Презентация, доклад на тему Открытое занятие по русскому языку 1 курс СПО на тему: Фонетические единицы: фонема и звук.

Содержание

Цели и задачи урока:повторить и обобщить знания изученные в разделе «Фонетика»1показать значение фонетики для правописания и произношения;2показать роль правильного литературного произношения слов.34

Слайд 1Открытый урок на тему:
Фонетическая система русского языка. Фонетические единицы: звук и

фонема.
Открытый урок на тему:Фонетическая система русского языка.  Фонетические единицы: звук и фонема.

Слайд 2Цели и задачи урока:
повторить и обобщить знания изученные в разделе «Фонетика»
1
показать

значение фонетики для правописания и произношения;

2

показать роль правильного литературного произношения слов.

3

4

Цели и задачи урока:повторить и обобщить знания изученные в разделе «Фонетика»1показать значение фонетики для правописания и произношения;2показать

Слайд 3Вопросы для повторения
1. В названии какого раздела науки о языке входит

часть слов телефон, микрофон.
2. Что изучает фонетика?
3. Чем отличаются звуки и буквы?
4. Сколько букв и сколько звуков в русском языке?
5.Звуки делятся на……
6. Какие бывают гласные звуки?
7. Какие пары образуют согласные звуки?
8. Какие согласные звуки не имеют пары по глухости/звонкости?
9. Какие согласные звуки не имеют пары по твердости/мягкости?
 

Вопросы для повторения1. В названии какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, микрофон.2. Что изучает

Слайд 4Основные фонетические процессы русского языка.
Фонетические процессы – изменения звуков в потоке

речи, когда звуки влияют друг на друга.
Основные фонетические процессы русского языка.Фонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг на

Слайд 5Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на

конце слова: стог (сток), кровь (кроф).
2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка (лотка), в тень (фтен)..

3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и (в),(в):
молотьба (молодба), к дубу (гдубу).

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог (сток), кровь (кроф).2.

Слайд 6Такое уподобление звуков называется ассимиляцией.
Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но

и по другим признакам, например, по месту образования преграды
(с) +(ш) =(ш): сшить (шыт)
(з) + (ж) = (ж): разжать (ражат)
(т) + (с) = (ц): улыбаться (улыбаца)

Такое уподобление звуков называется ассимиляцией.Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, например, по

Слайд 7. В результате ассимиляции возникают долгие согласные.
В транскрипции

долгота звука обозначается чертой над ними.
Долгие согласные встречаются в корнях иноязычных слов:
аллея (алэйа), тонна (тона) и на стыке морфем: поддеть (падэть).
 

.  В результате ассимиляции возникают долгие согласные.  В транскрипции долгота звука обозначается чертой над ними.

Слайд 8Расподобление (диссимиляция) – усиление различий между звуками для облегчения произношения.
Н-р, в

слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (гк) или (кк) произносится (хк), что облегчает произношение слова.
Расподобление (диссимиляция) – усиление различий между звуками для облегчения произношения.Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (гк)

Слайд 9Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании

из 3-х согласных один не произносится:

ЗДН – (ЗН): праздный (празный).
СТН – (СН): постный (посный).
СТЛ – (СЛ): счастливый (счасливый).
РДЦ – (РЦ): сердце (сэрце).
ЛНЦ – (НЦ): солнце (сонце).

Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится:

Слайд 10УПРАЖНЕНИЕ 1
Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены

эти звуки?
А: Звук (ц): Хвост овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше не досуг.
Б: звук (ч): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть – то можно, думал, что ее (гармошку) беречь.

УПРАЖНЕНИЕ 1Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?А: Звук (ц): Хвост овечий

Слайд 11УПРАЖНЕНИЕ 2
ЗАДАНИЕ. Разделите слова на три группы.
Аллея, кассовый, ясный,

поздний, емкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ерш, расчет, приют, степь, отгадка.


УПРАЖНЕНИЕ 2 ЗАДАНИЕ. Разделите слова на три группы.  Аллея, кассовый, ясный, поздний, емкость, воюю, боевой, шведский,

Слайд 12УПРАЖНЕНИЕ 3
Запишите слова, которые образуются, если слова прочитать в обратном порядке

транскрипцию следующих слов.
Лен, лей, люк, ток, шел, шей, лед, муж, араб, торг, суд.

УПРАЖНЕНИЕ 3Запишите слова, которые образуются, если слова прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.Лен, лей, люк, ток,

Слайд 13УПРАЖНЕНИЕ 4
Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

Гол,

док, бока, дом, злой.

УПРАЖНЕНИЕ 4 Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?  Гол, док, бока, дом, злой.

Слайд 14План фонетического разбора.
1. Записать слово орфографически правильно.
2. Разделить слово на слоги

и найти место ударения.
3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
4. Фонетическая транскрипция слова.
5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
6. Подсчитать количество букв и звуков.

План фонетического разбора.1. Записать слово орфографически правильно.2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.3. Отметить возможности

Слайд 15 ПРИМЕР ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА
Морковь
мор-ковь (на второй слог падает ударение,

2 слога).
Перенос: мор-ковь [маркоф']
М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
О – [а] – гласный и безударный.
Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
О – [о] – гласный и ударный.
В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный.
Ь –
ВЫВОД: В слове 7 букв и 6 звуков.

ПРИМЕР ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА	Морковь мор-ковь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф'] М

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть