Презентация, доклад на тему Мастер-класс Написание сочинения на лингвистическую тему (ОГЭ)

Содержание

Цитата«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Реформатский А. А.

Слайд 1Написание сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА
Автор: Андреева Т. В.,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми
Написание сочинения на лингвистическую тему в формате ГИААвтор: Андреева Т. В., учитель русского языка и литературы МАОУ

Слайд 2Цитата
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются

знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».

Реформатский А. А.
Цитата«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование

Слайд 3Сочинение № 1
Местоимения, по мнению лингвиста Реформатского, являются вторичными словами. Они

заменяют знаменательные части речи и без них не могут существовать. С данным высказыванием нельзя не согласиться.
В тексте Улицкой множество доказательств этой мысли.
Личное местоимение «он» используется автором вместо имени собственного в 1и 2 предложениях.
Употребление указательных местоимений необходимо в тексте для того, чтобы выделить определенное явление или предмет и акцентировать на нем внимание. Примером данного языкового приема могут служить указательные местоимения «этот» (предложение 24), подчеркивающее значимость первого похода, и местоимение «это» из предложения 12, которое связывает его с предыдущим предложением.
Высказывание А.А.Реформатского справедливо: «Без наличия знаменательных слов существование местоимений «обесценено».

Сочинение № 1 		Местоимения, по мнению лингвиста Реформатского, являются вторичными словами. Они заменяют знаменательные части речи и

Слайд 4Сочинение №2
Местоимение – важная часть речи. И недаром его часто называют

«местоименным словом». С данным мнением трудно не согласиться, и примером может служить текст Л.Улицкой.
Относительное местоимение «который» автор использует в 22 предложении. Оно является заменой для имени собственного Миха во избежание лексического повтора и связывает два простых предложения в одно сложноподчиненное.
Указательное местоимение, необходимое для акцентирования внимания на определенном предмете, использовано автором в 6 предложении. Местоимение «таких» подчеркивает значимость и ценность стихов, которые читает учитель ребятам.
Местоимения – слова заместители, но без них всякий текст утратил бы свое очарование и разнообразие.
 
 
 

Сочинение №2		Местоимение – важная часть речи. И недаром его часто называют «местоименным словом».	С данным мнением трудно не

Слайд 5Критерии
СК1 Приведено рассуждение на теоретическом уровне

2 б
СК2 Приведены 2 аргумента и указана их роль 3 б
СК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 б
СК4 Композиционная стройность и завершенность 2 б
Максимальное количество баллов 9 б
КритерииСК1 Приведено рассуждение на теоретическом уровне

Слайд 6Алгоритм
1. Внимательно прочитайте цитату.
2. Подчеркните в цитате ключевые слова.
3.

Сформулируйте позицию автора и выскажите свое мнение о ней.
4. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть и определите их роль.
5. Напишите сочинение-рассуждение, в котором
а) назовите языковое явление;
б) объясните его значение;
в) укажите роль данного явления в тексте.
6. Закончите сочинение прямым цитированием.

Алгоритм1. Внимательно прочитайте цитату. 2. Подчеркните в цитате ключевые слова. 3. Сформулируйте позицию автора и выскажите свое

Слайд 7Цитата
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств

и мыслей» Л.Н.Толстой.

Цитата«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Л.Н.Толстой.

Слайд 8Цитата
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств

и мыслей» Л.Н.Толстой.

Цитата«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Л.Н.Толстой.

Слайд 9Позиция автора:
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки

мысли, раскрыть самые глубинные чувства.
Позиция автора:  При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства.

Слайд 10Языковые явления
Морфология: роль существительных и глаголов в тексте

Лексика: фразеологизмы, синонимы, антонимы,

омонимы

Синтаксис: виды подчинительной связи в словосочетании

Средства художественной выразительности: метафора, сравнение, эпитеты
Языковые явленияМорфология: роль существительных и глаголов в текстеЛексика: фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимыСинтаксис: виды подчинительной связи в словосочетанииСредства

Слайд 11Языковоеявление
Его значение
Роль в тексте

ЯзыковоеявлениеЕго значениеРоль в тексте

Слайд 121 аргумент
Употребление фразеологизма «смотрели учителю в рот» из 3 предложения (явление)

Синонимично

подчинительному словосочетанию «слушали внимательно» (значение)

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, делают ее богаче (роль)
1 аргументУпотребление фразеологизма «смотрели учителю в рот» из 3 предложения (явление)Синонимично подчинительному словосочетанию «слушали внимательно» (значение)Фразеологизмы придают

Слайд 132 аргумент
Употребление разговорной лексики: глагол «поглядывал» в предложении 6 (явление)

Суффикс

–ыва- и приставка –по- имеют значение многократности, повторяемости, с элементом незаконченного действия (значение)


Суффиксально-приставочный способ помогает создавать художественный образ, реализовать авторскую оценку (роль)


2 аргументУпотребление разговорной лексики: глагол «поглядывал» в предложении 6 (явление) Суффикс –ыва- и приставка –по- имеют значение

Слайд 14Вариант сочинения

При помощи русского

языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Об этом говорит великий русский писатель Л.Н. Толстой. И с данным мнением нельзя не согласиться.
Нет такого чувства, которое нельзя было бы выразить русским словом. Например, в 3 предложении фразеологизм «смотрели учителю в рот» синонимичен подчинительному словосочетанию «слушали внимательно». Этот фразеологизм подчеркивает чувство любви к своему учителю и восхищение им.
В 6 предложении автор использует глагол разговорного стиля «поглядывал». При помощи приставки –по- и суффикса -ыва-, которые имеют значение многократности действия с элементом незаконченности, автор показывает чувства глубокой заинтересованности и своё ласковое отношение к мальчику.
На основании этого можно сделать вывод о том, что слова Л.Н.Толстого о русском языке «…выражающем оттенки чувств и мыслей», бесспорно, правдивы.

Вариант сочинения    		   		При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли,

Слайд 15 Удачи!

Удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть