Слайд 1
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
мастер-класс
ЧТЕНИЕ С ПОНИМАНИЕМ
КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ
РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Учитель русского языка и литературы: Андреева И. П.
Слайд 2 “Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время,
при нынешних успехах разума.”
Н. Карамзин
Слайд 3 В рамках ФГОС предъявляются следующие требования к результатам
учеников, касающихся смыслового чтения:
в образовательной программе школы они разложены внутри ступени:
- к концу 9-го класса учащиеся должны научиться осознанному беглому чтению различных текстов, адекватному восприятию письменной речи, нахождению информации, составлению планов, конспектов, тезисов, формулированию выводов, аргументации, созданию письменных высказываний, адекватно передающих прочитанную информацию, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (схематизировать);
- в 5, 6 классах все эти умения должны быть сформированы, в дальнейшем они совершенствуются, развиваются, в том числе и за счёт работы с более сложными текстами.
Слайд 5Из вышеизложенного следует, что чтение и понимание текста одновременно является и
средством, и целью в современном образовании.
Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, а может быть, и просто невозможно. Но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.
Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником.
Приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.
Слайд 6 К эффективным приёмам понимания можно отнести следующие:
1) смысловая догадка (через
контекст, подбор синонимов, в коллективном обсуждении)
в словарной работе не только по лексическому толкованию трудных для понимания слов, но и по их выявлению в тексте: наблюдения показали, что в среднем ребята не видят и не осознают своего непонимания значения от 15 до 20% слов. Этот приём развивает мышление и повышает скорость чтения, формирует богатый понятийный запас.
2) прием «кластера». У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки. Поэтому можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой или которые уже выбрал из текста. Это дает общее представление о тексте.
Слайд 73) «инсерт» - прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста,
предполагающая следующие значки:
"V" - то, что известно;
"- - то, что противоречит представлениям читающих;
"+" - то, что является новым;
"?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.
Эти пояснения значков, принятых в технологии больше подходят к информационному тексту.
4) «письмо по кругу». Каждый учащийся в группе должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее определённого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.
5) карта определений для описательного текста (например: внешний вид, образ жизни, места обитания, особенности охоты) в самостоятельной работе учащихся в целях более эффективного осмысления текстовой информации. Этот приём помогает составить вопросы по тексту, является хорошей опорой для пересказа.
Слайд 86) "толстые и тонкие вопросы". Есть вопросы, на которые легко ответить
"да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие вопросы»), и те, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые вопросы»). «Толстые вопросы» - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована как способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.
Слайд 97) синквейн является художественной формой письменной рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать
сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн представляет собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний.
Правила написания:
1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна.
2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
3. Три слова – глаголы.
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.
Слайд 108) таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» или «Двойной дневник».
Работа
проходит сначала самостоятельно, потом в парах или в группах. Когда учащиеся объединяются, происходит приращение мнений о герое за счет другого ученика, под сомнение ставятся личные взгляды, возникают вопросы и сомнения, которые и отразятся во втором столбике.
Слайд 129) интерпретация (письмо, дневник и др.) Письменные работы, позволяющие творчески интерпретировать
информацию.
10) чтение с остановками, прогнозирование (по заголовку: тему и идею, по содержанию одной части текста продолжение последующей) для повествовательного текста. Эти остановки - своеобразные границы: по одну сторону - известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием повышает мотивацию, требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Слайд 13 Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный
календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания.
Слайд 14 Данный приём учитывает следующее:
Текст не должен быть знаком учащимся
(иначе теряется смысл и логика использования приёма);
2) Текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей; задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности
(по Б.Блуму: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка).
Слайд 15 В ходе практической работы появилась модификация этой систематики:
Простые вопросы.
Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачётах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.
2) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что ...?»
Слайд 163) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых
ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно - следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4) Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?».
Слайд 175) Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех
или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
6) Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Стратегия «чтение с остановками» дополняется другими приёмами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Слайд 18Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
1. Вызов.
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?».
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.
Слайд 19Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст
должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на сложные - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Притча о колодце.
Вызов.
Прогнозирование, мотивация: «О чём говорит название?»
2. + словарная работа: значение слов «притча» (предположения – это рассказ или что-то ещё?), «колодец» ( что это? какой?)
Слайд 21 Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить,
призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Осмысление.
простой: «Что узнали?» (факты)
уточняющий: «То есть речь идёт не о колодце?» (об ослике, о хозяине, об их чувствах)
творческий: «Отказался ли хозяин от планов спасения ослика, что было бы, если бы не отказался?»
практический: «Какие варианты вы могли бы предложить?»
оценочный: «Хозяин быстро смирился с потерей ослика – это хорошо?»
Итак, что же будет дальше? Почему? (предположения)
Слайд 22 Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и
ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
- простой: «Что происходило? произошло?»
уточняющий: «То есть хозяин не расстроился, не переживал за жизнь ослика? Ему не было его жаль?» «Равнодушны ли соседи?»
практический: «Как бы вы поступили на месте соседей?»
оценочный: через приём «письмо по кругу» (характеристика хозяина) +словарная работа: «вопли», «вопль»
«Чем же закончится эта история?» (прогнозирование, смысловая догадка)
Слайд 23 Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в
колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
простой: «Что узнали?»
уточняющий: «Было ли чему удивиться?»
- оценочный: через приём «письмо по кругу» (характеристика ослика)
Слайд 24Рефлексия. (Форма работы: дискуссия, совместный поиск)
интерпретационные (объясняющие) вопросы ко всему тексту
в целом:
«Интересна ли эта история? Чем?»
«Как вы думаете, эта история о необыкновенном ослике или о чём-то ещё? о ком-то?»
«У этой притчи есть другое название: «Притча о проблемах жизни». Какое название более точное? Почему?»
«Можно ли назвать историю об ослике поучительной? Почему?» «Слышали ли вы похожие истории?»
«Так как бы вы объяснили значение слова «притча»? (нравственное поучение в иносказательной форме: зачем?)
Вывод: не сдаваться, в жизни каждого из нас бывают неприятности и проблемы, и они конечно же ещё будут; но относиться к ним надо мудро и спокойно "стряхивать" и "приминать" каждый кусочек, чтобы подняться выше.
Домашнее задание: творческая работа: рассказать историю глазами ослика.
Слайд 25 Примерные вопросы приема « чтение с остановками».
По названию предположите,
о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы
закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?