Слайд 1Читательский форум.
Чтение и книга:
традиции и будущее.
22 сентября 2015 год.
Слайд 322 сентября в Донской публичной библиотеке впервые прошел читательский форум, посвященный
Году литературы в России. Тема форума – «Чтение и книга: Традиции и будущее».
С дончанами встретились известные писатели и литературоведы – Захар Прилепин, Татьяна Булатова, Денис Гуцко. Участниками мероприятия также стали научные работники, преподаватели, филологи, аспиранты, студенты, культурологи, работники библиотек.
В течение всего дня в библиотеке проводились тематические круглые столы: «Состояние детской литературы и привлечение к чтению детей и подростков», «Место книги и чтение в системе ценностей современного молодого человека», «Новое пространство чтения в современном обществе», «Научные чтения:опыт и проблемы»,.
Выбор молодежи современном литературном пространстве, привитие культуры чтения с самого детства, место книги в системе ценностей современного молодого человека – ответы на эти и многие другие вопросы можно было получить сегодня, побывав на форуме.
«Еще совсем недавно ценность книги и чтения была в России неоспорима. Но в последние годы возник миф о том, что дети перестали читать, - рассказал министр культуры Ростовской области Александр Резванов. – Но мы с радостью отмечаем, что юные дончане этот миф опровергают - ребята не утратили интерес к литературе. За первое полугодие 2015 года в донские библиотеки записались более 350 тысяч юных читателей - это дети и подростки до 14 лет».
Слайд 10Значимость и удельный вес чтения в разные периоды жизни ребенка.
Слайд 11Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Книги хранят
действительно живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать. Они помогают найти ответы на многие вопросы бытия, возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой, пользой, учат доброму и светлому, оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие ,помогают постичь настоящее искусство, сохраняют знания, накопленные веками, и передают их следующим поколениям. Каждая книга расширяет мир вокруг нас. Мы становимся хозяевами новых миров и новых отношений. Для каждого из нас мир, которым мы овладеем,-свой и для каждого, наверное, иной. Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению.
Слайд 12Как читатели мы с самого раннего детства входим в мир искусства
слова. Этот мир ярок и многообразен, и в его центре всегда стоит человек. Первое знакомство ребенка с литературой начинается со сказок и маленьких шуточных стишков, которые с самого раннего детства читают нам мамы и бабушки. Именно эти книги подсознательно учат различать добро и зло, уважать окружающих и сочувствовать чужим бедам. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Иногда именно книжные примеры помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять из родительских уст.
Ребенку до полутора лет желательно читать книги с простым содержанием , легко запоминающиеся стишки про животных и знакомые предметы. В свои первые годы жизни, слушая, как родители читают ему, малыш укрепляет свои речевые навыки, позже учится распознавать слова их в письменном варианте. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку –это уникальный способ общения, который практически не имеет замены. Во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Складывается единое пространство, чувство сопричастности. Невероятно важно прививать любовь к чтению с самого раннего возраста, потому что Книги будут его постоянными спутниками, помогающими разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Слайд 13Пойдя в школу и научившись читать, мы имеем уникальную возможность окунуться
в волшебный и таинственный мир более серьезной литературы. Книга открывает нам окно в новый неизведанный мир. Это мир заманчивый, он зовет нас в свои бескрайние просторы. Многим не нравится читать классику, которая предусмотрена по школьной программе. Однако, прежде чем отказаться, необходимо запомнить, что никто не может сказать, что книга неинтересна, пока сам не прочтет. Также нужно помнить, что чтение художественной литературы способствует удачной сдачи экзаменов.
Художественная литература повествует о человеке и его жизни, рисует панораму поступков героев разных времен и в самых различных обстоятельствах, но всегда между ними существует тесная связь. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Человек совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Через книгу человек воспринимает различные модели поведения, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Уроки героев прочитанных книг - это примеры, которые могут что-то подсказать читателю. Они будут сопровождать его всю жизнь.
Слайд 14Мы расширяем свой кругозор, если чаще читаем книги. Так интересно заглянуть
в прошлое, вкдь читая книгу, мы видим разные сражения, войны, рыцарские турниры, узнаем историческое прошлое нашей страны и нашего мира, в целом. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она и знает дорогу.
Книги выступают также в роли нашего друга, они помогают нам в решении проблем на протяжении всей жизни. Читаешь книгу и узнаешь в ней себя или кого-то из друзей и знакомых, и мы учимся на ошибках этого героя, пытаемся не повторить их в своей жизни. Читая , заметно возрастает наша грамотность, как в устной, так и в письменной речи. Тем самым пополняется наш словарный запас, и общаться становится интереснее. Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. Чтение дает возможность размышлять над новой информацией, учит думать самостоятельно и развивать творческие способности.
Слайд 15Одно из главных преимуществ состоит книг в том, что в процесс
чтения вовлекается наш ум и воображение. Мы невольно становимся участниками творческого процесса создания художественного произведения. Именно создания, а не потребления. Читатель , имея внутренний мир, отличный от внутреннего мира писателя – интерпретирует все мысли, чувства, переживания, идеи, качества автора по-своему и создает свой внутренний мир из своих художественных образов. Художественное произведение преломляется через личность читателя и становится новым, личным произведением.
В подростковом возрасте сложно переоценить значение чтения литературы – поскольку все основные ценности формируются именно в этом возрасте. Подростки склонны идеализировать любимых героев, стремятся подражать им в своих поступках. Книги формируют мировоззрение – читая правильные книги, человек расширяет свои убеждения и углубляет взгляд на мир. Они развивают мышление, умение мыслить и рассуждать.
Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов. Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы могли не знать. Открыть свой ум новым возможностям, о которых раньше вы, возможно, и не подозревали.
Слайд 16Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги
по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами свои богатством! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное. Важно как можно раньше приобщаться к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Это поможет и при накоплении нами достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне её. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
Книги- это бесценная и бездонная казна знаний. Это совсем особый мир. Мир человеческих чувств, который зачаровывает своей красотой и изысканностью. Мир природы, мир тонких раздумий. Именно книга хранит в себе все, что накопило человечество за все века. Поэтому так важно сохранить любовь к книгам на протяжении все жизни.
Слайд 18
Было отмечено, что у нас в стране в силу целого ряда
причин выросло малочитающее поколение. Утрата навыков чтения, функциональная неграмотность молодых людей, специалистов самых разных сфер деятельности, их отторжение от необъятного культурного наследия человечества, заключенного в книге, – невеселые реалии сегодняшнего дня.
Слайд 19Книга расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает
ребёнка: природой, предметами; влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка, развивает мышление — как логическое, так и образное, расширяет словарный запас, память, воображение, учит правильно составлять предложения.
Слайд 21Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в
недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей старух сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки.
Слайд 23
Впервые специально для детей стали писать в XVII веке.
В XVI—XVIII веках
большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари, по ним учились читать.
Слайд 27
Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап
развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература.
Слайд 32
По данным опроса фонда "Общественное мнение", 50% россиян признались, что за
последний год не прочли ни одного художественного произведения. В опросе приняли участие 1,5 тысячи россиян.
21% читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% - покупали, еще 20% читали те книги, которые есть у них дома, и всего 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках.
Никогда не обсуждают со знакомыми и родственниками прочитанную литературу 58% респондентов и только 38% ее обсуждают.
66% респондентов за последние пару лет не покупало книг, которые можно отнести к художественной литературе. Из 33% заявивших, что такую литературу покупали, 22% приобретали современную отечественную литературу, 9% - современную зарубежную литературу, 8% - отечественную классику, по 4% - советскую и зарубежную классику.
60% россиян, принявших участие в опросе, ответили, что их родственники и знакомые не дарят друг другу книг. И лишь 30% сказали, что дарят.
Между тем, по данным недавнего опроса, 37% россиян вообще не читают никаких книг.
Слайд 34
Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:
1. Индия
10,7 часа в неделю.
2. Таиланд 9,4 часа в неделю.
3. Китай 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины 7,6 часа в неделю.
5. Египет 7,5 часа в неделю.
6. Чехия 7,4 часа в неделю.
7. Россия 7,1 часа в неделю.
8. Швеция 6,9 часа в неделю.
9. Франция 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия 6,8 часа в неделю.
Слайд 35
Если в начале 1990 х годов прошлого столетия 79% россиян читали
хотя бы одну книгу в год, то в 2015 году эта цифра снизилась до 53%. В 1970 е годы регулярно детям читали в 80% семей, сегодня только в 15%.
Каждый второй читает газеты (52% ответов), каждый третий - книги (35%), каждый четвертый - журналы (24%), а 2% - некие иные виды печатной продукции. Четвертая часть (24%) респондентов заявила, что ничего не читает. Четверть участников опроса, по их словам, читают много (25% опрошенных), и почти половина (47% респондентов, - мало.
Слайд 36Диаграмма читающих в МБОУ СОШ №94 среди 5-11 классов.
Слайд 37
Книги- это бесценная и бездонная казна знаний. Это совсем особый мир.
Мир человеческих чувств, который зачаровывает своей красотой и изысканностью. Мир природы, мир тонких раздумий. Именно книга хранит в себе все, что накопило человечество за все века. Поэтому так важно сохранить любовь к книгам на протяжении все жизни.