Слайд 1Тема урока: Культура России в конце XIX- начале ХХ в. Серебряный
век.
Слайд 2
Эпиграф к уроку:
«Научите вашу душу не только воспринимать, но и впитывать
в себя прекрасное»
В.Ф. Комиссаржевская
Слайд 3Цели урока:
Обобщение сведений по культуре Серебряного века, углубление знаний о
жизни и творчестве видных представителей российской культуры начала ХХ в.
Развивать восприятие мира русской культуры начала ХХ века.
Воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к личности и творчеству отдельных деятелей литературы и искусства.
Расширять кругозор:
Воспитывать эстетический вкус;
Развивать творческий потенциал;
Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, созданию активной жизненной позиции.
Слайд 4Александр Александрович Блок
Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880
в Санкт-Петербурге — скончался 7 августа 1921 в Петрограде — русский поэт - символист.
Слайд 5Он по праву занимает центральное место среди поэтов серебряного века. Путь
Блока был труден и полон противоречий. Но в своём творчестве поэт всегда был честным и мужественным, восторженным и влюбленным.
Слайд 6Каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой –
жизнь. Поэзии Блока, как и всем великим явлениям искусства, суждена вечная молодость – та самая, что окружает человека духом добра и свободы и задаёт ему труднейшие вопросы. Об этом с глубокой верой сказал сам поэт:
Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
Слайд 7Константин Дмитриевич Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15.6.1867в деревне Гумнищи Шуйского уезда
Владимирской губернии. Умер 23.12.1942 в Нуази-ле-Гране во Франции. Бальмонт — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.
Слайд 8Стихотворения одного из основоположников символизма, Константина Бальмонта, совсем другого плана. Юношеская
одухотворен- ность и радость бытия звучат в его стихах. Он стал первым представи-телем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность.
Слайд 9Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто символистским;
не являлся поэт и «декадентом» в полном смысле этого слова: декадентство для него «…служило не только и не столько формой эстетического отношения к жизни, сколько удобной оболочкой для создания образа творца нового искусства». Первые сборники Бальмонта при всём обилии в них декадентско-символистских признаков литературоведы относили к импрессионизму, течению в искусстве, которое ставило своей целью передачу мимолётных, зыбких впечатлений.
Слайд 10Осип Эмильевич Мандельштам
Осип Эмильевич Мандельшта́м (имя при рождении — Ио́сиф; Родился
в Варшаве 3 (15) января 1891. 27 декабря 1938 умер от сыпного тифа в лагерном пункте. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
Русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Слайд 11Незаурядный талант, высокая культура, строгая взыскательность к собственному творчеству позволили ему
занять своё место на поэтическом Олимпе. Социальными темами и антивоенными мотивами насыщен поэтический мир Мандельштама.
Слайд 12Ему очень точно удалось описать атмосферу тех суровых лет, за что
и поплатился жизнью. В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек. Б. Пастернак этот поступок называл самоубийством. Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама.
Слайд 13Николай Степанович Гумилёв
Николай Степанович Гумилёв родился 3 (15) апреля 1886 в
Кронштадте. Умер в августе 1921, под Петроградом, точное место неизвестно — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Слайд 14Николай Гумилев - поэт редкой индивидуаль-ности. Он прожил короткую, бурную, яркую
жизнь. Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, так в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.
Слайд 15Н. Гумилев создал акмеизм, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам был
значительнее этого направления. Писатель А. И. Куприн так сказал о поэте: "Ему не чужды были старые, смешные предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести. Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматом высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов.
Слайд 16Странствующий рыцарь, аристократический бродяга - он был влюблен во все эпохи,
страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте.
Слайд 17Игорь Северянин
Игорь Северянин- поэт футурист. Настоящее имя - Игорь Васильевич Лотарёв.
Родился 4 мая (16 мая) 1887 в Санкт-Петербурге. Скончался 20 декабря 1941в Таллинне. Северянин –русский поэт «Серебряного века».
Слайд 18Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, одним из представителей которого
является И. Северянин.
Слайд 19На стихах И. Северянина лежит печать экстрава-гантности, многие из них написаны
иностранными словами и новообразо-ваниями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам И. Северянин оценивал себя очень высоко:
Я избран королем поэтов -
Да будет подданным светло!
Слайд 20Характер его поэзии своеобразен, не похож на стихи других поэтов его
направления. И все же ему присущ был футу-ристический эпатаж, склонность к неологиз- мам, бесспорный дух новаторства. В свое время И. Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его стихами.
Слайд 21Владимир Владимирович Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 в
Багдаде, Кутаисской губернии. Скончался 14 апреля 1930 в Москве. Маяковский — русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Слайд 22Владимир Маяковский стал ярким представителем футуризма. Это поэт огромного и многогранного
таланта.
В. Маяковский - это поэт трибун, который считал своим предназначением служение своему классу. Ради этого он отрекается от личных мотивов, становясь на горло собственной песне. Поэт говорит: "Слово - полководец человечьей силы: Поэзия нужна, чтобы бороться с хламом жизни и утверждать новую реальность:".
Слайд 23Он готов был заплатить любую цену за светлое будущее: безжалостно ломал
все привычные представления о жизни, любви, красоте. Каждое стихотворение - это живой, взволнованный монолог или разговор с современниками и потомками. Для него писать - значит сражаться за человечество и человека.
Слайд 24Анна Андреевна Ахматова
Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) родилась
11 (23) июня 1889 в Одессе. Умерла 5 марта 1966 в Домодедово. Ахматова - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Слайд 25Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов
серебряного века - талантливая поэтесса, которую когда-то звали " Сафо 20 столетия". Это Анна Ахматова. Новые страницы вписаны ею в Книгу любви. Страсти, бушующие в ахматовских любовных миниатюрах, поражают читателя величайшей психологической глубиной и точностью.
Слайд 26Несравненный психологизм, напряженный драматизм ее лирики ставят поэтессу в один ряд
с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.
Слайд 27Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892
в Москве. Скончалась 31 августа 1941, в Елабуге . Цветаева - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Слайд 28
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья. Я родилась.
Так написала о дне своего
рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Еще одна поэтесса - еще одна трагическая судьба.
Слайд 29Обостренность мировосприятия, атмосфера душевного горения, безмерность чувств, острейшие драматические конфликты -
все это мы найдем на страницах ее поэзии.
Ее стихи напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким ритмом, напевностью.
Слайд 30Сергей Александрович Есенин
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе
Константиново. Умер - 28 декабря 1925 в Ленинграде. Есенин -русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.
Слайд 31В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал
учёбу в закрытой церковно-учительской школе. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
Слайд 32В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской
народный университет имени Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Слайд 34Подведение итогов.
Что нового вы узнали на занятии?
Как вы думаете, почему в
начале ХХ в. в отечественной культуре было такое явление как «Серебряный век»?
Как вы считаете, как отразилось творчество деятелей культуры на творчестве современных деятелей культуры?
Назовите основные направления в литературе Серебряного века и их представителей.
Слайд 35 Домашнее задание:
Охарактеризовать основные направления развития общественной мысли
начала ХХ в., указать их связь с современностью.
Составить тезисный план статьи «Серебряный век русской поэзии» (учебник Обернихиной, с. 423 – 434).
Написать эссе на тему: “Мой Серебряный век"