Слайд 1Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы в рамках
реализации ФГОС
Выполнила:Троцан Т.О.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7
имени историка, профессора Н.И.Павленко
г. Ейска МО Ейский район
Слайд 2
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного
материала
Цель групповой работы
Слайд 3
Задачи групповой работы
Активизация
познавательной деятельности
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
Развитие умений успешного общения
Совершенствование межличностных отношений в классе
Слайд 4Варианты комплектования групп
Стихийно, случайным образом
По интересам:
желание, дружба
отношение к проблеме, к предмету
уровень
познавательной активности (одноуровневые, разноуровневые)
Слайд 5Групповые формы обучения
Общая характеристика
Кооперативное обучение - это технология обучения в малых
группах: работа в парах; работа в малых группах; карусель ; аквариум.
Коллективно-групповое обучение: микрофон; незаконченные предложения; мозговой штурм; ажурная пилка; анализ ситуации; решение проблем; дерево решений.
Отработка дискуссионных вопросов: метод пресс; займи позицию; дискуссия; дебаты.
Ситуативное моделирование: имитационные игры; упрощённые судебные слушания; ролевая игра
Слайд 6
Виды групповой работы
Игра «Продолжи»
Снежный
ком
Лови ошибку
Своя опора
Водоворот
5 вопросов
Слайд 7Виды групповой работы
Игра основана на выполнении
различных заданий группой по цепочке.
Игра
«Продолжи»
Слайд 8Продолжи…
На каждую букву в словах придумать глаголы. Определи спряжение глаголов.
Р у ч к а Л и с т
Слайд 9Виды групповой работы
Снежный ком
Слайд 10Снежный ком
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Слайд 11Водоворот
Используется при закреплении материала. Каждая группа
получает карточки с разными заданиями.
Выполняют их и
передают на проверку другой группе.
Группа, получив карточку с заданием и его
решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
Таким образом, каждая группа знакомится со всеми
выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе.
Слайд 12Приём «Лови ошибку»
Может использоваться в работе по группам, по парам и
в индивидуальной работе на разных
этапах урока:
в начале – при устных упражнениях или при повторении;
в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Затем передают результаты учителю или оглашают его решение перед всем классом
Слайд 13Своя опора
Группа составляет опорный конспект урока или темы на
листе большого формата.
Проходит презентация схем-опор.
Лучшая опора записывается.
Одна группа готовит свою опору по одной теме, вторая - по другой,
потом рассказывают друг другу свою опору.
Слайд 14Метод «5 вопросов»
Ученики должны прочитать информацию об авторе и его произведение
и составить по прочитанному друг для друга 5 вопросов.
Приглашаются два ученика , которые задают друг другу свои вопросы, и один секретарь, фиксирующий на доске ответы одноклассников.
Чтобы составить вопросы, нужно внимательно прочитать материал, выделить главное, а затем правильно сформулировать вопрос.
5 правильных ответов - это 5 баллов по теме. Если позволяет время, поочередно приглашаются все ребята попарно.
Слайд 16Мозговой
штурм
Виды групповой работы
Слайд 17Мозговой штурм при подготовке к итоговому сочинению по литературе
Задание группам:
Группа
1. « Разум и чувства». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
Группа 2. «Честь и бесчестие ». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
Группа 3: «Победа и поражение». Обдумывание интересного вступления к теме «Величайшая победа – победа над самим собой», включив в него тезис, который будете доказывать.
Группа 4: «Опыт и ошибки»». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
Группа 5: «Дружба и вражда». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
Слайд 18Виды групповой работы
Охота
за сокровищами
Слайд 20Метод «Ажурная пила»
Групповая форма работы при изучении нового материала
Новый материал разделить
на равные части.
Например, при изучении биографии А.С. Пушкина разбиваем материал на этапы : детство, лицейский период, петербургский период, период южной ссылки .
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Деление на группы,
Распределение вопросов,
Самостоятельное изучение материала,
Работа в экспертной группе,
Подробное освещение вопросов в своей группе,
Выборочный итоговый контроль учителя,
Оценка работы группы.
Слайд 21«МИКРОФОН»
ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО
БЫСТРО, НО ПО ОЧЕРЕДИ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС ИЛИ ВЫСКАЗЫВАЯ СВОЮ МЫСЛЬ ИЛИ ПОЗИЦИЮ. ВРЕМЯ ОТВЕТА – 1 МИНУТА.
Задайте вопрос классу.
Предложите какой-нибудь предмет (ручку, карандаш), который будет выполнять роль микрофона. Ученики будут передавать его друг другу
Слово предоставляйте только тому , кто получил «микрофон»”.
Предложите говорить кратко и быстро (не более 1 минуты).
Не комментируйте и не оценивайте ответа.
Слайд 22Диспут
Тема: «Серебряный век русской
поэзии».
Роли:
- символисты,
- акмеисты,
- футуристы;
одни готовят чтение стихов, другие - сообщения
о творческих принципах литературных групп, обязательно составляют вопросы для оппонентов.
На уроке между представителями разных течений идут серьезные споры, т.к. каждая группа старается отстоять свою позицию.
В конце учащиеся делают вывод: каждая из литературных групп имеет право на существование.
Слайд 23Роль учителя во время групповой работы
Слайд 24Принципы выбора заданий
для групповой работы
Слайд 25Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается
уровень тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
Улучшается психологический климат в классе
Минусы
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Слайд 26Спасибо за внимание !
Творческих успехов
и достижений !