Слайд 1Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями.
Слайд 2
Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что
делая?»
Совершенный вид обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»
ВИД ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Слайд 3Деепричастия несовершенного вида
Слайд 4Деепричастия совершенного вида
Слайд 5Выборочно – распределительный диктант
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от
всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.
Слайд 6Ключ (обменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценки)
Слайд 7Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.
Производить гребки правой и
левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.
-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?
-От каких глаголов не образовали деепричастия?
Обменяйтесь тетрадями и поставьте оценки.
Слайд 8Викторина
Вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид
деепричастия.
Буря мглою небо кроет, _________________ …
В молчанье, __________, с коня он слезает угрюмый.
Кто штык точил, _______________.
Слайд 9Ключ
Буря мглою небо кроет , вихри снежные крутя…
(А. С. Пушкин «Зимний
вечер»)
В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмый. (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус.
(М. Ю. Лермонтов «Бородино»)
Обменяйтесь тетрадями
и поставьте друг другу
оценки
Слайд 10Работа с учебником
Читаем в лицах, делим текст на части, озаглавливаем их,
определяем основную мысль, отвечаем на вопросы.
Упражнение № 240
Слайд 11Распространите предложения деепричастными оборотами
Природа грустит.
Лес окружает Аленушку.
Темная вода успокаивает.
Ключ
Слайд 12КЛЮЧ
Природа грустит, думая о судьбе одинокой девушки. Лес окружает Аленушку,
ограждая ее от несправедливого мира. Темная вода успокаивает, растворяя печали и заботы.
Опишите картину, используя деепричастные обороты.
Слайд 13КЛЮЧ
Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе
одинокого человека.
Уронив голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания, сжимая сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратясь в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминая о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Найти деепричастия, определить вид.
Слайд 14Площадь победы
Оцениваются работы, которые проверяли ученики.
Кто написал без единой ошибки –
отлично!
Кто допустил 1-2 ошибки – хорошо!
Кто допустил 3-4 ошибки – будем работать, не беда!
Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!
Сдадите мне тетради, я проверю работы, работы по картине и на следующий урок объявлю оценки за работу на этом уроке.
Слайд 15Релаксация
Выходя с урока, «выстрелите» в условную мишень
«Понял все на уроке»,
«Доволен своей работой»,
«Было трудно»,
«Я был бы рад…».
Слайд 16Домашнее задание
Выучить правила образования деепричастий совершенного и несовершенного вида, правописание НЕ
с деепричастиями.
Написать 4-5 предложений на тему « В зимнем лесу», употребив деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Можно написать в стихотворной форме)
Успехов вам!
Я вас люблю!
Слайд 17Ресурсы
И. Ф. Гузик. Русский язык. 7 класс. «Освіта”.2007
Д. Э. Розенталь Современный
русский язык. Москва. «Высшая школа», 1987
http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Алёнушка_(картина
http://allforchildren.ru/pictures/school.php