Презентация, доклад на тему Литературный процесс 30 – 40 гг. XX в.

Общие тенденцииГлавные задачи культурной революции – ликвидация массовой неграмотности и введение обязательного начального, а затем и среднего образования.Усиление административных рычагов управления культурой в стране: создаются Союзкино, Всесоюзный

Слайд 1Литературный процесс
30-х – 40-х годов
XX века

Литературный процесс 30-х – 40-х годов XX века

Слайд 2Общие тенденции
Главные задачи культурной революции – ликвидация массовой неграмотности и введение

обязательного начального, а затем и среднего образования.
Усиление административных рычагов управления культурой в стране:
создаются Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и
радиовещанию, Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по
делам искусств.
Устанавливается идеологический диктат партии:
усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами
Художественные произведения, созданные на основе метода социалистического реализма, изображали советскую действительность как праздничный лубок.
Создавалась гнетущая атмосфера подозрительности, поиска врагов, нетерпимости к малейшим проявлениям инакомыслия, насаждалось и поощрялось доносительство – типичные явления тоталитарного государства.
Массовые чистки и репрессии нанесли сокрушительный удар по интеллигенции. Жертвами сталинского произвола стали О.Мандельштам, И.Бабель, Н.Клюев, В.Наседкин. Изощрённой травле подвергались М.Булгаков, Е.Замятин, Б.Пастернак и многие другие.


Общие тенденцииГлавные задачи культурной революции – ликвидация массовой неграмотности и введение обязательного начального, а затем и среднего

Слайд 3Литература и искусство

1932 г. – образованы Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз

художников
1934 г. – Союз писателей.
Членство в союзе являлось необходимой и неотъемлемой частью художественного творчества и основой материального благосостояния деятелей культуры.
Отлучение от союза превращало художника в изгоя, а его произведение становилось недоступным для масс.
Господствующий творческий метод – социалистический реализм (соцреализм).
Идейная направленность произведения – решающая в оценке значимости произведения искусства.



Литература и искусство1932 г. – образованы Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников1934 г. – Союз писателей.Членство в

Слайд 4производственная тема;
коллективизация сельского хозяйства;
бурный всплеск исторического романа.

Новые темы 30-х годов

производственная тема;коллективизация сельского хозяйства;бурный всплеск исторического романа.Новые темы 30-х годов

Слайд 5Романы о самовоспитании новой личности
«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении

болезни);
«Два капитана» В. Каверина (о преодолении своих недостатков).
Особое место занимают произведения А. Платонова «Котлован». «Чевенгур», «Ювенильное море».


Романы о самовоспитании новой личности«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении болезни);«Два капитана» В. Каверина (о преодолении

Слайд 6Тема коллективизации
«Поднятая целина» М. Шолохова;
«Бруски» Ф. Панфёрова;
«Лапти» П. Замойского;
«Ненависть» Н. Шухова;
«Девки»

Н. Кочина;
поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.


Тема коллективизации«Поднятая целина» М. Шолохова;«Бруски» Ф. Панфёрова;«Лапти» П. Замойского;«Ненависть» Н. Шухова;«Девки» Н. Кочина;поэма «Страна Муравия»

Слайд 7Тема коллективизации
В полной мере отразить трагические стороны «великого перелома» в деревне,

производимого сверху и повлекшего страшный голод во многих областях страны, перегибы раскулачивания – всё это в той или иной мере будет затронуто лишь позднее, после разоблачения культа Сталина.

Тема коллективизацииВ полной мере отразить трагические стороны «великого перелома» в деревне, производимого сверху и повлекшего страшный голод

Слайд 8Жанр исторического романа
В. Шишков «Емельян Пугачёв»;
О. Форш «Радищев»;
В. Ян «Чингиз-хан»;
С. Бородин

«Дмитрий Донской»
А. Степанов «Порт-Артур»;
И. Новиков «Пушкин в Михайловском»;
Ю. Тынянов «Кюхля»;
Центральное место занимает роман А. Толстого «Пётр Первый».


Жанр исторического романаВ. Шишков «Емельян Пугачёв»;О. Форш «Радищев»;В. Ян «Чингиз-хан»;С. Бородин «Дмитрий Донской»А. Степанов «Порт-Артур»;И. Новиков «Пушкин

Слайд 9Доминирование романа с трафаретными сюжетными ходами и системой персонажей, обилием риторики

и дидактики.

Единообразие советской культуры

Доминирование романа с трафаретными сюжетными ходами и системой персонажей, обилием риторики и дидактики. Единообразие советской культуры

Слайд 10Изменения в образах героев
Герой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей.
Шаблонные

персонажи: сознательные коммунист, комсомолка, бухгалтер из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант.



Изменения в образах героевГерой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей.Шаблонные персонажи: сознательные коммунист, комсомолка, бухгалтер из

Слайд 11Романы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая целина» 1932-60
Эпопея М. Горького

«Жизнь Клима Самгина» 1925-36
Роман А. Толстого «Петр Первый» 1930-45
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», 1928-1940

Лучшие прозаические произведения 30-40-х годов

Романы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая целина» 1932-60Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1925-36Роман А. Толстого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть