Слайд 1Тема урока
Комплексный анализ текста
Слайд 2Цели урока
Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
Развивать логическое и
критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
Развивать навыки комплексного анализа текста, повторить изученный материал, подготовить учащихся к итоговой аттестации за 8 класс в формате ОГЭ.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Слайд 3Одной из актуальнейших проблем современности является проблема экологии
« Человечество слишком долго
вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?»
Слайд 6
В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и
природы
Слайд 7Прочитаем текст и выполним задания
(1)Земля – космическое тело, а мы
– космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим – нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
Слайд 8(8)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском,
масштабе существа. (9)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (11)Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(12)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимности общения человека с природой, с красотой нашей земли. (13)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (14)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (15)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В.Солоухину)
Слайд 9Анализ текста
Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?
Жизнедеятельность человека представляет реальную
угрозу нашей планете
Современный человек не всегда может черпать силы в общении с природой.
Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.
Слайд 10
Определите стиль и тип речи текста
Публицистический стиль, описание
Художественный стиль, описание
Публицистический стиль,
рассуждение
Научный стиль, рассуждение
Слайд 11В каком предложении слово КОРАБЛЬ употреблено в переносном значении?
(2)Система жизнеобеспечения на
нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим – нет.
2
3
5
6
Слайд 13
Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложении 11?
(11)Снуют, размножаются, делают
свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
антитеза
эпитет
метафора
сравнение
однородные члены
Слайд 14
Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ. Запишите
полученное словосочетание.
(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной.
очень длительный
Слайд 15Определить способ образования слова ОСТРОУМНО (предложение № 2). Запишите ответ одним
словом в форме И.п. м.р., ед.ч.
(2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
суффиксальный
Слайд 16Замените словосочетание ШУБУ ЛЕСА (предложение № 10), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со способом связи согласование. Запишите полученное словосочетание.
10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно.
лесную шубу
Слайд 17Из предложений 8 - 10 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется глухостью последующего согласного.
(8)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (9)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно.
распространяется
Слайд 18Из предложения № 13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется
правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов
-ОНН-/ЕНН- пишется НН»
(13)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
искусственной
Слайд 19Среди предложений 1-3 найдите предложения, осложненные обособленным определением, напишите их номера.
(1)Земля
– космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет.
1
3
Слайд 20В предложениях № 13 - 15 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.
(13)С
одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (14)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (15)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
какое-нибудь
Слайд 21Укажите количество грамматических основ в предложении № 9. Ответ запишите цифрой.
(9)Скапливаются
они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.
2
Слайд 22Укажите тип сказуемого в предложении № 15.
(15)Успеет ли Земля выработать
какое-нибудь противоядие?
составное глагольное сказуемое
Слайд 23Среди предложений 2 - 4 найдите предложение, в котором есть составное
именное сказуемое. Запишите его номер.
(2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан.
2
Слайд 24Замените в предложении № 10 разговорное слово КАПЕЛЬКУ стилистически нейтральным синонимом,
запишите его.
(10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно.
частицу
Слайд 25Как бы вы определили основную мысль текста?
Жизнедеятельность человека представляет реальную
угрозу нашей планете. Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
Слайд 26
«Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во
Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви».
Слайд 27
Вероятно, размышления В.Солоухина никого из вас не оставили равнодушным к проблеме
взаимоотношения человека и природы.
Так ли это?
Слайд 28Домашнее задание
В каких произведениях русских писателей раскрывается проблема взаимоотношения человека и
природы?