Презентация, доклад на тему Правописание корней

Содержание

План изучения темы:Правописание гласных в корнеПравописание согласных в корнеПравописание корней с чередующимися гласнымиГласные О-Е после шипящих в корнеГласные И-Ы после Ц в корне

Слайд 1правописание корней

правописание корней

Слайд 2План изучения темы:
Правописание гласных в корне
Правописание согласных в корне
Правописание корней с

чередующимися гласными
Гласные О-Е после шипящих в корне
Гласные И-Ы после Ц в корне

План изучения темы:Правописание гласных в корнеПравописание согласных в корнеПравописание корней с чередующимися гласнымиГласные О-Е после шипящих в

Слайд 3
ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ
ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ,
ТЫ НЕМЕДЛЕННО ЕЕ
СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ!

ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ,ТЫ НЕМЕДЛЕННО ЕЕСТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ!

Слайд 4
Выпиши слова с пропущенными буквами, подбери проверочные слова.
Мама простыни стирала И

на речке пол..скала. К дочке кошка прибежала, Дочка кошку пол..скала. К старости наш дедушка Очень пос..дел. Он в саду на бревнышко Сел и пос..дел. Гири брат мой поднимает Свою силу разв..вает. А на крыше мой флажок Разв..вает ветерок.
Выпиши слова с пропущенными буквами, подбери проверочные слова. Мама простыни стирала И на речке пол..скала. К дочке

Слайд 5Объясняя правописание слов, подобраны такие родственные слова для проверки:

Хв..стливый – хвост,

л..вина – улов, м..лодушный – молодость, укр..тить – краткий, сож..ление – жить.

Какие орфографические ошибки допущены в написании слов и почему? Исправь ошибки.
Объясняя правописание слов, подобраны такие родственные слова для проверки:Хв..стливый – хвост, л..вина – улов, м..лодушный – молодость,

Слайд 6Запишите слова в алфавитном порядке в словарик.
Пр..дседатель, ур..жай, к..мбайн,б..гатый,б..рьер,в..трина,упр..жнение, г..рой, р..бота,

к..смона..т, тр..ллейбус, ул..ца, м..тро, ..втобус, в..гон, к..ллектив, м..лиция, к..ллекция.
Запишите слова в алфавитном порядке в словарик.		Пр..дседатель, ур..жай, к..мбайн,б..гатый,б..рьер,в..трина,упр..жнение, г..рой, р..бота, к..смона..т, тр..ллейбус, ул..ца, м..тро, ..втобус, в..гон,

Слайд 7По цепочке подбери проверочные слова:

Похо.., ло..ка, доро..ка, гру.., сла..кая, ле..кий, ры..ка,

бере..ки, пру.., ни..ко, лоша..ка, сколь..кий, сала..ки, про..ьба, ря..чик, мя..кий, моло..ьба, ко..ьба, уло.., ре..кий.

По цепочке подбери проверочные слова:Похо.., ло..ка, доро..ка, гру.., сла..кая, ле..кий, ры..ка, бере..ки, пру.., ни..ко, лоша..ка, сколь..кий, сала..ки,

Слайд 8 Глухие и звонкие согласные
 Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце

слова и перед другими согласными могут передаваться соответственно буквами. Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в 

Глухие и звонкие согласные  Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова и перед другими

Слайд 10 Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Для того чтобы проверить правописание непроизносимой

согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком. Например:устный – уста
Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется. Например: чудесный – чудеса
Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:
Чувствовать, лестница (но лесенка) ,склянка (но стекло), блеснуть (блестеть), словесный ,яства ровесник, наперсник

Правописание непроизносимых согласных в корне слова Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова,

Слайд 11 Спишите, по возможности подбирая проверочные слова.

Грус..ный, лес..ница, сер..це,радос..но,

здра..ствуй, вес..ник, счас..ливый, ненас..ная, со..нце, блес..нула, мес..ность, пас..бище, окрес..ность, прелес..ная, чудес..ный, трос..ник, хрус..нула.
Спишите, по возможности подбирая проверочные слова.   Грус..ный, лес..ница, сер..це,радос..но, здра..ствуй, вес..ник, счас..ливый, ненас..ная, со..нце, блес..нула,

Слайд 12ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Корни с буквами а и о.
гар – гор. 

На месте безударного гласного пишется буква о  , хотя под ударением – а  , напр.: гореть, нагореть, угореть, выгорать, загорелый, погорелец, горючий ; но: гарь, загар, нагар, угар . Исключения (гар  без ударения): выгарки, изгарь, пригарь, гаревой  (наряду с вариантом гаревый ). зар – зор.  На месте безударного гласного пишется а : заря, зарница, заревой, озарить, озаряться, озарение, зарянка  (птица), заряница ; под ударением – а   и о  , ср.: зарево, лучезарный, светозарный  и зори  (мн. ч. слова заря), зорька, зоренька, зорюшка, зоря  (военный сигнал, обычно в выражении бить  или играть зорю).

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕКорни с буквами а и о.гар – гор.  На месте безударного гласного пишется буква

Слайд 13
кас – кос. 
В этом корне пишется а, если после корня

следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный  (под ударением гласный корня не встречается).
клан – клон.  На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклониться, наклонить, преклонить, склониться, отклоняться, преклоняться, преклонение, склонение ; под ударением – о   и  а: ср. поклон, наклон, наклонится, склонный, непреклонный  и кланяться, раскланяться, откланяться .

кас – кос.  В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется

Слайд 14
крап – кроп. 
Без ударения пишется буква о   в

словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление  (от кропить), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а  – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление  (от крапать  в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .
крап – кроп.   Без ударения пишется буква о   в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить,

Слайд 15
лаг – лог – лож. 
На месте безударного гласного

перед г пишется а, перед ж  – о  , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный, отлагательство, влагалище, прилагательное, слагаемое, стихослагатель, но: заложить, изложить, отложить, положить, предложить, приложить, изложение, положение, предложение, стихосложение, обложной, отложной . Под ударением всегда о : налог, залог, подломг, подложный, положит, положенный . В слове полог , где корень -лог-  в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о  .
лаг – лог – лож.   На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж  – о

Слайд 16
мак – мок – моч.  На месте безударного гласного пишется перед

к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о   – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём ), в словах, производных от мокрый  (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением – в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть  и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чемн. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч – всегда буква о  , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный  (ср. под ударением: мочит, смоченный ) о глаголах на -ивать  типа смачивать, вымачивать.
мак – мок – моч.  На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением

Слайд 17
пай – пой  (в глаголе паять  и однокоренных словах). Без ударения

пишется а  : паять, запаять, распаяться, паяльник  и т. п. Под ударением – а   и о: ср. запаянный, запайка, спайка, спайный  и припой, напой .
плав – плов.  Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун  (трава; жук; водяной опоссум), плавунец  (жук), плавунчик  (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец  и пловчиха  с буквой о. Под ударением – только а : плавать, лесосплав .
В слове плывун  (грунт) пишется буква ы  , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву: наплывать, подплывать, расплываться  и т. п.
пай – пой  (в глаголе паять  и однокоренных словах). Без ударения пишется а  : паять, запаять, распаяться,

Слайд 18
равн – ровн.  Буква а пишется в словах, связанных по значению

с прилагательным равный  ‘одинаковый’, напр.: равнять  (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться  (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться  (в чем-н.), сравнять  (счёт), подравнять, выравнять  (напр., строчки  – ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно.
равн – ровн.  Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный  ‘одинаковый’, напр.: равнять 

Слайд 19
разн – розн.  В многочисленных сложных словах с первой частью разно- 

(разнородный, разноголосица) без ударения пишется буква а, в слове порознь  – буква о . Под ударением – а   (разный, разница) и о   (рознь,разрозненный).
рос(т) – рас(т) – ращ.  На месте безударного гласного пишется: перед с (без последующего т) – буква о : росла, вырос; исключение – отрасль  и производные от него; перед ст – буква а, напр.: расти, возраст; перед щ   всегда а  , напр.: ращу, сращение .
Под ударением перед с (с последующим т   и без него) – только о, напр.: рост, нарост, отросток; рос, зарос, подросший, рослый, дикоросы .
разн – розн.  В многочисленных сложных словах с первой частью разно-  (разнородный, разноголосица) без ударения пишется буква

Слайд 20

скак – скок – скач – скоч.  Если корень оканчивается на

к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скакать, хотя под ударением – о  , напр.: скок, наскок, соскок. Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, поскачу), а также в слове скачок  (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о – в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, соскочить) и в слове выскочка  (проверка – формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат  и т. п.).
Ср.: проскачу  (сто вёрст), проскачи  (формы глагола проскакать, проскачет)  и проскочу, проскочи  (формы глагола проскочить); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет  ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит  ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
скак – скок – скач – скоч.  Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного

Слайд 21

твор – твар.  В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять  и

др. без ударения пишется буква о; под ударением – не только о   (творческий, творчество ), но и а   (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар-  в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .
 
твор – твар.  В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять  и др. без ударения пишется буква о;

Слайд 22
Если после корня а, В корне будет и всегда, Вот пример,

запоминай: Ноги вытер? Вытирай!
Если после корня а, В корне будет и всегда, Вот пример, запоминай: Ноги вытер? Вытирай!

Слайд 23 Спиши, графически объясни орфограммы на месте пропусков:
1) Бл..стело море, все в

ярком свете, и грозно волны о берег бились. 2) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой заст..лает все доступное для глаза. 3) Где-то соб..ралась гроза. 4) Под самым окном, накл..нясь над водой, р..сла развесистая береза. 5) Я хочу, чтоб к штыку прир..вняли перо. 6) Нигде при взаимной встрече не раскл..ниваются так, как на проспекте. 7) Хоть три года ск..чи, ни до какого государства не доедешь.8) За окнами разг..ралась з..ря. 8) Погиб и кормщик, и пл..вец.
Спиши, графически объясни орфограммы на месте пропусков:	1) Бл..стело море, все в ярком свете, и грозно волны о

Слайд 24Самостоятельная работа:
Выполните упражнение №128, правильно выделяя изученные орфограммы, по

вариантам
I вариант – 1 часть
II вариант – 2 часть
Самостоятельная работа:	  Выполните упражнение №128, правильно выделяя изученные орфограммы, по вариантам     I

Слайд 25Домашнее задание:
Повторить изученное по теме «Правописание корней»
Выполнить упражнение

№ 121- списать, выделить орфограммы, записать проверочные слова.
Домашнее задание:  		Повторить изученное по теме «Правописание корней»  	Выполнить упражнение № 121- списать, выделить орфограммы,

Слайд 26
Да будет же честь и слава нашему

языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Карамзин Н. М.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть