Слайд 1
Межпредметные связи
на уроках литературы
Презентацию-выступление подготовила:
учитель русского языка и литературы МОУ
«Школа-гимназия № 6»
г. Джанкоя
Жадан О.С.
Слайд 2«Новое русское искусство так крепко обнялось
с русской литературой и творчеством,
как,
быть может,
ни одно искусство в Европе…
Наша литература и искусство
– это точно двое близнецов
неразлучных, врозь немыслимых»
Владимир Васильевич Стасов
Слайд 3 Межпредметные связи – это особенно значимый фактор формирования
содержания и структуры учебного предмета.
Особенности межпредметных связей
в предметах художественно-эстетического цикла определяются:
Слайд 6Художественно-эстетический
цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких
предметов:
ИЗО и музыка;
литература и ИЗО;
русский язык, литература и музыка;
литература, ИЗО, МХК, музыка;
литература, история, ИЗО, музыка и т.д.
Слайд 7Литература и живопись
Ярким примером использования живописи
на уроках литературы могут служить
иллюстрации,
например: к повести «Капитанская дочка»
Александра Сергеевича Пушкина - репродукции картин
известных художников.
Слайд 8Так «зарисовкой» к уроку по произведению Юрия Павловича Казакова «Тихое утро»
может служить картина
Исаака Ильича Левитана «У омута»
Слайд 9Изучая поэму Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину
Юрия
Михайловича Непринцева «Отдых после боя»
Слайд 10Цикл уроков по произведениям
Николая Алексеевича Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать
циклом картин художника
Алексея Гавриловича Венецианова:
«На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок»,
«На жатве. Лето»…
Слайд 11Литература и музыка
Нельзя представить литературу и без взаимосвязи
с музыкой. Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле.
Изучая различные поэтические произведения, школьникам предлагается не только инструментальное исполнение, но и песни, арии, написанные на слова того или иного поэта. Например, песни на слова Сергея Александровича Есенина, Афанасия Афанасьевича Фета, Фёдора Ивановича Тютчева и др.
Слайд 12Сергей Александрович Есенин
«Ты меня не любишь, не жалеешь.»
Исполнитель: Борис Рубашкин (Борис
Семёнович Чернорубашкин)
Слайд 13Сергей Александрович Есенин
«Клён ты мой опавший»
Исполнитель: Великанова Гелена Марцелиевна
Слайд 14Сергей Александрович Есенин
«Отговорила роща золотая»
Исполнитель: Иосиф Давыдович Кобзон
Слайд 15Музыка развивает воображение.
Например, в 5-7 классах на уроках литературы и
русского языка можно прослушивать звуки природы: журчание ручейка, шум прибоя, раскаты грома, завывание бури, еле слышный шелест листвы, голоса птиц. После прослушивания учащиеся пишут небольшие сочинения по собственным впечатлениям, которые потом коллективно обсуждаются, делают зарисовки.
Слайд 16Подводя итоги, хочу ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не
должен быть оторван от других, смежных предметов: МХК, истории, изобразительного искусства, музыки. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Такая интеграция уроков позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои и в целом гармонически развитую личность.