Слайд 1ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДОПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ РУКОПИСЕЙ (9-10 ВЕК)»
Выполнила: Пацкевич Злата, учащаяся
5 класса В
Руководитель: Шорохова А. В.
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
изучить дописьменные памятники рукописей (9-10 век).
Слайд 3ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Собрать информацию о периодах развития русского языка.
2. Собрать информацию
о первых рукописях, созданных Кириллом и Мефодием.
3. Собрать информацию о рукописных памятниках 9-10 веков на кириллице.
4.Узнать об оформлении славянских рукописей 9-10 веков.
5.Применить на практике полученные знания, создать свои образцы буквиц.
Слайд 4
В истории русского языка
можно условно различить два периода:
- доисторический или дописьменный (до XI века)
- исторический (с XI века и до наших дней).
Границей между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности.
Слайд 5В 863 году монахи Кирилл и Мефодий для написания церковных книг
создали на основе знаков греческой азбуки алфавитную систему из тридцати восьми букв. Эта система стала называться глаголицей.
Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.
Слайд 6В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был
создан новый славянский алфавит на основе греческого.
Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла (Константина) - создателя первой славянской азбуки.
Слайд 7САМАЯ РАННЯЯ ТОЧНО ДАТИРОВАННАЯ КНИГА - НАПИСАННОЕ НА ПЕРГАМЕНЕ КИРИЛЛИЦЕЙ ОСТРОМИРОВО
ЕВАНГЕЛИЕ.
Слайд 8Материалом всех древнейших славянских рукописей служил пергамент – специально обработанные кожи
животных, преимущественно телят.
Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур.
Слайд 9В качестве орудия письма писец использовал гусиные перья, специально отточенные ножом.
Изредка писцы использовали необычные перья, например, павлиньим. Ошибки вычищали ножиком, губкой или пемзой, а затем выравнивали пергамен подскребком.
Слайд 10Для письма по пергамену употреблялись чернила, или как тогда говорили чернило.
Их делали из смеси чернильных орешков (наростов на дубовом листе), железных опилок и вишневого клея, которые варили на квасе или меду при определенной температуре.
Слайд 11Особого мастерства требовало написание буквицы – начальной буквы статьи.
Их чаще
писали красной краской, киноварью, отсюда и название «красная строка».
Слайд 12Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В
буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима.