Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака».
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна
Презентация на тему Презентация .Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева Собака, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 30 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака».
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна
Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера.
Особенности жанра “стихотворение в прозе”:
миниатюрность формы, краткость текста;
богатое использование изобразительно-выразительных средств;
эмоциональность повествования;
ритмизированность, музыкальность прозы;
лирический герой – субъект переживания и объект изображения.
Тема урока:
Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака».
Филологический анализ.
Цель урока:
1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения;
2) выработать умения и навыки филологического анализа текста;
3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества .
Тема урока:
Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака».
Филологический анализ.
Эпиграф:
Жизнь – величайшая ценность.
И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них , может быть , заронит тебе что–нибудь в душу».
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Неистовый - необычайно сильный ,буйный , безудержный.
Буйный - непокорный, своенравный.
Плеоназм - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Какая основная тема стихотворения в прозе?
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878.
Собака.
Завязка?
Тема жизни и смерти
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Кульминация?
Завязка
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Эпитеты?
Кульминация
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Метафоры?
Эпитеты
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Анафора?
Метафоры
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Эпифора?
Анафора
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Плеоназм?
Эпифора
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Плеоназм
Восклицательные предложения?
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Восклицательные предложения
Риторический вопрос?
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Риторический вопрос
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
многоточие
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
несколько раз повторяется «один и тот же»
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
тавтология
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
звукопись
1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
3. И я тоже гляжу ей в глаза.
4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
7. И конец!
8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Собака.
Нас двое в комнате: собака и я. За окном бушует непогода, холодный жестокий ветер срывает с деревьев листья и уносит их прочь...
Крыши домов издают стальной , душераздирающий свист.
Часы хрипло и глухо бьют полночь. Потрескивая, догорает свеча, собака лежит у моих ног.
Тяжелые, грустные мысли не дают мне уснуть. Я вспоминаю своего отца и брата , их милые, дорогие лица, летящую походку брата и высокий силуэт отца, которых никогда не суждено мне увидеть, добрые голоса милых мне людей, которых не суждено услышать, и горячие слезы текут по моим щекам.
Собака встает и кладет лапы мне на плечи, она как будто хочет мне что-то сказать, как будто хочет успокоить меня. И глядя в её умные глаза, я чувствую, что она одна на всем белом свете понимает меня, она никогда не изменит и не предаст, она моё единственное родное существо…
А за окном воет странная, неистовая буря, дождь злобно стучит в окно…
Работа Азизовой А.Ш.
Собака.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть