Презентация, доклад на тему Особенности изучения эпических произведений в школе

Содержание

Одной из современных проблем школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.

Слайд 1Особенности изучения эпических произведений.
в школе
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ

СОШ № 3 г. Балашихи
Прокопчук С.А.
Особенности изучения эпических произведений.в школеВыполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Балашихи Прокопчук

Слайд 2Одной из современных проблем школьного литературного образования является проблема изучения художественного

произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.
Одной из современных проблем школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода

Слайд 3Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях,

максимально приближенных к объективности. Эпосу, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени. Специфическая черта эпоса в том, что сам автор (или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателем (читателем).
Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. 	Эпосу, свойственно

Слайд 5Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
Обширное повествование

в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева).

Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. "Степь").
Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина).
Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение. 
Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.Сложная,

Слайд 6 Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём,

о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Леге́нда (от ср.-лат. «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
О́черк — одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. 		Леге́нда (от

Слайд 7Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода

и жанра.
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра.

Слайд 8Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана,

но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали
М.А. Рыбникова
Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое

Слайд 9Повествовательность и способность охватить жизнь в ее объективной полноте сказываются на

целях, путях и способах работы над эпическими произведениями в школе.
Изучение эпических произведений опирается на компоненты художественного текста, которые существенны для эпического рода.
Повествовательность и способность охватить жизнь в ее объективной полноте сказываются на целях, путях и способах работы над

Слайд 10ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Вступительные занятия и чтение.
2. Анализ произведения.
3. Заключительные

занятия.

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ1. Вступительные занятия и чтение.2. Анализ произведения.3. Заключительные занятия.

Слайд 11Роль вступительных занятий:

вызвать у детей интерес к изучаемому материалу;
создать условия, благоприятствующие

пониманию предмета изучения.
Роль вступительных занятий:вызвать у детей интерес к изучаемому материалу;создать условия, благоприятствующие пониманию предмета изучения.

Слайд 12Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода

и жанра.
При изучении всех этих жанров внимание учеников должно концентрироваться на существенных компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода:
1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.
2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).
3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра.При изучении всех этих жанров

Слайд 13Сюжет - это «единство, движущееся во времени».
Расположение событий, обусловленность их,

взаимодействие образов составляют композицию произведения.
Сюжет - это «единство, движущееся во времени». Расположение событий, обусловленность их, взаимодействие образов составляют композицию произведения.

Слайд 14Освоению сюжета в школе служат:

Составление плана (план необходим, когда ученик не

ориентируется свободно в сюжете).
Рассказывание.
Группировка событий вокруг определенного действующего лица.
Прослеживание линии повествования этого действующего лица (подобная работа полезна, когда изучаются многогеройные произведения).
Работа над отдельными частями произведения (главами, эпизодами).
Освоению сюжета в школе служат:Составление плана (план необходим, когда ученик не ориентируется

Слайд 15Работа над образом героя эпического произведения.
Работа над образом

литературного героя помогает понять мир произведения и авторскую позицию прежде всего.
Создавая образ человека, писатель исследует его «как цельную личность» - в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств.
В разных классах процесс знакомства с литературным героем не может быть одинаков, так как осваивать образ каждый раз будут школьники разного возраста и разной литературной подготовленности. Известно, что ученики IV - VI, а иногда и VII-VIII классов видят в литературных героях живых людей.
Чем старше становятся школьники, тем глубже осмысляется авторская позиция в отношении персонажа, и она должна становиться на уроках важнейшим аргументом в спорах, прав или не прав герой. Например, а в 8 классе некоторые ученики считают, что Мцыри не следовало вступать в борьбу с барсом , потому что хоть он и победил, но ослаб и не мог потом достичь родины.
У старшеклассников появляется способность воспринимать героя и в его реальном содержании (как человека), и в художественно-условном (как создание автора, несущее идею). Большая роль принадлежит здесь обобщающим моментам
Работа над образом героя эпического произведения.   Работа над образом литературного героя помогает понять мир произведения

Слайд 16В старших классах на обобщающей стадии целесообразны задания проблемного характера, ориентирующие

ученика на поисковый характер деятельности.
Обобщая представления о Печорине , можно рекомендовать такие задания:
1. Печорин говорит доктору Вернеру: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства… я взвешиваю и разбираю собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия». Проанализировав несколько участий в «Княжне Мери» и других повестях, докажите или отвергните эти слова Печорина.
2. Выберите в «Княжне Мери» и «Тамани» ряд высказываний Печорина о той роли, какую он играл в жизни встретившихся ему людей. С каким чувством произносит он эти слова? Чем он объясняет сам, как объясняете вы, почему герой никому не принес счастья?
3. В ночь перед дуэлью Печорин признается себе, что чувствует в себе силы «необъятные». Какие его действия, мысли, поступки могут подтвердить правоту этих слов?
В старших классах на обобщающей стадии целесообразны задания проблемного характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности. Обобщая

Слайд 17Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих

задач:

После анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом.
Заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.
Заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников в классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.
Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: После анализа необходимо вызвать у

Слайд 18 АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ

Эпизод (от греч. букв.

— вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени.

Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, который раскладывается на те же составляющие, что и “классический” порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Прежде всего, нужно установить “ближайшие” связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИЭпизод (от греч. букв. — вставка), относительно самостоятельная единица действия

Слайд 19При работе над эпизодом необходимо:
• Строго отбирать эпизоды для подробного разбора.
• Связывать эпизод

и произведение.
• Варьировать приемы анализа при рассмотрении разных эпизодов.
• Работая над эпизодом, надо стремиться сохранить эмоциональное состояние ученика к героям и событиям.
При работе над эпизодом необходимо:•	Строго отбирать эпизоды для подробного разбора.•	Связывать эпизод и произведение.•	Варьировать приемы анализа при рассмотрении

Слайд 20Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства

выражаются через подбор определённых художественных деталей.

Детали являются мельчайшими единицами, несущими значительную идейно-эмоциональную нагрузку.

Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы:

Какую задачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь характеризует героев и их отношения?
Встречаются ли эти детали в других эпизодах?
Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?
Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых художественных деталей.Детали

Слайд 21Значительное место при анализе эпизода отводится интерьеру и пейзажу.

Интерьер (фр. —

внутренний) — изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. В произведениях художественной литературы это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героя.

Пейзаж (фр. — страна, местность), один из содержательных и композиционных элементов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира.
Значительное место при анализе эпизода отводится интерьеру и пейзажу.Интерьер (фр. — внутренний) — изображение внутреннего убранства какого-либо

Слайд 22Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому

предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин.

Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа:

чтение литературного материала;
сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве;
анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его мастерству должно уделяться большое внимание.
Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть