть что-то грустное.
Мы, когда любим, то
не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю.
Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.
Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Пока я не любил, я тоже отлично знал, что такое любовь.
Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.
Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.
Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.
К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.
Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.
Спасенье надо искать только в самом себе.
А.П. Чехов