Презентация, доклад .Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева Собака

Содержание

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Слайд 1 Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака».
Автор разработки:

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна
Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака».   Автор разработки: учитель русского языка и литературы

Слайд 2Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Слайд 4Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера.

Особенности

жанра “стихотворение в прозе”:
миниатюрность формы, краткость текста;
богатое использование изобразительно-выразительных средств;
эмоциональность повествования;
ритмизированность, музыкальность прозы;
лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера. Особенности жанра “стихотворение в прозе”: миниатюрность формы,

Слайд 5

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.





Тема

Слайд 6Цель урока:
1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах

скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения;
2) выработать умения и навыки филологического анализа текста;
3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества .
Цель урока:1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить

Слайд 7

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.



Эпиграф:
Жизнь – величайшая ценность.


Тема

Слайд 8 И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений

подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них , может быть , заронит тебе что–нибудь в душу».

И.С.Тургенев:  «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет –

Слайд 9
Каждое слово, каждый звук
имеют свой смысл, свое назначение.


Каждое слово, каждый звук  имеют свой смысл, свое назначение.

Слайд 10
Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Слайд 11СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Неистовый - необычайно сильный ,буйный , безудержный.

Буйный - непокорный, своенравный.

Плеоназм

- оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.
СЛОВАРНАЯ РАБОТАНеистовый - необычайно сильный ,буйный , безудержный.Буйный - непокорный, своенравный.Плеоназм - оборот речи, в котором без

Слайд 12
Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Слайд 13
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Какая основная тема стихотворения в прозе?

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 14
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878.

Собака.

Завязка?

Тема жизни и смерти

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 15
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Кульминация?

Завязка

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 16
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Эпитеты?

Кульминация

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 17
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Метафоры?

Эпитеты

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 18
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Анафора?

Метафоры

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 19
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Эпифора?

Анафора

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 20
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Плеоназм?

Эпифора

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 21
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Плеоназм

Восклицательные предложения?

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 22
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Восклицательные предложения

Риторический вопрос?

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 23
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

Риторический вопрос

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 24
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.



многоточие

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 25
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

несколько раз повторяется «один и тот же»

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 26
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

тавтология

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 27
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

звукопись

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 28
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На

дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.

Собака.

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2.

Слайд 29ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:
Я пришла к выводу, что это стихотворение в прозе

о ….
ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:  Я пришла к выводу, что это стихотворение в прозе о ….

Слайд 30Нас двое в комнате: собака и я. За окном бушует непогода,

холодный жестокий ветер срывает с деревьев листья и уносит их прочь...
Крыши домов издают стальной , душераздирающий свист.
Часы хрипло и глухо бьют полночь. Потрескивая, догорает свеча, собака лежит у моих ног.
Тяжелые, грустные мысли не дают мне уснуть. Я вспоминаю своего отца и брата , их милые, дорогие лица, летящую походку брата и высокий силуэт отца, которых никогда не суждено мне увидеть, добрые голоса милых мне людей, которых не суждено услышать, и горячие слезы текут по моим щекам.
Собака встает и кладет лапы мне на плечи, она как будто хочет мне что-то сказать, как будто хочет успокоить меня. И глядя в её умные глаза, я чувствую, что она одна на всем белом свете понимает меня, она никогда не изменит и не предаст, она моё единственное родное существо…
А за окном воет странная, неистовая буря, дождь злобно стучит в окно…
Работа Азизовой А.Ш.







Собака.

Нас двое в комнате: собака и я. За окном бушует непогода,  холодный жестокий ветер срывает с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть