Слайд 1
Михаил Юрьевич Лермоньов.
«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова»
Слайд 4 Родился 3 (15) октября 1814 года
в г.Москве.
Родители Лермонтова - Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка забрала внука, пригрозив в противном случае лишить его наследства. До смерти отца в 1831 году М.Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете.
Слайд 5
Ю.П.Лермонтов М.М.Арсеньева
(Лермонтова)
Слайд 6 В детстве М.Ю.Лермонтов был угрюмым, несчастливым, одиноким ребёнком. Играл на скрипке
и рояле, был силён в шахматах, прекрасно рисовал (около 400 работ), с 10 лет сочинял пьесы для домашнего театра. Был болезнен. Считал себя некрасивым. «Он не был создан для людей», — писал он о своём герое. То же можно сказать и о нём самом.
Слайд 7 В семье Михаила Юрьевича говорили исключительно на французском языке, как было
принято в те времена. Русскому и английскому языкам будущего поэта обучал англичанин Виндсон.
Слайд 8 Лермонтов, будучи разносторонним, талантливым человеком, помимо литературного
творчества любил математику. В течение всей жизни Лермонтов возил с собой учебник математики.
Слайд 9 Художник Меликов вспоминает Лермонтова: « Приземистый, маленький
ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица. Не только внешность, но и характер его современники изображают так несхоже. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным, других поражает живостью и веселостью.
Нет, он не был похож на Пушкина, хотя жизнь его оборвалась очень рано и тоже трагически на дуэли.
впервые увидев его, напишет: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала смущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества".
всю
жизнь проносим
мы в душе образ
этого человека –
грустного, строгого,
нежного, властного,
скромного, смелого,
благородного,
язвительного,
застенчивого… Поэта
бессмертного и всегда
молодого».
И. Андронников
Мартынов
Слайд 20 Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том,
что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен, смерть ожидал с улыбкой. Об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А. И. Васильчиков, которого поразило веселое лицо дуэлянта.
В какой-то мере разгадку этой странной ситуации подсказывает сам Лермонтов. Правда, устами Печорина: "Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги".
Слайд 21 Судьба отпустила Михаилу Юрьевичу Лермонтову короткий срок: 26
лет 9 месяцев и 12 дней. Но и спустя более 170 лет со дня гибели поэта, перечитывая его строки, мы всякий раз проникаемся нестареющим духом его поэзии и думаем о нем как об одном из самых великих поэтов мира. Он бессмертен.
Слайд 26Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при
жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 27 Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто
две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Слайд 28 Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы
Слайд 29 В центре поэмы – образ юноши, поставленного
жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.
Слайд 30Сюжет, композиция, образ главного героя.
Сюжет поэмы прост:
это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке сбежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». В поэме такая последовательность в изложении не выдержана.
Слайд 31 Особенность композиции не только в смещении последовательности
событий, а и в том, что все, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а сам герой рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточенно на отдельных. Наиболее напряженных моментах действия (встреча с грузинкой, бое с барсом и т.д.). В поэме везде на первом месте герой, а не события. Все названные особенности композиции характерны для романтической поэмы.
Слайд 32 Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний
мир героя.1. Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе. 2. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура.
Слайд 333. Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного
скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. 4. Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью.
Слайд 34Образ Мцыри.
Мцыри – «могучий дух», юноша с бурным сердцем и пламенными
страстями.