Слайд 1Практикум: «Приемы смыслового чтения, как средство повышения орфографической грамотности младших школьников»
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Скороходова Алена Андреевна
Слайд 2Условия работы мастерской
Участвуй;
будь открыт и активен;
высказывай свою точку зрения в диалоге;
учись,
делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
будь готов к совместному творчеству;
создай настроение радости и поддержки.
Слайд 3а, о, е, и, я;
б, п, в, ф, г,
к, д, т, ж, ш, з, с
Ответ: орфограммы корня( эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)
Слайд 5Цель -практикума заключается в создании условий для распространения собственного опыта по
работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Задачи :
определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника;
раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения;
установить связь между развитием орфографической зоркости и формированием навыка смыслового чтения.
Слайд 6 Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности
выражения мысли и взаимопонимания.
Слайд 7Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их
сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы.
Слайд 8Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка
в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Слайд 9Орфографическое проговаривание- это произнесение слова так, как будто все фонемы в
нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука)
Слайд 10Условия для овладения орфографическим навыком являются:
знание правил;
знание приемов, правил и
умение их применять;
упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.
Слайд 11Приемы для формирования орфографической зоркости
Слайд 12Письмо с проговариванием (хоровое и индивидуальное).
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объём
написанного, аккуратность, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму
Слайд 13Зрительный диктант.
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно
читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем текст закрывается и дети пишут его под диктовку учителя. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта.
Слайд 14Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот
момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Слайд 15«Секрет письма зелёной пастой».
С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы
в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.
Слайд 16Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.
В процессе работы на уроках встречаются слова
с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь.
Можно давать творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами.
При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество.
Кроме того, можно организовать конкурс на «Самый лучший словарь».
Слайд 17Какографические упражнения.
Этот приём позволяет изменить , в определённой степени , манеру
общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например: на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение
У гришы жыл Кот рыжык
Слайд 18Прием « какография»
Задание : списать текст с доски в тетрадь
Стаят силные
марозы На диревях лижат сниговые шабки. была тихая звёзная ноч. По чистаму снешку бежыт мышка.
Слайд 19Выбор слов из текста с заданной орфограммой.
Например, задание: найти в тексте
слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание.
Слайд 20Постановка пропуска в места новых
(не изученных ранее) орфограмм.
Этот приём используется
при письме под диктовку. Дети имеют право поставить пробел в слове в том месте, где орфограмма ему не знакома (не изучалась ранее).
Слайд 21Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Задание: в тексте подчеркни изученные орфограммы.
Классификация орфограмм
в «чистом» тексте.
Задание: выписать из текста слова с орфограммами: парный согласный; безударный гласный, с удвоенными согласными и т.п. (группы орфограмм в зависимости от текста).
Слайд 22 «Фотограф».
На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику
даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов , тот фотограф-профессионал.
Слайд 24Творческий тематический диктант.
Задание: составь диктант для своего одноклассника из слов с
безударной гласной в корне слова и т.п.
Слайд 25
Сильный – слабый»
Сравни кота и маленького котенка.
Кто сильный? Кто слабый?
-
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок (гласные буквы одинаковые)
Произнесите слова, что можете сказать про звуки (гласные звуки разные)
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Слайд 26Игра «Зажги маячок»
Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и
предложений. Под «опасным местом» дети ставят зеленые кружки.
Слайд 27Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл
дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть
н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк
внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк.
Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк
кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть
н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк
Слайд 28Расшифруй слова, предложение
*М хдм в шкл.
*Тлгрмм
*Снжнк
И т.д
Слайд 29
Морфологические шарады
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же,
что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных - защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
Слайд 30« Рифмовки- запоминалки»
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины,
камыши -
запомни слоги жи и ши
Дрожжи, вожжи, жжет, жужжит!
Двойная «ж» не убежит.
Бал как вечер танцевальный
Мы напишем с «л» одной.
Балл – отметка на уроке
– С буквой «л» всегда двойной!
Слайд 31 «Для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект
соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как же создать такой рассол? Ответ прост: создавать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.»
В. Ф. Шаталов
Слайд 32Рефлексия
Практикум достиг цели, был полезен,
прошел продуктивно
Не узнал ничего
нового
Практикум не достиг цели,
был бесполезен