Презентация, доклад на тему Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку на тему Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Содержание

Девиз: «От знания и понимания, через умения и навыки- к мастерству и творчеству».

Слайд 1 Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № З







Методическая разработка
раздела образовательной программы
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Выполнила:
учитель русского языка и литературы 1 категории
Дубровская Елена Викентьевна.

Г. Павлово Нижегородской области
2010 год.

Муниципальное образовательное учреждение        средняя

Слайд 2
Девиз: «От знания и понимания, через умения и навыки- к мастерству

и творчеству».
Девиз: «От знания и понимания, через умения и навыки- к мастерству и творчеству».

Слайд 3Пояснительная записка.
Одним из важнейших разделов современного русского языка является «Синтаксис. Пунктуация.

Культура речи». Данный раздел даёт совокупность теоретических и практических знаний об основных единицах этого уровня языка – словосочетании, предложении, тексте. При изучении вводного курса синтаксиса поставлена задача формирования главных, опорных синтаксических умений, без отработки которых на данном этапе и в последующие годы невозможно прочное усвоение систематического курса синтаксиса, овладение на должном уровне пунктуационными умениями и навыками.
Это такие базовые умения:
выделять словосочетания из предложения (правильное определение синтаксической зависимости слов в предложении оказывает влияние на усвоение правописания форм слов, обусловленных этими связями, и на пунктуацию (способствует совершенствованию навыка постановки знаков препинания).
находить основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое- глаголом.
определять количество предложений в составе сложного, связанного союзами или без союзов.
Пояснительная записка.Одним из важнейших разделов современного русского языка является «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Данный раздел даёт совокупность

Слайд 4Наряду с указанным выше, в 5 классе при изучении данного раздела

решаются и другие задачи, определенные программными требованиями, но эти являются первоочередными , создающими прочную базу для совершенствования синтаксических и пунктуационных умений в последующие годы обучения.
Успешному решению этих вопросов помогает использование как традиционных видов и форм работы по синтаксису и пунктуации, так и творческих.
Важное место в формировании указанных базовых умений и навыков по синтаксису и пунктуации занимает систематический контроль. Формой контроля является контрольный диктант, контрольное тестирование.
Программа данного раздела составлена в соответствии с действующей программой образовательных учреждений: «Русский язык , 5-9классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос. «Дрофа», М., 2010 г.», а также ориентирована на учебник «Русский язык, 5 класс,
М. М. Разумовская, М., «Дрофа», 2008 г.»
На изучение раздела отводится 39 часов. Из них: 33 часа – на синтаксис и пунктуацию и 6 часов – на уроки развития речи.
Наряду с указанным выше, в 5 классе при изучении данного раздела решаются и другие задачи, определенные программными

Слайд 5 Основные цели раздела:
Образовательные:
- освоение знаний о

русском языке, его устройстве в различных сферах и ситуациях общения, освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса, формирование умений применять полученные знания в собственной речевой практике, формирование языковой, лингвистической, правописной и коммуникативной компетенций учащихся.
Развивающие:
-обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Воспитательные:
-воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.


Основные цели раздела:Образовательные: - освоение знаний о русском языке, его устройстве в различных

Слайд 6 Задачи, решаемые на данном
этапе обучения:
1. Формировать у учащихся

научно- лингвистическое мировоззрение, вооружить основами знаний о русском языке.
2. Формировать прочные синтаксические и пунктуационные умения и навыки, создавать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, обучать школьников умениям связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Формировать у школьников умения и навыки учебно-познавательной, исследовательской деятельности, развивать логическое мышление.
4. Развивать знания учащихся о самой науке Русский язык, её разделах, целях научного изучения языка, формировать элементарные сведения о его методах , этапах развития.
5. Обучать школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формировать общеучебные умения- работа с книгой, со справочной и художественной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Задачи, решаемые на данном этапе обучения:1. Формировать у учащихся научно- лингвистическое мировоззрение, вооружить основами знаний

Слайд 7Психолого-педагогическая характеристика.
Подростковый возраст- это возраст от 10-11 лет до 15 лет,

что соответствует возрасту учащихся 5-11 классов.
Ученики 5 класса ещё во многом напоминают младших школьников.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирование отвлеченных понятий.
Начиная с 5 класса существенно перестраивается характер учебной деятельности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом явно тяготит его.

Психолого-педагогическая характеристика.Подростковый возраст- это возраст от 10-11 лет до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-11 классов.

Слайд 8Расширение связи с окружающим миром, широкое общение со сверстниками, личные интересы

и увлечения также снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение рациональными приёмами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Другая форма выражения мотивов учения- наличие учебных интересов. Учебные интересы ,как правило, избирательны. Учебный интерес зависит от того, насколько связан материал с вне учебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Поэтому необходимо проводить уроки с использованием элементов игровых технологий: уроки-диалоги, уроки -деловые игры, уроки-соревнования, уроки-диспуты и т.п.
Расширение связи с окружающим миром, широкое общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают непосредственный интерес

Слайд 9Игровая форма должна сопровождаться яркими презентациями. В данном случае они целесообразны,

так как оказывают эмоциональное воздействие на ребёнка, включают его в игровую ситуацию и в то же время активизируют мыслительную деятельность. Подобные уроки необходимы детям среднего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, прививают интерес к изучаемому разделу.
Но превращать их в главную форму работы, вводить на каждом уроке нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности. Поэтому нужны и учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что – навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять.
Знания психологических особенностей подросткового возраста, мотивов учения и усвоения знаний школьниками этого возраста- необходимое условие организации наиболее продуктивной учебной работы с ними.
Игровая форма должна сопровождаться яркими презентациями. В данном случае они целесообразны, так как оказывают эмоциональное воздействие на

Слайд 10Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 класса МОУ СОШ №3.
В 5 А классе

26 человек: 13 девочек, 13 мальчиков.
В начале учебного года проводилась диагностика с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене.
Исследовалась логическая и механическая память. Высокий уровень смысловой памяти- 82%.
Механической памяти- 56%.
Уровень концентрации и устойчивости внимания оценивался с помощью методики «Исправь ошибки».
Высокий уровень устойчивости внимания- 44%.
Средний-40%.
Низкий-16%.



Методика «Диагностика саморегуляции» позволяет судить об ориентировке ребенка на систему требований, о его работоспособности.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 класса МОУ СОШ №3.В 5 А классе 26 человек: 13 девочек, 13 мальчиков.

Слайд 11Высокий уровень-38%.
Средний уровень-42%.
Низкий уровень-20%.
Полученные результаты позволили разделить учащихся на


3 группы по уровню сформированности учебной деятельности.
1 группа- 9 человек. (34%) -с высоким уровнем обученности.
2 группа-12 человек. (46%)-со средним уровнем.
3 группа- 5 человек. (19%)- с низким уровнем.


-высокий уровень.

-средний уровень.

-низкий уровень

В целом класс достаточно дружный, многие ребята общаются и во внеурочное время. Между учащимися сложились доброжелательные отношения, благоприятный психологический климат. Ребята общительны, дисциплинированны.

Высокий уровень-38%.Средний уровень-42%. Низкий уровень-20%. Полученные результаты позволили разделить учащихся на 3 группы по уровню сформированности учебной

Слайд 12Ожидаемые результаты освоения раздела программы
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Научить русскому

языку- это значит обеспечить формирование у учащихся компетенций следующих типов: языковой, лингвистической, правописной, коммуникативной.
I. Лингвистическая компетенция.
1) Знать основы «Синтаксиса и пунктуации» как раздела науки о русском языке.
2) Уметь разъяснять сущность понятий, связанных с основными единицами синтаксиса (словосочетание, предложение, текст).
3) Иметь элементарные представления о роли синтаксиса и пунктуации в системе русского языка в целом.
4) Познакомиться с выдающимся учёным-лингвистом А. М. Пешковским.
5) Знать способы выражения грамматической связи слов в словосочетании, строение словосочетания.
6) Уметь составлять словосочетания по схеме, находить словосочетания в тексте.
7) Уметь ставить знаки препинания и объяснять их постановку, уметь узнавать пунктуационные правила в тексте.




Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» Научить русскому языку- это значит обеспечить формирование у

Слайд 138) Уметь находить грамматическую основу предложения, определять количество простых предложений в

составе сложного, выделяя грамматические основы.
9) Знать второстепенные члены предложения, уметь их выделять.
10) Уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью и диалогом.
II. Языковая компетенция.
1) Расширять словарный запас. Развивать внимание к слову и его лексическому значению.
2) Уметь пользоваться разнообразными выразительными средствами в устной и письменной речи.
3) Знать синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.
III. Правописная компетенция.
1) Правильно писать слова с изученными видами орфограмм. Обосновывать условия выбора этих орфограмм.
2) Видеть орфографические ошибки, исправлять их.
IV. Коммуникативная компетенция.
1) Развивать речевую деятельность: чтение, слушание, говорение, письмо.
2) Уметь связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом употребления в речи новых понятий из раздела «Синтаксис и пунктуация».
8) Уметь находить грамматическую основу предложения, определять количество простых предложений в составе сложного, выделяя грамматические основы. 9)

Слайд 14Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,


форм организации деятельности.


Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности на уроках русского языка используются следующие формы обучения: коллективная (фронтальная) работа, работа в парах, групповая и индивидуальная работа.
Разнообразие используемых на уроках активных методов (словесные - беседа; наглядные - использование компьютерных слайдов; практические - выполнение тестовых заданий, работа с учебником , с раздаточным материалом) способствует включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет им лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности. Учебный процесс предполагает

Слайд 15Все более широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет преподнести информацию

в интересном виде:

красочность и наглядность информации;
эстетичность подачи материала;
расширение горизонтов получения дополнительной информации;
экономия времени урока;
возможность разнообразия подачи информации;
удобство накопления раздаточного материала.

Все эти факторы способствуют повышению эффективности уроков, снятию перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков, способствуют развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

Использование современных технологий даёт возможность личностного роста учащихся, направлено на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, обобщить полученные знания.


Все более широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет преподнести информацию в интересном виде: красочность и наглядность

Слайд 16Методы работы.
1. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в

учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

4.В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

5. По принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа , самостоятельная работа.

Методы работы.1. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Слайд 17Структура содержания раздела
программы.

СИСТЕМА ЗНАНИЙ.

Общенаучные знания:

иметь представления о роли «Синтаксиса» и «Пунктуации» как разделов науки о языке в системе русского языка в целом.


Знания из определенной научной области:

ознакомление с историей происхождения (этимологией) понятий «синтаксис», «пунктуация». - систематизация, упорядочение и обогащение словарного запаса.
- совершенствование умения читать и умения слушать.





Структура содержания раздела программы.

Слайд 18Знания из конкретной предметной области:

формирование понятий «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица», «грамматическая

связь», знание сущности понятий, связанных с основными единицами синтаксиса (словосочетание, предложение, текст).

Знания профессионального характера, учитывающие способности и интересы учащихся, а также их подготовку к будущей профессии:

-развитие интереса к предмету «Русский язык»,
-развитие творческих способностей учащихся,
- использование опыта, полученного при изучении раздела, для целей самообразования и повышения личностных результатов.




Знания из конкретной предметной области:формирование понятий «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица», «грамматическая связь», знание сущности понятий, связанных с

Слайд 19

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Познавательная деятельность:
Развивать познавательный интерес к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Иметь научные знания и представления об основных единицах синтаксиса: словосочетании, предложении, тексте.

Преобразующая деятельность:
Использовать ранее полученные знания и умения при составлении словосочетаний и предложений; уметь редактировать текст.

Общеучебная деятельность:
-учебно-организационная: понимание последовательности действий; сравнение полученных результатов с учебной задачей; оценка своей деятельности и деятельности других; правильное оформление записей в тетради.


СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.Познавательная

Слайд 20учебно-информационная: умение работать с учебником и дополнительной литературой (словарями, памятками, справочниками);

осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.
учебно-логическая: умение выделять главное; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; давать определения понятий по существенным признакам; высказывать суждения, обобщать, подытоживать информацию.

учебно-коммуникативная: умение задавать вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе, паре, индивидуально.

Самоорганизационная деятельность:
Умение определять цель работы, составлять план работы для достижения поставленной цели, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ.



учебно-информационная: умение работать с учебником и дополнительной литературой (словарями, памятками, справочниками); осуществлять наблюдения за объектом в соответствии

Слайд 21Поурочное планирование по разделу
программы
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
VII. Синтаксис и

пунктуация (39 часов + 6 часов развития речи)

VII-1. Что изучает синтаксис и пунктуация.
VII-2. Словосочетание. Главное и зависимое слово.
VII-3. Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
VII-4. Именные и глагольные словосочетания.
VII-5. Порядок разбора словосочетания.
VII-6. Повторение темы «Словосочетание».
VII-7. Контрольный диктант по теме « Словосочетание».
VII-8. Анализ контрольного диктанта.
VII-9. Предложение. Интонация предложения.
VII-10. Виды предложений по цели высказывания.
VII-11. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
VII-12. Главные члены предложения.
VII-13. Р/р Изложение «Джек здоровается».
VII-14. Анализ изложения.

Поурочное планирование по разделу программы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»VII. Синтаксис и пунктуация (39 часов + 6 часов

Слайд 22VII-15. Тире между подлежащим и сказуемым.
VII-16. Предложения распространённые и нераспространённые.
VII-17.

Второстепенные члены предложения.
VII-18. Дополнение.
VII-19. Определение.
VII-20. Обстоятельство.
VII-21. Однородные члены предложения.
VII-22. Запятая между однородными членами.
VII-23. Обобщающее слово между однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
VII-24. Обращение.
VII-25. Знаки препинания при обращении.
VII-26. Синтаксический разбор простого предложения.
VII-27. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
VII-28. Анализ контрольного диктанта.
VII-29. Сложное предложение.
VII-30. Знаки препинания в сложном предложении.
VII-31. Понятие сложносочинённого и сложноподчинённого предложения.
VII-32. Прямая речь.
VII-33. Знаки препинания при прямой речи.
VII-34.Диалог.
VII-15. Тире между подлежащим и сказуемым. VII-16. Предложения распространённые и нераспространённые.VII-17. Второстепенные члены предложения. VII-18. Дополнение. VII-19.

Слайд 23VII-35. Знаки препинания при диалоге.
VII-36. Р/р Что такое тип речи.


VII -37. Р/р Описание, повествование, рассуждение.
VII -38. Р/р Оценка действительности.
VII-39. Р/р Строение текста типа рассуждения- доказательства.
VII-35. Знаки препинания при диалоге. VII-36. Р/р Что такое тип речи. VII -37. Р/р Описание, повествование, рассуждение.VII

Слайд 24Урок русского языка в 5 классе по теме
«Что изучают синтаксис

и пунктуация»

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
Знать:
понятия синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке;
основные единицы синтаксиса- словосочетание, предложение, текст;
понятия «синтаксическая единица», «грамматическая связь».
Уметь:
редактировать текст.
Развивающие:
формирование познавательной мотивации ;
формирование навыков самоконтроля;
развитие внимания;
развитие речи;
развитие стремления обогащать свой словарный запас.
Воспитательные:
учить детей учебному сотрудничеству;
воспитывать культуру общения.



Урок русского языка в 5 классе по теме «Что изучают синтаксис и пунктуация»Тип урока: Урок изучения нового

Слайд 25Оборудование и материалы:
Доска.
Презентация к уроку «Что изучают синтаксис

и пунктуация» .
Экран.
Проектор.
Сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета.

Средства обучения:
Учебник (русский язык, 5 класс/М.М. Разумовская, П.А.Лекант. М:Дрофа, 2008г.)

План урока в хронометраже:
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Постановка целей. 1 мин.
3. Актуализация знаний. 3 мин.
4. Объяснение нового материала. 12 мин.
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся. 15 мин.
6.Физминутка. Зрительная гимнастика. 1 мин.
7. Закрепление нового материала. 8 мин.
8. Подведение итогов урока. 2 мин.
9. Определение домашнего задания. 2мин.
Оборудование и материалы: Доска. Презентация к уроку «Что изучают синтаксис и пунктуация» . Экран. Проектор. Сигнальные карточки

Слайд 26

Ход урока.

1.Организационный момент.
• Приветствие
• Создание эмоционального настроя на изучение нового материала
• Оформление тетрадей

2. Постановка целей урока.
Учитель: Тема нашего урока «Что изучают синтаксис и пунктуация».
Сформулируйте основную цель урока.
Ученики: Познакомимся с новыми понятиями «синтаксис» и «пунктуация».

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
Учитель: Какие разделы науки о языке мы изучали?
Ученики: Графика, орфография.
Учитель: Что изучает каждый из этих разделов?
Ученики: Графика – это раздел лингвистики, в котором изучаются буквы и
их звуковое значение.
Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правильное
написание слов.
Слайд №1

Слайд 28
4. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новых разделов

науки о языке. Узнаем историю возникновения разделов, познакомимся с основными понятиями.

Проблемная ситуация.

Учитель: Синтаксис и пунктуация – это названия разделов, которые мы будем изучать. Прежде, чем мы начнём говорить о новых терминах, посмотрите на экран.
Здесь представлены слова:

• быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;

• скоро, польёт, сильная, дождь;

• Небо, нахмуриться.

Слайд №2

4. Объяснение нового материала.Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новых разделов науки о языке. Узнаем историю возникновения

Слайд 30
Учитель: Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у

каждой группы слов?
Ученики: Связать слова по смыслу, изменив их форму.
Учитель: Что же получилось?
Один из учеников зачитывает составленный текст: Быстрая ласточка низко летит над землёй. Небо нахмурилось. Скоро польёт сильный дождь.
Учитель: Скажите, что у нас получилось?
Ученики: Связный текст.
Учитель: Из чего состоит текст?
Ученики: Из предложений.
Учитель: А предложения?
Ученики: Из словосочетаний.
Учитель: Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний, предложений, текста называется синтаксис.



Учащиеся работают в тетради, заполняют таблицу:
1 колонка - записывают название раздела (Синтаксис)
2 колонка - происхождение слова, то есть его этимология (греч. «Синтаксис» - составление, построение, порядок).
3 колонка – что изучает раздел (построение словосочетаний, предложений, текста).

слайд №3

Учитель: Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой группы слов?Ученики: Связать слова по

Слайд 32Учитель: Посмотрите на экран.
Cлайд №5.

Учитель: Посмотрите на экран.    Cлайд №5.

Слайд 33
Ученики: Появились знаки препинания. В первом предложении появились однородные члены, а

из второго и третьего предложения создали сложное.

Учитель: Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания, называется пунктуация.

Учащиеся работают в тетради, заполняют таблицу:

1 колонка - записывают название раздела - пунктуация.

2 колонка – происхождение слова (латин. «пунткум»-точка)

3 колонка – что изучает раздел (правильную постановку знаков препинания).

Слайд№6.
Ученики: Появились знаки препинания. В первом предложении появились однородные члены, а из второго и третьего предложения создали

Слайд 35Работа в парах. (Учащиеся рассказывают правило соседу по парте, учитель спрашивает

любую пару).
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
1) Работа с учебником.
Учитель: Ребята, откройте стр. 124 учебника и прочитайте правило.
2) Работа в рубрике «Сравните!» на стр. 124 учебника (устно). Учитель: Есть ли смысл в том, что написано в первой строчке? А во второй? Подумайте, почему это происходит?
Ученики: Слово называет предмет, его действие, свойство (признак). А предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие им совершается и как оно совершается; то есть в предложении между словами устанавливается определённый смысл.
3) Выполнение упражнения 374 (устно)
Учащиеся читают предложения по цепочке выразительно. Доказывают, что постановка знаков препинания зависит от смысла высказывания.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему знаки препинания так важны на письме?
4) Вспомните историю мальчика Пети, который оказался в стране невыученных уроков. Ему нужно было правильно поставить запятую в предложении: «Казнить нельзя помиловать» - ведь от этого зависела его жизнь. Как удалось ему спасти себя? Запишите предложение в тетрадь.
Слайд №7.
Работа в парах. (Учащиеся рассказывают правило соседу по парте, учитель спрашивает любую пару). 5. Первичное обобщение и

Слайд 37
Учащиеся записывают предложение в тетрадь со знаками препинания: «Казнить нельзя, помиловать».


Учитель: Вот видите, как важно уметь правильно поставить знаки препинания.

5) Выполнение упражнения 376 на стр. 125 учебника.
Учитель: Прочитайте текст. Что затрудняет его понимание?
Ученики: Текст не разбит на предложения.
Учитель: Разделите текст на предложения. Спишите его. Подчеркните в предложении главные члены.
Учитель: Какой текст у вас получился?
Ученики: Утро. Тихо золотится в лучах летнего солнца гладь реки. Рыбаки пристроились на берегу, ждут улова. Учитель: Как можно его озаглавить?
Ученики: Раннее утро.
Учитель: Подчеркните в предложениях главные члены.
Работа в парах.
Учащиеся меняются тетрадями, проверяют друг у друга, как подчеркнуты главные члены предложения. (Учитель может спросить любую пару)

Учитель предлагает объяснить выбор орфограмм.
Учитель: С какими орфограммами работали в данном тексте?
Ученики объясняют выбор орфограмм:
- ться, -тся в глаголах (золотится);
-непроизносимые согласные в корне (солнца); - парные согласные (гладь);
безударные гласные в корне слова (золотится, берегу)

Учащиеся записывают предложение в тетрадь со знаками препинания: «Казнить нельзя, помиловать». Учитель: Вот видите, как важно уметь

Слайд 386. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа.
Редактирование текста.

Слайд №8.
6. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа. Редактирование текста.    Слайд №8.

Слайд 39
Учащиеся составляют текст, записывают его в тетрадь. 2-3 ученика читают составленный

текст.
Учитель: Вот что у вас должно было получиться.

Слайд №9
Учащиеся составляют текст, записывают его в тетрадь. 2-3 ученика читают составленный текст. Учитель: Вот что у вас

Слайд 40
7. Подведение итогов урока.

Слайд №10

7. Подведение итогов урока.      Слайд №10

Слайд 41
Учитель: Оцените свою работу на уроке.
Был внимательным, старательным и все получалось.

Поднимите зелёный кружок.
Старался, но испытывал трудности.
Поднимите желтый кружок.
Было очень трудно.
Поднимите красный кружок.
Учитель: Молодцы. Хорошо усвоили материал. Подняли почти одни зелёные кружки.
Учитель объявляет оценки учащимся и комментирует их.

8. Определение домашнего задания.
Учитель сообщает домашнее задание. П. 49: 1группа (высокий уровень) упр. №377 (1,2 задания),
упр. 378 (3 задание)
2 группа (средний уровень) упр. 377 (1,2 задание).
3 группа (низкий уровень) упр. 377 (1 задание)

Учитель: Оцените свою работу на уроке.Был внимательным, старательным и все получалось. Поднимите зелёный кружок.Старался, но испытывал трудности.

Слайд 42Выводы и перспективы дальнейшей работы:
1. Цели, указанные в методической разработке

раздела образовательной программы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» о привитии интереса к предмету , развитии речевой и мыслительной деятельности, способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию и умении применять полученные знания на практике, считаю что достигнуты.
2. Достижение этих целей осуществляется через организацию и проведение уроков с использованием новых информационных технологий, через активное привлечение учащихся к современным активным методам обучения, через актуализацию знаний, развитие мышления, воображения, необходимых для творческого применения знаний.
3. Перспективы на будущее: продолжать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, приобщать учащихся к получению практических навыков грамотного письма, рационального чтения, применения полученных знаний в собственной речевой практике.
Выводы и перспективы дальнейшей работы: 1. Цели, указанные в методической разработке раздела образовательной программы «Синтаксис. Пунктуация. Культура

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть