Презентация, доклад на тему Мастер - класс. Презентация по русскому языку Подготовка к ЕГЭ (11 класс)

Содержание

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ .   Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.   Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.   Воспитательные задачи:

Слайд 1 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Яркий, как радуга после весеннего

ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

Русский язык

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку  Яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,

Слайд 2

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ

.
  
 Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
   Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
   Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ .   Образовательные задачи: закреплять и расширять знания

Слайд 3Структура экзамена
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25

заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1-24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.  Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Задания 1, 15 – по 2 балла
Задание 7 – 5 баллов
Задание 24 – 4 балла
Задание 25 – 24балла

Структура экзамена Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24

Слайд 4 1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите

номера этих предложений.

(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3)<…> по-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные  с соблюдением принятых в обществе норм.

 1) Внешняя и внутренняя культуры должны быть присущи каждому человеку, ведь они составляют моральные законы общества.
 2) Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.
 3) Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.
  4) Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.
  5) Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения характеризует культурного человека и является его внешней культурой.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. (1)Внешняя

Слайд 51.Вывод.
Из 5 предложенных предложений только два полностью совпадают по содержанию, в

остальных не хватает информации или её избыток.
Ответ: 24 полностью совпали
1.Вывод.Из 5 предложенных предложений только два полностью совпадают по содержанию, в остальных  не хватает информации или

Слайд 62.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3)<…> по-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные  с соблюдением принятых в обществе норм.

Например
(во 2-ом предложении будет конкретизироваться информация 1-го)
Таким образом,
(информация 2-го предложения является следствием того, о чём говорилось в 1-ом)
С одной стороны,
Однако,
Хотя.


2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Слайд 7 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите

значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3)<…> по-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные  с соблюдением принятых в обществе норм.

   1) Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).
   2) во что и на чём. Проводить время в игре. И. в куклы. И. в солдатики.  И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.
   3) что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).
   4) кого-что. Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).
   5) перен., кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать).  И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-н. опасным).  И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором

Слайд 8 4. Орфоэпическая минутка
Ткала́ (Искл.: клАла, укрАла, послАла, постлАла );
НачАв ,

понЯвший
(в действительных причастиях и деепричастиях ударение на корневой гласной);
ЗАгнутый (в страдательных – на приставке);
ПовторЁнный (слова на –Ённый);
ба́рмен с кра́ном в ша́рфе с ба́нтом носил блю́да, заботился о чистоте ту́фель, о́кон, стёкол, мыл кры́льца (от крыльцо) и ни за какие бла́га не отказывался зарабатывать сре́дства
Кварта́л -а́л(в иноязычных словах):
*пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л); Газопрово́д (-прово́д
мусоропрово́д, нефтепрово́д. Исключение: электропро́вод); Хода́тайство (-а́тай(-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай)

исчерпать балованный
звонишь
премировать зубчатый
мастерски
коклюш
обеспечение


исчЕрпать
балОванный
звонИшь
премировАть
зубчАтый
мастерскИ
коклЮш
обеспЕчение

4. Орфоэпическая минутка Ткала́ (Искл.: клАла, укрАла, послАла, постлАла ); НачАв , понЯвший (в

Слайд 9 Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? Исправите ли вы собеседника,

если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте

Да, исправлю
1- Не нравится, когда говорят неправильно
2- Не надо портить русский язык
3- Чтобы человек больше не допускал ошибок

Нет
1- Чтобы не смущать человека
2- Не обидеть
3- Не оказаться бестактным

Не знаю
1- В зависимости от собеседника
2- В зависимости от настроения


Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? Исправите ли вы собеседника, если

Слайд 10 Прочитайте текст и выполните задание.






(1)В последнее время в российском обществе зарождается

тревога за судьбу русского языка. (2)Не превратится ли наш язык в мёртвый, сохраняющийся только в письменных источниках? (3)Не станет ли языком, обслуживающим массовую культуру, - с убогой грамматикой, бедным словарным составом, разрушенной фразеологией? (4)Черты именно такого языка становятся всё более заметными и в нашей разговорной речи, и в публичных выступлениях, и в публицистических материалах, и даже в песнях. (5)Например, в одном из новогодних концертов с чувством пропелись такие книжные строгие слова, как «процедуры», «явление», «обусловить».
(6)Сейчас так не только поётся, но и говорится. (7)Многочисленные ток-шоу, интервью, обсуждения не позволяют скрыть пороки современной русской речи: в прямом эфире невозможно отредактировать неправильные предложения, закруглить фразы, выбросить лишние слова, исправить ударение. (8)И эфир забит ошибками, указывающими на чрезвычайно низкую культуру речи. (9)Например: «скучать по вам», нужно - «по вас»; «о двухсот», нужно - «о двухстах»; «двух тысяча третий год», нужно - «две тысячи третий»; «порядка двадцать и двадцать пять градусов мороза», нужно - «около двадцати - двадцати пяти». (10)Предложения с двумя подлежащими наподобие «Сегодняшняя тема, она касается интересной проблемы» - явление настолько распространённое, что с ним почти смирились и филологи, и редакторы. (11)Здесь процветают и словесные вольности: «мне это на фиг не надо», «косить от армии».
(12)Встречаются и ошибки другого типа, которые назвать ошибками в буквальном смысле слова нельзя. (13)Скорее, признаки чего-то нового, незаметно, но упорно, настойчиво проникающего в русскую речь. (14)Первым в этом ряду стоит вездесущее словечко «как бы». (15)Сейчас оно стало словом-паразитом. (16)Не обязывающее ни к чему выражение со значением неопределённости превратилось не только в речевой, но и в логико-смысловой костыль, помогающий извиниться за приблизительность смысла. (17)«Как бы сдали в аренду», «как бы упорядочили торговлю», «как бы рок-группа», «как бы сомневаюсь»...
(18)В этом «как бы русском языке» исчезает многообразие оттенков, стилистическая дифференцированность, исчезают синонимы. (19)Например, в нём редко можно встретить слова «думать», «полагать», «считать», «делать выводы», «понимать». (20)Их с успехом заменило ещё одно универсальное слово - «ощущать».
(21)На смену мыслям, мнениям, выводам, оценкам и даже впечатлениям пришли сплошные ощущения. (22)При обсуждении и общественно-политических, и экономических, и гуманитарных вопросов мы стали пользоваться этим безликим словом: «Я чётко ощущаю, что здесь происходит», «Как вы ощущаете, будет Америка ратифицировать договоры о разоружении?» (23)Оно используется в таких случаях, когда уместнее было бы употребить слова «чувство», «чувствовать»: «ощущение невосполнимой утраты». (24)По сути, слова «ощущать», «ощущение» заменили в современном «как бы русском языке» целые ряды слов со значением интеллектуальной деятельности и эмоциональной оценки. (25)Стали словами-паразитами новой разновидности.
(26)Подмена и вытеснение множества слов ведёт к их забвению, а потом и к исчезновению из языка.
(По О. Хлебцовой*)

Прочитайте текст и выполните задание. (1)В последнее время в российском обществе зарождается тревога за судьбу русского

Слайд 115. Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся

лексическим значением.

Зачинатель — основоположник ( в + смысле)
Зачинщик — тот, кто начинает что-то неблаговидное.
* зачинщик драки, зачинщик скандала, зачинщики уличных
беспорядков.
Изобретательный - находчивый
* изобретательный ум, изобретательный ребёнок
Изобретательский — относящийся к изобретателю, изобретательству *изобретательская деятельность, изобретательский талант

Красочный— яркий, сочный.
Крашеный — обработанный краской.
Красящий —содержащий краску, служащий для окрашивания

Неудачливый — тот, кому не везёт, кого преследуют неудачи. * неудачливый соперник, неудачливый противник, неудачливый игрок.
Неудачный — сопровождающийся неудачами, принесший неудачу
* неудачный день, неудачный эксперимент неудачный рисунок

5. Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.Зачинатель  — основоположник (

Слайд 121)любимые профессора
2)ярче солнца
3)более пятьсот миллионов
4)кратчайший путь

Укажите пример с ошибкой в образовании

формы слова

Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены

к трёмстам сорока четырём избирателям
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью тремя метрами

более пятьсот миллионов

любимые профессора
ярче солнца
более пятисот миллионов
кратчайший путь

1)любимые профессора2)ярче солнца3)более пятьсот миллионов4)кратчайший путьУкажите пример с ошибкой в образовании формы словаУкажите пример, в котором нормы

Слайд 133
трое подруг

в двух тысяча тринадцатом году



несколько пар джинс
Исправьте ошибки, допущенные при

формообразовании

три подруги

тринадцатом году

в две тысячи

несколько пар джинсов

3трое подругв двух тысяча тринадцатом годунесколько пар джинсИсправьте ошибки, допущенные при формообразованиитри подругитринадцатом годув две тысячи несколько

Слайд 146. Вывод
Не допусти ошибку в именах прилагательных
1. Смешение

степеней сравнения:
Более умнее, самый умнейший (более умный = умнее, самый умный = умнейший)
Не допусти ошибку в местоимениях
Правильное образование форм личных местоимений + Н
(их – у них, им – к ним…).
ихний!
Не допусти ошибку в глаголах
1. Глаголы с суффиксом НУ:
или или НУ:
*завя НУ л - завял (есть приставка – нет суффикса НУ)

Не допусти ошибку в именах числительных
Количественные склоняется каждый корень Порядковые склоняется последнее слово
(трЁХсОТ пятИдесятИ пятИ сот = нот ) (триста пятьдесят пятЫЙ)
40, 90, 100
И.п.: сорок, девяносто, сто
Остальные падежи: сорокА, девяностА, стА

3. Формы множественного числа
- Ы бухгалтеры, возрастЫ,
выборЫ, векторЫ, выпускИ, госпиталИ, дёснЫ


-

 

6. Вывод Не допусти ошибку в именах прилагательных  1. Смешение степеней сравнения:

Слайд 157
Типичные ошибки в построении предложений

7Типичные ошибки в построении предложений

Слайд 167
Исправляем грамматические ошибки
(нарушения синтаксической нормы) в предложениях
Согласно приказу ректора студенты

прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

7Исправляем грамматические ошибки (нарушения синтаксической нормы) в предложенияхСогласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.Нужно

Слайд 17 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву.

8.Скак // Скоч искл. Скачок, скачу
9.( зависит от значения)Мак // Мок
=погрузить и вынуть =пропитать жидкостью обмАкнуть обмОчить
10.Равн // =одинаковый , Ровн =гладкий, ровный урАвнение вырОвнять клумбу искл. Равнина, уровень, ровесник, поровну
11. (запомнить)
-Плов-(искл.) -Плыв- (искл.) -Плав- плОвец плЫвун
плОвчиха  плОвец (исключение)
плАвучий (не исключение)

в..рховье орнам..нт отб..рает к..снулся выр..стающий

Чередования О/А в корне
1. ( зависит от ударения).
Гор// Гар : без / - О искл. выгарки
изгарь, пригарь
2.Твор // Твар : без / - О искл. утварь
3. Клон //Клан : без / - О
4. Зор // Зар : без / - А искл. зоревать, зорянка, зоревой
5. (зависит от следующей буквы) 5.Лаг // Лож : перед Г – А, перед Ж - О искл. полог
6.Раст //Ращ // Рос : нет СТ, Щ - О искл.
Росток, на вырост, подростковый , ростовщик , Ростов, Ростислав
НО : отрасль
7.Кос// Кас + а

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.8.Скак

Слайд 18 9.Правописание приставок
Правописание приставок
Традиционное написание приставок - пишутся всегда одинаково.*забрало (нет приставки

ЗО) 
ПРИ- ПРЕ-=ОЧЕНЬ ПРИСОЕДИНЕНИ = ПЕРЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ БЛИЗОСТЬ к чему-то НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Зависят от значения (запомнить)
Преумножить(=очень сильно) - приумножить(=слегка)
Преуменьшить((=очень сильно) - приуменьшить (=слегка)
Преклоняться (перед подвигом)–приклонить (присоединить)
Претворить в жизнь (ПЕРЕделать) – притворить дверь (неполное действие)
Предавать кого-то( ПЕРЕдавать сведения) - придавать сил (присоединене)
Запомни!
Здесь
Здание
Здоровье = буква З не приставка, а часть корня

Преемник (ПЕРЕнимает) – приёмник (присоединяет)
Преходящее (Не ПЕРЕходит в другую стадию)-приходящий (приближение)
Претерпевать (ПЕРЕжидать боль) - притерпеться к боли (присоединиться)
Предел (высшая точка=ОЧЕНЬ) - придел в церкви ((присоединение)
Пребывать (находиться)- прибывать (приблизиться)
Презирать(ОЧЕНЬ плохо) – призреть сироту (присоединить)
Преступить грань (ПЕРЕступить)– приступить (присоединиться)
Камень преткновения (ПЕРЕступить)- приткнуться (присоединиться) 
Приставки, оканчивающиеся на …З- , …С перед звонкой перед глухой 
*раЗбежались =перед звонким Б пишу З
*раСписались = перед глухим П пишу С!!!! Нет приставки З

9.Правописание приставок Правописание приставокТрадиционное написание приставок - пишутся всегда одинаково.*забрало (нет приставки ЗО) ПРИ-

Слайд 19 10. Буквы о, е, ё после шипящих, правописание суффиксов
 1. В корне

или нет
в корне есть слово с Е нет слова с Е
Ё О
*шЁлк (шЕлка) *шОрох (нет слова с Е) не в корне
2. От глагола или нет?
от глагола не от глагола Ё 3.Ударный? *течЁт (глагол)

ударный безударный О Е
*ключОм(под удар.) *овощЕм (без удар.)
  Запомнить!!!
1) искл. ЕЩЁ
2) ЁР - иноязычный суффикс
3)Существительное: ОЖОГ *ожОг руки (что?-существ.)
Глагол: ОЖЁГ *ожЁг руку (что сделал?-глагол)
 в родительном падеже – Ика родительном падеже - Ка
*ключИк (ключИка) *замочЕк (замочка)

Запомни традиционное написание суффиксов
-ЧАТ-; -ЧИВ-, - ЛИВ-, -ИСТ-, ИЗН-
*взрывчАтый (есть суффикс –ЧАТ-)
*обидчИвый ( ЧИВ-ЛИВ)
4. Суффикс перед суффиксом –Л-
Перед –Л- пиши то, что перед –ТЬ- в инфинитиве
*Обидел – обидеть, *клеил – клеить,
*лаял – лаять
1. -ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)
 1)Поставить в 1-е лицо ед. числа наст. или буд. времени
2) Посмотреть, на что оканчивается данная форма
  на - ую на – ываю (-иваю)
пиши -ОВА- (-ЕВА-) пиши –ЫВА-(-ИВА-)
советОвал (советУЮ)*проведЫвал (проведЫВАЮ)
3)Не путать с глаголами с суффиксом ВА под ударением – пиши ту букву, что была в корне однокоренного слова обве-вА-ть (от обве-ять)
*обви-вА-ть (от обви-ть)
 

10. Буквы о, е, ё после шипящих, правописание суффиксов  1. В корне или нетв корне

Слайд 2011. Окончания глаголов
1- спряжение
-ОТЬ, - АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ,

-
-УТЬ, - ЫТЬ, -ЧЬ …

2. В глаголах 1 спряжения вставьте окончания с буквами Е, У, Ю
3. В глаголах 2 спряжения вставьте окончания с буквами И, А, Я
*бреЕт (искл, 1-е =Е)
*ноЮт (-ыть, 1-е = е у ю)
*чистИт (-ить, 2-е =и а я)

Трудные глаголы на - ять,
относящиеся к 1-ому спряжению
ВЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЧУЯТЬ, ЛАЯТЬ, РЕЯТЬ
ТАЯТЬ, СЕЯТЬ, ЧАЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ
ЛЕЛЯТЬ, КАШЛЯТЬ, КАЯТЬСЯ
ЗАТЕЯТЬ

2спряжение
оканчиваются на
- брить, стелить, - ИТЬ
зиждиться, зыбиться - 4 на – АТЬ
7 на – ЕТЬ:
гнать держать смотреть видеть дышать слышать ненавидеть зависеть терпеть обидеть вертеть

11. Окончания глаголов 1- спряжение-ОТЬ, - АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ,

Слайд 2212. Не с глаголами и деепричастиями Не с краткими и полными формами

прилагательного и причастия.

 Раздельно 
Употребляется без НЕ
*Не сделал (сделал)
Не сделав
краткое причастие раздельно  дом не открыт
. Есть зависимое слово
* не выучивший урок
(противопоставление с союзом а)
* не работавший, а отдыхавший
Есть слова с отрицательным значением:
Вовсе, отнюдь, далеко
ничуть * вовсе не знающий
Запомнить
не рад, не должен, не готов, не обязан, не способен, не намерен, не жаль, не горазд, не видно, не надо, не скоро, не мудрено, не худо, не страшно, не стыдно, не надобно, не нужен, неслучайно

Слитно
1.Не употребляется без НЕ
*Недомогает
Недомогая
Приставка НЕДО = мало
*Недосыпает (мало спит)
краткое прилагательное
(по схеме «Не с прилагательным»)
девочка невоспитанна
Запомни написание устойчивых сочетаний:
как НИ в чём НЕ бывало
во что бы то НИ стало
как бы то НИ было
откуда НИ возьмись
НИ рыба НИ мясо
Ни лечь НИ встать
Ни свет НИ заря и т.д.

12. Не с глаголами и деепричастиями Не с краткими и полными формами прилагательного и причастия.  Раздельно Употребляется без

Слайд 24 13. Правописание союзов

4. Притом = причём = ДА И
 
*

Она ученица, притом (да и) отличница.
При том (тот) - мест. + предлог
При чём (что) - мест. + предлог
 
* При чём тут я?
5. Зато = НО
(За) то здание – предлог + мест.
6. Чтобы = для того чтобы= ЦЕЛЬ
* Мы учимся, чтобы жить.
Что (бы) – местоимение + част.
 
*Что ( бы) мы без тебя делали?
7. Итак, = ЗНАЧИТ
 
* Итак, начнём.
И так (как?) - союз + наречие
* И так было всегда (как?)
 

Союзы 
Не союзы
1. Тоже =также = И
* Я буду тоже. ( И я буду.)
То (же) - местоимение + частица
Так (же) – местоимение + частица
* Он слышал то (же), что и я.
2. Затем = зачем = ЦЕЛЬ
*Она вернулась затем, чтобы
выполнить свой долг (с какой целью?)
1) (За) тем – предлог + мест.
*За тем домом (тот дом) – мест.
2) (За) чем – предлог + местоим.
*За чем стоишь? (что дают?) – существительное3. Потому = поэтому = почему = отчего – оттого = ПРИЧИНА
(По) тому (И.п. тот)- местоим.
(По) этому (И.п. этот)- местоим.
(По) чему (И.п. что) - местоим.
(От) чего (И.п. что) - местоим.
 * По тому мосту (тот мост).


13. Правописание союзов   4. Притом = причём = ДА И * Она ученица, притом (да

Слайд 25 14. Н, НН в отымённых частях речи, причастиях, наречиях

–Н-
- ин- -ан-
-ян- прилагательные : искл. юный
Оловянный румяный
Деревянный гостиная
Стеклянный бараний
свиной пряный
пьяный
рдяный
вороной
буланый
все цвета
Краткое причастие


–НН-

-ОНН- Н+ Н
-ЕНН- (стык морфем) искл. ветреный
но:безветреННый
*осл-ин-ый- ИН
*жест-ян-ый-ЯН
*буланый –непроизв.
*обществ-енн-ый – ЕНН
*магазин-ный – н+н

Отглагольные прилагательные:
Вязаные, кипячёный, тканый, варёный, сушёный

14. Н, НН в отымённых частях речи, причастиях, наречиях

Слайд 2815. Отсутствие запятой в сложном предложении при наличии союза И
1) [1.общий

второстепенный член] и [ 2. ].
*[К вечеру похолодало] и (2)[лужи подернулись тонким ледком]. 
(похолодало когда? - к вечеру; лужи подёрнулись ледком когда? – вечером)
2)[ общее главное предложение] , (2. (3.).(однородное соподчинение)
*[Мать с тревогой писала], (что отца переводят на стройку в Таджикистан)и
(что скоро всем надо будет уезжать).
 (писала о чём? – что отца… и о чём? = что скоро…)
3) [ ] и [ ] , (общее придаточное). * [Море засияло] и [все побежали купаться], (когда выглянуло солнце). 
(море засияло когда?- когда выглянуло солнце; все побежали когда? - когда выглянуло солнце)
[ общее вводное слово] и [ ].
[Бывает, тишина приходит в лес] и [ всё смолкает].
5. [ общая частица] и [ ].  
*[Лишь ветры воют] да [волки рыщут]. 

6. [ ?] и [ ? ]
*[Когдапридёт поезд] и [гдемы встретимся]?
7. [ !] и [ !]* [Забудьте об обидах] и [будьте умны]!
 
8. [назывное предложение ] и [ назывное предложение].
*[Тишина] и [безлюдье].
 
9. []( придаточное состоит из одного слова).
 
*[Он не сказал] (куда).
 
10. [безличное ] и [безличное ] (имеют синонимичные слова в составе сказуемого)
 
*[Нужно быть добрее своих принципов] и [надо быть умнее своих теорий].


15. Отсутствие запятой в сложном предложении при наличии союза И 1) [1.общий второстепенный член]  и

Слайд 29 16.Обособление обстоятельств  
 ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЮТСЯ
×

×
= ,│ одиночное деепричастие│, ( =) × ×
2. = ,│ деепричастный оборот│, (=)
= , │ предлог + существительное │,
  ,│несмотря на…(= вопреки) │,
,│невзирая на…(= вопреки) │,
Отправились в поход, несмотря на неприятности.
Обособленные определения
,│ │, × , распространённое определение , …..
Прошёл истопник, похожий на негра, и не затворил возле меня двери  личн. мест.личное мест.
× , │ │,( ×)
Охваченный злым отчаянием, я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами  × ………. ,││, …….(× )
Наступила заря, и, закованный в снег, двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек. ,│обстоятельственное значение│,×
уступки, причины, условия 
Павел вышел к ней в комнату и, усталый, присел на стул.(Почему сел? Потому что устал)

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 
1. одиночное деепричастие = наречие (утеряно значение действия) *Глебов стоял молча.
2.Фразеологизм  
*Он работал не покладая рук (фразеологизм)
3.Обстоятельство – деепричастный оборот находится в одном однородном ряду с необособленным обстоятельством – наречием. *Пришли туда и сели рядом друг с другом и держась за руки. 
4. Перед деепричастием стоит усилительная частица и.
* Можете уйти и не дожидаясь ответа. 
5.Деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.
*Старосту лизнув Лев милостиво в грудь, отправился в дальнейшийпуть. × (не личное местоимение) определение
Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крыши.
Определение входит в состав сказуемого.
Мересьев сидел молчаливый и тревожный.
(ср.: Мересьев был молчаливый и тревожный)
3.│ │ × (после определяемого слова)
Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего весь день дождя что-то похожее на крыши.

16.Обособление обстоятельств    ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЮТСЯ     ×

Слайд 30 24. Задание Помните: списке терминов, предлагаемых в задании № 24, необходимо

различать обозначения 4 видов средств выразительности:

«Вспоминая о когда-то росшем под окном тополе, Б. Ямпольский использует та­кие тропы, как (А) ________ («жил тысячами тысяч листьев» в предложении 6), (Б)_________ («тополь им рассказывал обо мне» в предложении 9). Такой приём, как (В) ________________(в предложении 27), передаёт чувства автора. А такой троп, как (Г) _________________________ (например, «прекрасных ветвей» в предложении 1), усиливает образность текста».
 Список терминов: 
1)ряды однородных членов
2)олицетворение
3)сравнительный оборот
4)гипербола
5)парцелляция
6)противопоставление
7)диалектизм
8)риторический вопрос
9)эпитет

24. Задание Помните: списке терминов, предлагаемых в задании № 24, необходимо различать обозначения 4 видов средств

Слайд 32Задание 24

Задание 24

Слайд 36Важные правила при выполнении части С:
• хорошо изучи критерии оценивания;


• в соответствии с критериями составь план сочинения (см. таблицу ниже «Композиция сочинения»);
• старайся уложиться в 2 часа.
Хорошо запомни!
Объем сочинения – 150-300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!!
Основная просьба к тебе: помоги, пожалуйста, экзаменатору оценить текст сочинения!
Всегда помни! Сочинение не проверяется, если:
• оно менее 70 слов;
• оно написано без опоры на предложенный текст;
• представляет собой пересказ или перестановку слов и предложений предложенного текста;
• текст нечитаемый – - не сканируется текст (паста очень бледная, либо очень слабый нажим)

Важные правила при выполнении части С: • хорошо изучи критерии оценивания; • в соответствии с критериями составь

Слайд 37Что же такое проблема текста?

Вопрос, над которым размышляет автор.

Выявление и формулирование

проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с  этой проблемой.

Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением

Что же такое проблема текста?Вопрос, над которым размышляет автор.Выявление и формулирование проблемы – это один из важных

Слайд 38Поэтому выделяют различные виды проблем:
  - философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы,

общества, мышления);
  -  социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
  -  политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
  -  экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
  -  нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
        Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

Поэтому выделяют различные виды проблем:  - философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);  -  социальные проблемы (касаются устройства

Слайд 39В тексте должно быть, как минимум, 4 абзаца:
• вступление;

анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
• выражение и аргументация собственной позиции;
• заключение – выводы.
В тексте должно быть, как минимум, 4 абзаца: • вступление; • анализ исходного текста с опорой на

Слайд 40Рефлексия
Я справился (не справился)….
Я смог (не смог)….
У меня получилось (не получилось)…
Я

доволен(не доволен) собой …
Мне было трудно…
Мне было легко…
Мне необходимо поработать над…
РефлексияЯ справился (не справился)….Я смог (не смог)….У меня получилось (не получилось)…Я доволен(не доволен) собой …Мне было трудно…Мне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть