Слайд 1Написание сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА
Автор: Андреева Т. В.,
учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми
Слайд 2Цитата
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются
знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Реформатский А. А.
Слайд 3Сочинение № 1
Местоимения, по мнению лингвиста Реформатского, являются вторичными словами. Они
заменяют знаменательные части речи и без них не могут существовать. С данным высказыванием нельзя не согласиться.
В тексте Улицкой множество доказательств этой мысли.
Личное местоимение «он» используется автором вместо имени собственного в 1и 2 предложениях.
Употребление указательных местоимений необходимо в тексте для того, чтобы выделить определенное явление или предмет и акцентировать на нем внимание. Примером данного языкового приема могут служить указательные местоимения «этот» (предложение 24), подчеркивающее значимость первого похода, и местоимение «это» из предложения 12, которое связывает его с предыдущим предложением.
Высказывание А.А.Реформатского справедливо: «Без наличия знаменательных слов существование местоимений «обесценено».
Слайд 4Сочинение №2
Местоимение – важная часть речи. И недаром его часто называют
«местоименным словом». С данным мнением трудно не согласиться, и примером может служить текст Л.Улицкой.
Относительное местоимение «который» автор использует в 22 предложении. Оно является заменой для имени собственного Миха во избежание лексического повтора и связывает два простых предложения в одно сложноподчиненное.
Указательное местоимение, необходимое для акцентирования внимания на определенном предмете, использовано автором в 6 предложении. Местоимение «таких» подчеркивает значимость и ценность стихов, которые читает учитель ребятам.
Местоимения – слова заместители, но без них всякий текст утратил бы свое очарование и разнообразие.
Слайд 5Критерии
СК1 Приведено рассуждение на теоретическом уровне
2 б
СК2 Приведены 2 аргумента и указана их роль 3 б
СК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 б
СК4 Композиционная стройность и завершенность 2 б
Максимальное количество баллов 9 б
Слайд 6Алгоритм
1. Внимательно прочитайте цитату.
2. Подчеркните в цитате ключевые слова.
3.
Сформулируйте позицию автора и выскажите свое мнение о ней.
4. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть и определите их роль.
5. Напишите сочинение-рассуждение, в котором
а) назовите языковое явление;
б) объясните его значение;
в) укажите роль данного явления в тексте.
6. Закончите сочинение прямым цитированием.
Слайд 7Цитата
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств
и мыслей» Л.Н.Толстой.
Слайд 8Цитата
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств
и мыслей» Л.Н.Толстой.
Слайд 9Позиция автора:
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки
мысли, раскрыть самые глубинные чувства.
Слайд 10Языковые явления
Морфология: роль существительных и глаголов в тексте
Лексика: фразеологизмы, синонимы, антонимы,
омонимы
Синтаксис: виды подчинительной связи в словосочетании
Средства художественной выразительности: метафора, сравнение, эпитеты
Слайд 11Языковоеявление
Его значение
Роль в тексте
Слайд 121 аргумент
Употребление фразеологизма «смотрели учителю в рот» из 3 предложения (явление)
Синонимично
подчинительному словосочетанию «слушали внимательно» (значение)
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, делают ее богаче (роль)
Слайд 132 аргумент
Употребление разговорной лексики: глагол «поглядывал» в предложении 6 (явление)
Суффикс
–ыва- и приставка –по- имеют значение многократности, повторяемости, с элементом незаконченного действия (значение)
Суффиксально-приставочный способ помогает создавать художественный образ, реализовать авторскую оценку (роль)
Слайд 14Вариант сочинения
При помощи русского
языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Об этом говорит великий русский писатель Л.Н. Толстой. И с данным мнением нельзя не согласиться.
Нет такого чувства, которое нельзя было бы выразить русским словом. Например, в 3 предложении фразеологизм «смотрели учителю в рот» синонимичен подчинительному словосочетанию «слушали внимательно». Этот фразеологизм подчеркивает чувство любви к своему учителю и восхищение им.
В 6 предложении автор использует глагол разговорного стиля «поглядывал». При помощи приставки –по- и суффикса -ыва-, которые имеют значение многократности действия с элементом незаконченности, автор показывает чувства глубокой заинтересованности и своё ласковое отношение к мальчику.
На основании этого можно сделать вывод о том, что слова Л.Н.Толстого о русском языке «…выражающем оттенки чувств и мыслей», бесспорно, правдивы.