Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Алтанская общеобразовательная школа»
Мастер-класс
Малакшиновой Елены Самсоновны,
учителя русского языка
и литературы, первая квалификационная категория
2015г.
Слайд 2«Все в твоих руках»
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел
доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет «живая» - я ее умертвлю, скажет «мертвая» - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 3Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая
проблемные ситуации, организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением учебного материала.
Слайд 4Парная и групповая работа
Организация парной или групповой работы позволяет каждому ученику
развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор).
Слайд 5Технология проблемного и группового обучения
Цели обучения:
развитие мышления и
способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем ;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
(личностная включенность всех участников в процесс обучения;
практическая направленность процесса обучения).
Слайд 6
Текст.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала
мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Слайд 7Ответ:
кашу маслом не испортишь,
как об стенку горох,
хоть
кол на голове теши,
сказано – сделано,
не видать как своих ушей,
всему своё время,
ему про Ерёму, а он про Фому,
как с Луны свалился,
русским языком сказано
Слайд 8Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний,
умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
Слайд 91 задание. Творческая работа
I группа
II группа
Золотые засучив
Изо дня остаться с
Ломать несолоно
Лакомый кто в лес
Калачом чужими руками
III группа
От всего
Кривить
Мастер
По головке
Не сводить
Слайд 10Проверяем
I группа
II группа
Золотые (руки) засучить (рукава)
Изо дня (в день) остаться (с носом)
Ломать (голову) несолоно (хлебавши)
Лакомый (кусок) кто в лес (кто по дрова)
Калачом (не заманишь). чужими руками (жар загребать)
III группа
От всего (сердца)
Кривить (душой)
Мастер (на все руки)
По головке (не погладят)
Не сводить (глаз).
Слайд 112 задание
1 группа. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого
столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) несолоно хлебавши
2 группа. Определить, какие фразеологизмы проиллюстрированы на картинках.
3 группа. «В двух словах» (подобрать фразеологизм)
Вадим не многословен, говорит не часто, но замечания его всегда бьют в цель. Как говорит Вадим?
Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?
Егор напроказничал, но каким- то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, расскажем о нём всему классу. Что мы сделаем?
Слайд 12Проверяем
1) хоть пруд пруди - 3) куры не
клюют
2) кто во что горазд - 4)кто в лес, кто по дрова
3) как снег на голову- 5) как гром среди ясного
неба
4) ни рыба ни мясо- 6) ни то ни сё
5) рукой подать - 2) в двух шагах
6) куда ноги несут- 1) куда глаза глядят
7) с пустыми руками- 7) несолоно хлебавши
Слайд 16Проверяем
Вадим не многословен, говорит не часто, но замечания его всегда
бьют в цель. Как говорит Вадим? (редко, да метко).
Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? (лёгок на помине).
Егор напроказничал, но каким- то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды).
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, расскажем о нём всему классу. Что мы сделаем? (выведем его на чистую воду).
Слайд 171) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.
2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.
3)
Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).
4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... .
5) Проиллюстрировать фразеологизмы.
Слайд 19Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не
покладая рук.
И хоть мы немного устали,
но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.