Презентация, доклад Анализ поэтического произведения

Содержание

План анализа стихотворения 1. Элементы комментария к стихотворению:  - Время (место) написания, история создания;  - Жанровое своеобразие;  - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой

Слайд 1Анализ
поэтического
произведения
Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Анализ поэтического произведенияМолчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Слайд 2План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:  - Время (место) написания, история

создания;  - Жанровое своеобразие;  - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);  - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.  2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.  3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

План анализа стихотворения 1. Элементы комментария к стихотворению:  - Время (место) написания, история создания;  - Жанровое своеобразие; 

Слайд 3 Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: 
- Композиционные решения; 
- Особенности

самовыражения лирического героя и характер повествования; 
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; 
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;  - Мотивированность и точность использования выразительных средств

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:  - Композиционные решения;  - Особенности самовыражения лирического героя и

Слайд 44. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением
(литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
  5.

Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 
6. Дополнительные (свободные) размышления. 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).  5. Типичность и своеобразие данного стихотворения

Слайд 5Анализ поэтического произведения  (схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание

лирического произведения - переживание, чувство.
  Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
  - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Анализ поэтического произведения  (схема) Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание,

Слайд 6определить организацию (композицию) лирического произведения; 
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором

(активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...); 
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); 
- определить звуковой рисунок;
  - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

определить организацию (композицию) лирического произведения;  - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический

Слайд 7Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики -

синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;  -

Слайд 8ЭПИТЕТ - художественное определение;  СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с

целью пояснить один из них при помощи другого;  АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;  ИРОНИЯ - скрытая насмешка;  ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;  ЛИТОТА - художественное преуменьшение;  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;  МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

ЭПИТЕТ - художественное определение;  СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Слайд 9Композиция лирического произведения Необходимо:  - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом

произведении;  - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;  - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)  - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;  - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Композиция лирического произведения Необходимо:  - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;  - выяснить стройность

Слайд 10Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок»

речи.) 
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
  - Ассонанс – повторение гласных звуков; 
- Анафора - единоначалия; 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)  - Аллитерация – повторение

Слайд 11Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания

- они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 
- антитезы – противопоставления; 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание

Слайд 12Литература • Образцы 1) целостного (системного); 2) формального; 3) структурно-семиотического и 4)

лингвопоэтического разборов стихотворений см. в указанной ниже литературе: 1) Мурьянов М.Ф. Вопросы интерпретации антологической лирики (Стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желанья») // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С.173-212; Анализ одного стихотворения. Л.,1985; Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.215-247; Бройтман С.Н. Тайная поэтика А.С. Пушкина. Тверь. 2002. С.13-43 (см.: А. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Для берегов отчизны дальной», «Что в имени тебе моем?»). 2) Якобсон Р. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; О «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», Фактура одного четверостишия Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 181-197; С.198-205; С.210-212.  3) Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.133-270; Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых» // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Литература  • Образцы 1) целостного (системного); 2) формального; 3) структурно-семиотического и 4) лингвопоэтического разборов стихотворений см.

Слайд 13 УСПЕХОВ ВАМ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Молчанова М.И., учитель русского

языка и литературы
УСПЕХОВ ВАМ!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть