Слайд 1/Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе. – 2016
г. /
Задание 3
средства художественной выразительности
Слайд 21. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора
(6)И пошёл
обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.
(13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.
(19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.
(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
Слайд 32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Через несколько
дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.
Слайд 43. Укажите, какое средство изобразительности используется в предложении 49. (49) И
радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.
Олицетворение
Сравнение
Эпитет
Оксюморон
Слайд 54. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
И оно
всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. сравнение.
Пусть не само, пусть его следы.
Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.
Слайд 65. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Теперь он
посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.
Слайд 76. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Он покрывал
сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твёрдой даже на вид капусты.
Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала...
Старшая горестно, по-взрослому, причитала.
Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл.
Слайд 87. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
И я
осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа.
Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала.
И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.
В руке она держала картонный футляр от градусника.
Слайд 98.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня,
бессильно морщилась и закрывала глаза.
Тогда она решилась и остановила машину.
Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
Слайд 109.Укажите предложение, в котором используется сравнение.
Когда ни придешь сюда, днем ли,
ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады.
А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя.
Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.
И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми.
Слайд 1110. В каком предложении не употребляются эпитеты?
Брёвна с блиндажных перекрытий за
эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым.
А потом как-нибудь утром, при солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось.
Ребята чистые, друзья фронтовые!
Слайд 1211. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Когда ему
было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Слайд 1312. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Чего она
мне нервы мотает?
По дому плавали запахи и крики.
Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
Слайд 1413. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Одну рябинку,
росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.
Дикая рябинка со своей благородной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
Слайд 1514. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Погасшее небо
плотнее прижалось к сонным волнам.
Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
Слайд 1615. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Даже самоучкой
он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого».
Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
Слайд 1716.Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
Случилось это в зимний вечер, всего
за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
Слайд 1817.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Вода тёплая, точно
подогретая.
Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
Всё небо усеяно плевками зениток.
Слайд 1918. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Ты будешь
для меня единственным в целом свете.
Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.
Слайд 2019. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Однажды он
принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
Это у него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Слайд 2120. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Гимнастика ног
причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.
Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
- Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, - бормотал Алексей.
Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
Слайд 2221. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
Звонили, наверно, раз сто!
…все папины
товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.
Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили?
Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..