Презентация, доклад Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Содержание

Перед вами громада – русский язык!Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Слайд 1Девятнадцатое марта. Классная работа.

Девятнадцатое марта. Классная работа.

Слайд 3Перед вами громада – русский язык!
Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться

во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…
Н. В. Гоголь

…русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький

Перед вами громада – русский язык!Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить

Слайд 4Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем

внимательно!
Добрый день!  Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно!

Слайд 5ПОВТОРЕНИЕ «РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ».
Как пишется НЕ с деепричастиями?
- Когда НЕ

пишется с деепричастиями слитно?

-

ПОВТОРЕНИЕ «РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ».Как пишется НЕ с деепричастиями?- Когда НЕ пишется с деепричастиями слитно?-

Слайд 6(Не)годуя, (не)теряя надежды, (не)оплакивая себя, (не)доедая и (не)досыпая, (не)добегая до финиша,

(не)домогая из(за) простуды, (не)доумевая, (не)жалея времени.

Негодуя, не теряя надежды, не оплакивая себя, не доедая и недосыпая, не добегая до финиша, недомогая из-за простуды, недоумевая,
не жалея времени.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

(Не)годуя, (не)теряя надежды, (не)оплакивая себя, (не)доедая и (не)досыпая, (не)добегая до финиша, (не)домогая из(за) простуды, (не)доумевая, (не)жалея времени.Негодуя,

Слайд 7 Игра «Будь Внимателен!»
(Не)торопясь,(не)годуя,(не) приехав,(не)сложив,(не)читая,  (не)доумевая,(не)говоря,      (не) навидя, (не)

улыбаясь,(не) преодолев,(не) прощаясь.           

Игра «Будь Внимателен!»(Не)торопясь,(не)годуя,(не) приехав,(не)сложив,(не)читая,  (не)доумевая,(не)говоря,      (не) навидя, (не) улыбаясь,(не) преодолев,(не) прощаясь.           

Слайд 8 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 9Что называется деепричастным оборотом?
Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот
Каким членом

предложения является он?
обстоятельством _ . _ . _ . _ . _ . _
Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?
, / . _ . _ . _ . _ . . _ . _ . _ . _ . /,
Что называется деепричастным оборотом?Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборотКаким членом предложения является он? обстоятельством  _

Слайд 10Синтаксический разбор предложения

1 вариант
(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.
2 вариант
(Не)

дождавшись зелёного сигнала, светофора (не) покидайте дом.


Синтаксический разбор предложения1 вариант(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.2 вариант(Не) дождавшись зелёного сигнала, светофора (не) покидайте

Слайд 11Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие

либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.
Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо

Слайд 13

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА СОВЕРШЕННОГО ВИДА

ОБРАЗУЮТСЯ

От основы глагола настоящего времени

+ -А, -Я

Сидим - сидя
Лежим - лежа

От основы инфинитива

+ -В, -ВШИ, - ШИ

Подумать - подумав, подумавши
Увлечься - увлёкшись

ВНИМАНИЕ!!!

Деепричастие и глагол обозначают одновременность действия

Деепричастие обозначает действие, предшествующее действию глагола

ДЕЕПРИЧАСТИЯНЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Слайд 14ИС­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ:
Не от всех гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида можно об­ра­зо­вать де­е­при­ча­стия.
Так,

не об­ра­зу­ют­ся де­е­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го  вида от гла­го­лов:
 на –чь  и на –нуть (стричь, ткнуть) и от гла­го­лов с ос­но­вой на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, со­сто­я­щей толь­ко из со­глас­ных (пьют ; рвут).

ИС­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ: Не от всех гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида можно об­ра­зо­вать де­е­при­ча­стия. Так, не об­ра­зу­ют­ся де­е­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го  вида от

Слайд 15 Алгоритм
определения

вида деепричастий.


Задай к деепричастию вопрос.

Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.

Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.

Алгоритм       определения вида деепричастий. Задай к деепричастию вопрос.Если деепричастие

Слайд 16По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ

и ПОВЗДЫХАВ...
По швам руки ОПУСКАЯ,Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,Корпус влево НАКЛОНЯЯ,Затем вправо ПРОГИБАЯ,Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

Слайд 17 ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"

ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем:

Слайд 18 Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните

деепричастия как члены предложения.
1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть.
2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние.
3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её.
4) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)
Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.1) Кошка бегала

Слайд 191) Кошка бегала по кровле ,/недоумевая /, куда спрыгнуть /.
2)

Мальчишки помирали со смеху ,/смотря на её отчаяние/.
3) Долго плакала бедная девушка , /воображая всё, что ожидало её/.
4) Князь ,/не теряя присутствия духа /, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А. С. Пушкин)

1) Кошка бегала по кровле ,/недоумевая /, куда спрыгнуть /. 2) Мальчишки помирали со смеху ,/смотря на

Слайд 20Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы.
опаздывать


торопиться
- черпать
- увидеть
- заклеить
засеять
расколоть
прочитать

– опаздывая
– торопясь
– черпая
- увидев
– заклеив
– засеяв
– расколов
– прочитав

Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы.опаздывать торопиться - черпать - увидеть- заклеитьзасеять

Слайд 21 Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:
• с основой на г,

к (бегут, текут);
• с основой на шипящий (мажут, чешут);
• с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
• от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
• от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:•	с основой на г, к (бегут, текут);•	с основой на шипящий

Слайд 22 У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её

и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить

Слайд 23ИТОГИ
Что мы сегодня изучали?
Какая перед нами стояла цель?
Достигли ли мы ее?
Что

новое мы для себя открыли?
ИТОГИЧто мы сегодня изучали?Какая перед нами стояла цель?Достигли ли мы ее?Что новое мы для себя открыли?

Слайд 24САМОКОНТРОЛЬ
На листах самооценки, отметьте свою работу на уроке, а также работу

своего товарища.
САМОКОНТРОЛЬНа листах самооценки, отметьте свою работу на уроке, а также работу своего товарища.

Слайд 25СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть